-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 22.06.2010

Банк как фактор

По итогам 1-го квартала 2010 года оборот российского рынка факторинга составил около 78 млрд рублей, согласно данным, собранным Ассоциацией факторинговых компаний (см. таблицу). В Кузбассе развитие этой банковской услуги идёт сдержанными темпами, что подтверждается не только небольшим количеством банков, занимающихся предоставлением факторинга, но и отношением большинства компаний, предпочитающих факторингу другие банковские продукты.
 
Оценить объём факторинга в Кузбассе пока сложно, так как представители банков не спешат раскрывать данные о только начинающем развиваться направлении своей работы. Однако можно сказать, что пока эти объёмы невелики. В России факторинг появился в марте 1996 года, когда была введена в действие вторая часть Гражданского кодекса РФ. В Кемеровской области услуга начала развиваться лет 10 спустя, поэтому пока, рынок довольно небольшой, а сама услуга не столь популярна у клиентов банков.
Лидером факторинговых услуг в России с 2009 года является «Промсвязьбанк». По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошлом году он сместил с этой роли крупнейшую факторинговую компанию России – «Еврокоммерц», обанкротившуюся в конце 2008 года. Лидер общероссийского рынка факторинговых услуг занимает также одну из первых позиций и в Кемеровской области. «В Кузбассе факторинг не так популярен, как в центральной части России, – рассказала Ольга Блашковская, заместитель управляющего Кемеровским филиалом ОАО «Промсвязьбанк», – это связано с тем, что основные потребители факторинга в «Промсвязьбанке» – это федеральные сети розничной торговли. В Кемеровской области федеральные розничные сети представлены не так широко, как местные».
Тем не менее, перспективы у факторинга на местном рынке есть, считает Ольга Блашковская, и связаны они с тем, что у этого вида банковских услуг есть преимущество перед кредитованием. Факторинг не подразумевает залога. В кризис, когда стоимость основных средств, транспорта, товарно-материальных ценностей упала, многие предприятия столкнулись с проблемой нехватки залогов. В таких случаях выгоден именно факторинг, не подразумевающий обеспечения средствами.
Основным целевым сегментом факторинговых услуг являются представители малого и среднего бизнеса, имеющие дело с отсрочками платежей. Из опрошенных «Авант-ПАРТНЁРом» бизнесменов определённая часть говорит о слишком высокой стоимости этой услуги, объясняя невозможность воспользоваться факторингом. Средняя ставка по факторингу составляет 13-15% годовых, в зависимости от различных факторов (репутация и финансовое состояние покупателя, сроки оплаты и т.д.).
«Мы работаем с нашими покупателями с отсрочкой. Задержки составляют 40 дней, – рассказал Александр Лобанов, генеральный директор ЗАО «Провинция ресурс». – Если мы будем брать факторинг, то будем платить банку процент. В нашем же случае, мы просто получаем наши деньги с отсрочкой в 40 дней. Используя факторинг, мы по сути ничего не выиграем, кроме того, что деньги придут на наш счёт раньше. Нам это невыгодно. Мы попытались работать с банком по факторингу, но в итоге не стали этого делать. Провели переговоры с одним из банков, сделали расчёты и поняли, что это для нас слишком дорого. Выгоднее вышло получить кредит. На мой взгляд, у факторинга есть два недостатка. Во-первых, он более дорогой, чем кредит. И, во-вторых, банк не гарантирует возврата денег от контрагента. Если контрагент не отдал деньги, ответственность за дебиторскую задолженность придётся нести нам, самостоятельно работая с контрагентом. Банк, как правило, не берёт на себя ответственность по взысканию с клиента дебиторской задолженности. Если бы банк брал на себя такие обязательства в случае форс-мажорных обстоятельств, тогда нам было бы интересно пользоваться этой услугой».
Однако в случае нехватки оборотных средств и опасности возникновения кассовых разрывов факторинг является наиболее удобным способом выйти из ситуации. Часто недостаток средств возникает на ранних этапах работы предприятия. «Мы пользовались факторингом только однажды – ещё в 2007 году, – рассказала Оксана Грязнова, начальник финансового отдела ООО ТД «СДС-Алко». – Тогда наше предприятие было открыто недавно, и нам не хватало собственных оборотных средств. Поэтому мы и решили воспользоваться услугой факторинга. Сейчас у нас такой необходимости нет, потому что оборотных средств вполне достаточно».
Преимущества при факторинге появляются и у другой стороны – контрагента – фактически он получает товарный кредит и возможность увеличить объём закупок. О привлекательности факторинга «Авант-ПАРТНЁРу» говорил и Евгений Грива, генеральный директор ООО СОК «Грау» (См. «А-П» за 27 апреля, №8): «Факторинг нам понадобился потому, то есть категория клиентов, которые любят получать большую отсрочку в оплате. В связи с этим факторинг нужен нашему предприятию, чтобы у нас не было кассовых разрывов. Отсрочки клиентам нужны были и до кризиса, и мы пробовали до этого у других банков получить этот вид услуг. Но там нас не совсем устраивала стоимость этой услуги».
Высокая стоимость факторинга зачастую становится основным препятствием на пути клиента к получению этой банковской услуги. Возможно, недоступные для многих предприятий ставки по факторингу являются следствием дефицита предложения этой услуги на кузбасском рынке. Повторим, продавцов факторинга в Кемеровской области не так много, благодатной почвы для конкуренции нет. В основном факторингом занимаются крупные игроки банковского сектора, но на территории Кузбасса – далеко не все. Мелкие банки тем более не готовы делать ставку на продвижение этого продукта в регионе. Кузбасс воспринимается как рынок для активного распространения других финансовых продуктов.
«В Кузбассе факторинг не является нашим приоритетным направлением, в силу того, что у нас здесь – другой целевой сегмент, – рассказал «Авант-ПАРТНЁРу» представитель одного из банков, – в основном мы работаем с угольными компаниями. В других регионах мы развиваем факторинг более активно, но в Кемеровской области он, можно сказать, второстепенен. На сегодняшний день у нас пока несколько клиентов, пользующихся этой услугой. Однако нельзя сказать, что факторинг в Кузбассе сворачивается – это устойчивая услуга, предлагаемая нашим банком, одна из целевых для продвижения на рынке. Ведя переговоры с нашим потенциальным клиентом, мы рассматриваем условия, в которых он находится, и, исходя из этих условий (залог, финансовое состояние предприятия), рекомендуем им соответствующую банковскую услугу. Факторинг предоставляется при дебиторской задолженности предприятия от 30 млн рублей. Наряду с факторингом мы предлагаем кредитные продукты на других, для кого-то более интересных, условиях, которые привлекают клиентов. Факторинг больше направлен на представителей малого и среднего бизнеса. Если же это крупное предприятие, которое имеет хорошую кредитную историю и востребовано банками, то факторинг для него не представляет особого интереса».
Значительные перспективы у факторинга в регионе видит Николай Лебедев, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами операционного офиса «Кемеровский» ОАО «Альфа-Банк»: «Факторинг, как отдельный продукт, предоставляется кузбасским клиентам с 2008 года. Кузбасские компании проявляют устойчивый спрос на данный продукт, что свидетельствует о его успешности в банке. В целом объём портфеля в рамках продукта «Факторинг» составляет около 5% от общего кредитного портфеля кузбасских компаний в ОАО «Альфа-Банк». Уровень популярности этого продукта в Кузбассе не уступает уровню популярности в других регионах РФ, – уверен Николай Лебедев. – У факторинга есть все перспективы развития. Многие клиенты уже по достоинству оценили преимущества данного продукта, и количество таких клиентов устойчиво растёт».
И всё же многим клиентам условия предоставления факторинговых услуг пока кажутся недостаточно приемлемыми. «Мы не пользуемся факторингом, поскольку у нас нет просроченной дебиторской задолженности, – объяснила Майя Кузнецова, заместитель директора по финансам ООО «Деревенский молочный завод», – Все наши контрагенты исправно и своевременно оплачивают нашу продукцию, хотя мы и работаем с отсрочкой платежей. У нас достаточно оборотных средств. Условия банка при факторинге довольно жёстки. В общем, если нам не нужны срочные оборотные средства, то у нас нет смысла платить комиссию банку по факторингу. Также при факторинге необходим обмен документацией. При наших объёмах поставок это килограммы бумаги, которые нужно будет передать банку. Я считаю, что это выгодно компаниям, у которых имеются крупные сделки с отсрочкой платежа при небольшом ассортименте продукции».
Эдуард Савенко
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко