-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 25.05.2010

Конкуренция в глубинке

На московском семинаре Джека Траута побывало несколько наших кемеровчан – специалистов-практиков в области маркетинга. Мы попросили поделиться своими впечатлениями и мыслями директора маркетингового центра «АС-маркетинг», члена совета Союза маркетологов России Наталью Торик, и консультанта-разработчика программ лояльности и поощрений клиентов, модератора Кемеровского филиала Российской дисконтной системы «Золотая Середина» Андрея Федосеева.
 
– Доклад известного маркетолога Траута, как мне показалось, содержит выводы о том, что современная мировая экономическая ситуация (связанная с кризисом) практически опровергает многие устоявшиеся положения маркетинга как науки. Правильно ли я понял классика и можете ли вы согласиться, что и в экономике нашей страны произошёл некий «переворот»?
 
Андрей Федосеев
Андрей Федосеев, консультант-разработчик программ лояльности и поощрений клиентов, модератораКемеровского филиала Российской дисконтной системы «Золотая Середина»
– Подобных контекстов в выступлении Джека Траута я не запомнил. Маркетинг, как науку, он не затрагивал, ни в контексте кризиса, ни вообще. Он говорил о «своём»: о позиционировании компаний и брендов, о дифференцировании, о маркетинговых войнах – приводя как зарубежные примеры, так и наши, российские (у него есть заказчики в России). Джек Траут говорил о том, что уровень конкуренции на современном этапе вообще (по сравнению с прошлым веком), а в кризис и посткризисной ситуации в частности, максимально высок. Он (уровень конкуренции) вообще никогда не был так высок как сейчас – идут настоящие маркетинговые войны. Причём термин «маркетинговые» тождественен термину «рыночные». На своей практике, здесь в нашем городе Кемерово, мы «переворотов» не замечаем и не ощущаем. Есть тенденции новые, есть динамика каких-либо изменений, уже есть понимание трендов и даже среднесрочные прогнозы. Но не «переворот». Просто капитализм и капиталистическая рыночная конкуренция показывает нам всем истинное лицо.
 
Наталья Торик
Наталья Торик, директор маркетингового центра «АС-маркетинг», член совета Союза маркетологов России
– Признаться честно, я тоже такого вывода из уст Траута не услышала. Он много рассуждал про нашу страну, особенно во время пресс-конференции, да это была даже не его инициатива, а желание присутствующих журналистов. Маркетинг территорий – сейчас тренд и логично, что журналистам, да и всем остальным гостям пресс-конференции было интересно обсудить имидж России с «легендой маркетинга». Всех волновал вопрос о реальном позиционировании России в глазах мировой общественности. Мы услышали от Траута слова «преступность», «небезопасная территория для бизнеса», «незащищенный бизнес», «политика откатов» – эта мысль была ключевой. Как ни грустно, но на вопрос о маркетинге в России, Траут не нашёлся, что ответить и не вспомнил ни одного российского специалиста мирового уровня. Про кризис, естественно, тоже заходила речь, и Траут акцентировал, что именно сейчас бизнесу дана уникальная возможность пересмотреть существующие стратегии и концепции ведения бизнеса, и заняться репозиционированием компаний.
 
– Вспоминая свои книги 30-летней давности, Траут говорит, что тогда ещё закавычивал термин «конкуренция». Сегодня он считает, что вообще зря его употреблял – конкуренция в истинном понимании начинается только сейчас. А начинается ли она на нашем отечественном, а особенно на местном рынке? О чём говорят Ваши наблюдения?
 
Наталья Торик
– О какой конкуренции идёт речь? С 1945 года объёмы мировой торговли постоянно росли, а лишь с 2008 года объёмы мировой торговли – впервые за 63 года – начали снижаться. Естественно, что на растущих рынках вести бизнес легче, чем на снижающихся. И конкуренция в этой ситуации многократно обостряется.
Говоря о наших наблюдениях, очевидна грустная статистика, что наши компании конкурируют ценой, а отнюдь не качеством, «убивая» рынок политикой демпинга.
 
Андрей Федосеев
– Термин «конкуренция» оценочен по каким-либо критериям, как понятия «хорошо», «тепло» и так далее. Всё же познается в сравнении. Джеку можно верить, ведь несколько десятков лет успешной практики не оставляют сомнений в том, что он эксперт и гуру высочайшего класса. Конкуренция была и раньше, есть сейчас, будет и дальше. Но, степень её с каждым годом все выше, и рыночные условия всё жестче – это факт и тренд. Лет через 5-10 мы, возможно, с такой же уверенностью будем говорить про сегодняшний этап. Однако маркетинг – это, прежде всего, стратегия действий. На нашем рынке время маркетинговых клиенториентированных стратегий только начинается. Это единичные случаи средних и больших состоявшихся независимых компаний. Успешность и стабильность сейчас часто определяется наличием собственного незаёмного капитала и «административным» ресурсом, нежели профессиональными компетенциями. Например: собственное помещение или арендованное, есть кредиты или нет, есть база постоянных лояльных клиентов или нет – и так далее. Многие предприниматели ещё держатся «накопленным жирком», проедая его в надежде на призрачные сезонные всплески торговли. Вот когда этот этап закончится, а это еще 1,5-3 года, тогда и компетенции станут востребованы. А пока меняется структура рынка, структура используемых технологий, структура предпринимателей, структура общества вообще. Крупные предприниматели «конкуренции» не боятся. Ведь ключевые компании и сейчас растут по разным причинам. Кстати, по наблюдениям нашей компании, конкуренция маркетинговая есть более-менее только в городах «миллионниках». Тренды более мелких городов – семейные кланы, монополизация (в сравнении с большими городами). И чем меньше жителей в административной единице, тем меньше возможностей для конкуренции – отсюда жёсткость ситуации со всеми последствиями… Нам кажется, что большинство предпринимателей даже не понимает, в какой ситуации они оказались, или не хочет в это верить.
 
– Рынок продовольственного ритейла в Кузбассе и непосредственно в Кемерове продолжает меняться, идут поглощения достаточно устойчивых ранее (или казавшихся устойчивыми) компаний. Но меняется ли при этом маркетинговая политика самих ритейлеров? Готовы ли они к ужесточению конкурентной борьбы за клиента? Как у них, вообще, с «репозиционированием» по Трауту?
 
Андрей Федосеев
– Знаете, хороший вопрос. Не меняется у них политика. Этого им просто пока не нужно. Вот представьте, у вас, предположим, 100 магазинов – торговых точек. За прошлый год вы открыли ещё 30 с увеличением объёмов продаж на соответствующую величину. И у вас просто не хватает обученного персонала толком, чтобы все функционировало эффективно, логистику построить системно с учётом всех новых социальных, экономических и географических факторов. То есть, жёсткий дефицит времени. В такой ситуации не до репозиционирования – работают давно внедрённые и отлаженные вещи, иначе не справиться. Клиенты же и так покупают, хотя бы потому, что у крупных сетей часто дешевле из-за крупных оптовых закупок, и ассортимент зачастую лучше. Есть ресурсы, что называется, по сравнению с мелкими предпринимателями. Вывод же простой: на современном этапе местные компании используют маркетинговые технологии – во-первых, далеко не все (из общедоступных и известных – проверенных и эффективных), а во-вторых, не полностью и не с максимальной эффективностью, не на полную мощь. И пока можно расти, и нет жёсткой конкуренции, наверное, так и будет ещё какое-то время. А происходит это внутри компаний по самым разнообразным причинам, часто не зависящим ни от маркетологов, ни от директоров.
Сергей Волков
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко