-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 11.05.2010

Поцелуй на морозе

В конце апреля и начале мая в Кемерове неожиданно забило ключом современное искусство, причем сразу по всем направлениям.
 
Началось с того, что в центре «Красочный завод», который открылся минувшей осенью, но с тех пор не давал о себе знать,  прошла выставка конкурсных работ «Поле и воин». Устроители конкурса попытались совместить вещи, мягко говоря, далековатые: отпраздновать Победу в стиле ретро и устроить хэппенинг в современном вкусе. Результаты получились неожиданно интересными.
Инсталляция Сергея Кукушкина «Распятье на распутье, или герои Кузбасса» занимает целый немаленький зал, выполнена в красно-черно-бело-золотых тонах и представляет собою не то Древо Желания, не то Древо Познания, не то Машину Пространства. На условную вертикаль героического мифа (она же «вертикаль власти») нанизаны фаллические персты, указующие во все стороны света, гигантских размеров и с чернокаменными перстнями. На том же ярмарочном столбе имеются  позолоченные сапоги, такая же шахтерская каска, и другие подобные симулякры. Вверху укреплен круглый раёк с надписью «РАЙисполком»; внизу – квадратный адик с надписью  «АДминистрация». У этого древа имеются отпрыски-ответвления по четырём сторонам, по типу новогодних ёлок, на тему «снег и уголь», «хлеб и вино», «свежие новости», «веский аргумент» (на последней чашу с углем перевешивает нумер газеты). Имеются и данайские дары под ёлочками, и другие метафоры соблазна. В общем, красота – тут тебе и индоевропейская героическая вертикаль, и христианские святые дары, и китайские круглое небо и квадратная земля, и ещё тысяча смыслов.
Жюри, однако, сочло работу Кукушкина излишне политизированной, хотя политика тут, по моему, дело пятнадцатое. Первый приз получила инсталляция Александра Зайцева «Если б каменный уголь умел говорить», сочетающая мрачноватый пафос с живописными достоинствами. Впрочем, живописные смыслы здесь разъяснялась лишь по ходу нехитрого перформанса: тёмный, скудно подсвеченный зал бункера, в центре – кучка угля, обрамлённая хитросплетением нитей, сквозь которые пробирается девица в чёрном; добравшись до кучи, она бросает куски угля в наглухо закрашенные окна; стёкла разлетаются, открывая живописные вариации на тему Сизифа и его безрадостного труда.
Менее интересной оказалась фотографически-коллажная часть выставки. Конкурсанты либо восприняли тему про поле и воина прямолинейно-плакатно, либо вовсе её проигнорировали: типа, не одна во поле дороженька. Может быть, поэтому главный приз – бесплатную мастерскую в стенах центра – устроители присуждать не стали, ограничившись денежным вознаграждением и пообещав устроить ещё один тур конкурса. Впрочем, прямолинейно-плакатное мышление – это не всегда плохо. На стенах «Красочного завода» развешаны были плакаты военных лет, и один из них, подписанный «Фашизм – худший враг женщин!», стал одним из самых сильных впечатлений от всего мероприятия. А что, опять же совершенно правильно: фашизм – сугубо мужской миф, воплощающий всё ту же воинственную героическую вертикаль: разительное небо в блёске военных молний. 
Тем временем в Кемеровском музее изобразительных искусств 17 мая собираются открывать выставку арт-группы «Синие носы». Для тех, кто за современным искусством следить не успевает, скажу, что группа была образована в 1999 году, сейчас её составляют Вячеслав Мизин из Новосибирска и Александр Шабуров – он родом с Урала, а нынче большей частью живёт в Москве. В некоторых акциях группы принимает участие ещё один новосибирец, Константин Скотников. «Носы» работают в технике фотографии или коллажа, но главный их жанр – клоунская акция или циничная выходка, исполняемая перед фото- или видеокамерой: то они то ракеты из штанов пускают, то фотографируются в неглиже на фоне правительственных зданий и пафосных памятников. Это действительно прямолинейно-плакатное искусство – понятное, как любят повторять сами «Носы», и пионерам, и пенсионерам. Иногда их сравнивают с «Синей блузой» – революционно-акробатической агитбригадой 1920-х, иногда – с Хармсом, Введенским и прочими обэриутами, иногда – с родоначальниками соц-арта Комаром и Меламидом. Однако глумливые стратегии «Носов» гораздо радикальней и первых, и вторых, и третьих. Они подвергли издевательскому пародированию все направления искусства ХХ века, от супрематизма Малевича до радикального перформанса, не пощадили и массовую культуру. «Поэтика любого произведения «Синих носов» строится на демонстрации быстрой схватки с очередной «ценностью» и радостного смеха по поводу мгновенной и окончательной победы над ней», – замечает арт-критик Андрей Ерофеев.
За десять лет работы «Синие носы» сделали завидную карьеру: без них не обходится ни одна крупная международная выставка или ярмарка, включая Венецианское бьеннале. На сегодняшний день самая известная их работа – «Эра милосердия»: целующиеся милиционеры в морозной берёзовой роще. Именно она оказалась пару лет назад в центре большого скандала, в результате которого уволили сначала директора Третьяковской галереи (который попытался отправить «Эру милосердия» на парижскую выставку), а потом и министра культуры Соколова (который назвал работу «порнографией» и «позором России»). Целующиеся милиционеры, как обещают, приедут и в Кемерово, но политических прогнозов по этому поводу мы делать не будем.
Кроме того, недавно в стенах Кемеровского университета прошел семинар Сергея Лавлинского «Драмомания». Лавлинский – бывший кемеровчанин, ныне преподаватель московского РГГУ – представил публике драматургов Вячеслава Дурненкова и Юрия Клавдиева. Пьесы первого поставлены во многих театрах страны, второй известен в основном как сценарист нашумевшего телесериала «Школа». Программа семинара включала лекции о новой драматургии (Лавлинский держится мнения, что она сейчас играет в России примерно ту же роль, что рок-музыка на рубеже 1980/1990-х), пресс-конференции и драматические читки совместно с актерами театра-студии КемГУ «Встреча».
Кроме того, в кемеровском театре «Ложа» давеча давал спектакли деятель современного танца из Челябинска Владимир Голубев. Кроме того, в мае кемеровский арт-куратор Елена Митрофанова собирается привезти в областной центр американского скульптора, который будет ваять чего-то современного в Кировском районе, и провести ещё ряд акций в том же роде. В общем, прокол вышел только по части кино. Говорят, не менее известный кемеровский кинодеятель Алексей Левин собирался было устроить фестиваль фильмов об однополой любви, но во всем городе не смог найти для него площадки. Навязчивой гомоэротической пропаганды я, признаться, и сам не люблю, но, вообще говоря, это странно: получается, милиционерам можно целоваться на людях, а всем прочим не рекомендуется.
Интересно также, что все эти акции проводятся не в рамках какого-то фестиваля, а совпали случайно. Для большого города это нормально, где-нибудь в Новосибирске или Екатеринбурге каждый день что-нибудь в этом роде происходит. Но в Кемерове подобная концентрация современных искусств до сих пор случалась раз в десять лет и по предварительному сговору. Одно из двух: или зима была тяжёлая, и теперь все цветы торопятся процвесть, не исключая и однополых; или же в атмосфере что-то меняется – я не про политику, политика здесь дело пятнадцатое.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко