-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 11.05.2010

Александр Просеков: «Инновации – это производить и выпускать то, чего не было раньше»

 
Александр ПРОСЕКОВ, проректор по научно-инновационной работе в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности
В конце марта в Кемеровской области был объявлен конкурс на предоставление грантовой поддержки малым и средним предприятиям, созданным бюджетными научными и образовательными учреждениями. Появление таких грантов разрешит ряд проблем, возникающих в деятельности малых инновационных предприятий. Вместе с тем, остался ряд противоречий, не решённых законодательно до сих пор. О том, как в Кемеровской области решаются вопросы, связанные с деятельностью малых инновационных предприятий при вузах нашему корреспонденту рассказал проректор по научно-инновационной работе в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности Александр ПРОСЕКОВ.
 
– Для начала хотелось бы понять, как вузы, без чёткой трактовки в законодательстве понятия «инновации», решают вопрос о том, какой продукт МИП является инновационным?
– Это очень правильный вопрос. Сейчас каждый сам для себя определяет, что такое инновации, хотя с определением, действительно, есть большие сложности. Просто выпускать какую-то примитивную продукцию и говорить, что это инновации – это неправильно. А вот производить и выпускать то, чего не было раньше – вот это инновация в простом понимании слова.
 
– Расскажите о проблемах, возникающих при регистрации и учреждении малых инновационных предприятий (МИП) при вузах?
– Есть общие, и есть частные проблемы. Общие проблемы характерны для малого бизнеса страны в целом. Это связано с достаточно «забюрокраченой» системой. Например, много времени и усилий  занимает регистрация. Так, если упорно заниматься этим вопросом – две-три недели. Нужны разного рода справки в налоговую, банк и т.д.
Частные проблемы непосредственно связаны с предприятиями при высших учебных заведениях. Достаточно сложно поставить интеллектуальную собственность на баланс, нельзя пользоваться площадями в институте, то есть надо искать юридический адрес. Нет чётко прописанной и утвержденной канвы, некой «дорожной карты», по которой можно идти и, выполняя какие-то отдельные элементы, получить положительный результат. Это связано с тем, что это дело относительно новое. В России создано где-то 200 предприятий. Наш вуз вошёл в их число. При всём при этом проблемы разрешить можно, главное – иметь желание.
 
– На малые инновационные предприятия, согласно Налоговому кодексу, распространяется общий налоговый режим. Какие в связи с этим возникают проблемы и как они, по вашему мнению, могут быть решены?
– Особых трудностей нет, как и нет льготной системы налогообложения. То есть в обыкновенном штатном режиме, как и для всех предприятий, действует система традиционного налогообложения. Пока преференций и льгот законодательно утверждённых и прописанных нет – проблем нет. Любой грамотный бухгалтер справится с этим.
 
– По мнению бухгалтеров, один и тот же интеллектуальный капитал не может учитываться на балансе сразу двух предприятий: вуза и малого инновационного предприятия. Есть какие-то подвижки с решением этого вопроса?
– Здесь мне не совсем понятно, что такое интеллектуальный капитал? Это патент, ноу-хау, технические условия, технологические инструкции и так далее? Если они переданы по лицензионному договору в качестве вклада в уставной капитал, то понятно, что его нельзя передать в собственность другого предприятия, то есть только одно предприятие может работать и использовать его в качестве уставного капитала.
 
– Как соединить процесс оформления авторских прав и процесс создания МИП?
– Было бы хорошо, если бы заявители и те, кто платит пошлину, то есть авторы, были прописаны в документах при регистрации предприятия.
 
– Представьте себе ситуацию, когда в ходе утверждения МИП само утверждение по каким-то причинам не состоялось, а идея, вложенная авторами в проект, украдена. Как быть в таких ситуациях?
– Теоретически такое возможно, но здесь есть аргументы в пользу того, что вы говорите, а есть контраргументы. Аргумент в пользу ваших слов – что у нас сплошь и рядом идёт воровство интеллектуальной собственности. Крадут идеи, перепатентовывают и так далее. У нас очень низкая культура авторских прав.
Контраргумент – у нас очень невосприимчивая к инновациям экономика. Очень часто здравые идеи, которые запатентованы или незапатентованы не находят своего потребителя, не доходят до стадии формирования конечного продукта, потому что экономика устроена так, что это никому не надо. То есть проще заниматься торговлей, добывать полезные ископаемые – работать в тех отраслях, где можно получить большую и быструю прибыль. Спрос на инновации в свою очередь очень низкий, поэтому красть могут, но не крадут. Хотя, здесь я лукавлю: крадут и очень сильно.
 
– Выделение помещений для МИПов – один из самых «больных» вопросов. Какие пути  решения вы здесь видите?
– Когда президент Дмитрий Медведев был в Томске, там задавался вопрос о том, что при вузах нужно создавать бизнес-инкубаторы, на которых можно размещать малые инновационные предприятия, где они будут иметь налоговые и арендные преференции, стимулы и так далее. Если постановление правительства по поводу льготной аренды будет принято, то это будет возможный вариант расположения малых инновационных предприятий на территории вуза. Это объясняется тем, что у многих вузов есть площади, которые можно было бы рационально использовать.
Арендная плата сейчас составляет от 500 до 1000 с лишним рублей за квадратный метр – это очень много. Это рыночные, коммерческие цены, которые установлены у нас с учётом требований Росимущества. Стоимость площадей разная по всей стране. В Москве одна стоимость у нас – другая, в тундре – третья. А получается, что всех «чешут» под одну гребенку. Это неправильно.
У нас предприятие зарегистрировано в бизнес-инкубаторе в Кемерове на ул. Станционная, 2. И это очень хорошо, так как аренда одного квадратного метра там невелика.
 
– С чем, на ваш взгляд, связано относительно медленное появление малых инновационных предприятий в Кемеровской области по сравнению с другими регионами?
– Очень высокая инерционность экономики и невостребованность идей – это первая причина. Вторая причина – это то, что у нас не так много прорывных инновационных идей. Это кажется странным, но это на самом деле так. То есть, если бы инвесторы чувствовали, что от идеи будет быстрая отдача, то вкладывали бы деньги в создание таких предприятий. Третья – при создании любого дела в России, чтобы довести его до логического развития нужно приложить много усилий. Хитростью и палкой загонять или ещё какими-то способами – не всегда это быстро получается. Мне кажется, что со временем процесс интенсифицируется, но всё-таки основная причина – это сам уклад экономики. Дело не в вузах, дело не в НИИ, ни в том, что они хотят – не хотят. Дело в экономике, в неразвитости её инфраструктуры, то есть, нет спроса на инновации.
Нужно перестраивать структуру экономики. Но тут тоже ходим по замкнутому кругу. То есть, чтобы экономика стала инновационной нужно создавать инновационные предприятия. Предприятия не создаются столь быстро потому, что экономика не инновационна. Эту ситуацию можно разрешить за счёт наличия свободных средств для финансирования, которые можно вкладывать в подобные проекты. Причём эти средства и само предприятие не должны уйти в никуда через два-три года, а продукт деятельности предприятия должен быть запущен в производство. А у преподавателя/учёного не должна стоять задача искать деньги, это не его работа. В деятельности МИП должно помочь государство, которое должно видеть и чувствовать, что будет востребовано.
 
– Вы говорите, что на процедуру создания, реализации и внедрения инноваций должно уйти 2-3 года, хотя, как показывает практика, на это уходит минимум десять лет. Как быть с таким положением дел?
– Я не согласен, что десять лет. Есть очень простой пример. Левенгук открыл микроскоп в 1600-х годах, но промышленность начала использовать его открытие, в частности, в пищевой промышленности только при Луи Пастере – это уже 1880-е годы. Прошло несколько столетий, чтобы эта инновация была внедрена и использована. А вот, например, двойную спираль ДНК расшифровали в середине прошлого века, то есть узнали, что наследственная информация передается через неё. А клонировали, то есть использовали это изобретение, уже через 10-15 лет.
Теперь же ситуация такова, что срок между открытием и внедрением инновации становится короче. Если мы откроем сейчас что-то серьёзное, то идея будет внедрена очень быстро.
 
– Как вузы, без чёткой трактовки в законодательстве понятия «инновации», решают вопрос о том, какой продукт МИП является инновационным?
– Это очень правильный вопрос. Сейчас каждый сам для себя определяет, что такое инновации, хотя с определением, действительно, есть большие сложности. Просто выпускать какую-то примитивную продукцию и говорить, что это инновации – это неправильно. А вот производить и выпускать то, чего не было раньше – вот это инновация в простом понимании слова.
Александра Родионова
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко