-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 13.04.2010

Пределы церковной компетенции

 
Одна дальняя знакомая, чей муж долгое время занимал видный пост на какой-то АЭС, недавно сообщила: муж увольняется и вообще уходит из отрасли. Чашу его терпения переполнило отношение к проблемам безопасности со стороны нынешнего отраслевого руководства. Когда он доложил об участившихся сбоях в работе и необходимых мерах профилактики, его якобы выслушали и сказали: всё это хорошо, а вот мы архиерея пригласим, молебен проведем, и с божьей помощью все проблемы решим.
 
Не знаю уж, в какой степени подобный метод решения проблем угрожал атомной безопасности, потому что слышал эту историю из вторых рук и от третьих лиц. Сам я тут же выстроил такую цепочку. В атомном реакторе происходит трансмутация химических элементов. Между тем ещё средневековые алхимики уподобляли процесс трансмутации таинству причастия. Как вино и хлеб при евхаристии превращаются в плоть и кровь Христову, так и в алхимическом атеноре должны получаться философский камень, философское золото и другие полезные вещи. А кому же, как не церкви, понимать толк в таинствах. Неизвестно, впрочем, какой логикой руководствовалась РПЦ, объявляя святого преподобного Серафима Саровского покровителем ядерщиков, а святую великомученицу Варвару – покровительницей ракетных войск. Но сами церковники, по-видимому, ничуть не сомневаются в своей компетенции, когда кропят святой водою ракеты на Байконуре.   
Ещё одна история касается начавшегося на днях эксперимента по изучению в школе (пока в 19 регионах) основ православной (исламской, иудейской, буддийской) культуры и светской этики. Автор православного учебника протодиакон Андрей Кураев был возмущен, что редакторы из Минобразования сильно сократили главу, где рассказывалось о православной картине мироздания. Редакторы отвечали, что эта глава противоречила школьной программе, которая ориентирована на картину мира, сформированную современным естествознанием. А иначе, дескать, у пятиклассников ум за разум зайдет. Полностью это министерство называется «науки и образования»; неудивительно, что здесь предпочли научную картину мира.
Вообще-то ещё в 1970-х годах философ Пол Фейерабенд в знаменитой книжке «Против метода» предлагал отделить науку от государства, как в своё время была отделена церковь. Он рассуждал так. Каждая научная теория несёт свой особый способ рассмотрения мира. Между тем факты и экспериментальные результаты, служившие мерилами достоверности в классической науке, не так уж непогрешимы, что Фейерабенд доказывал многочисленными примерами из истории науки; Коперник и Галилей прибегали к натяжкам и риторическим ухищрениям, чтобы обосновать свою космологию.  Современное общество исповедует космологию Коперника потому, что коперниканцами являются учёные. Их космологию сегодня принимают столь же некритично, как когда-то принимали космологию епископов и кардиналов. Наука – это сравнительно новая форма знания, которая рождалась в жёстоком конфликте с религией и, возможно, сама рано или поздно будет отстранена какой-либо иной формой познания. К примеру, магия описывала существующий мир ничуть не менее полно и при этом куда менее противоречиво, чем наука в её сегодняшнем состоянии. Современная наука, по Фейерабенду, господствует не в силу её достоинств, а благодаря пропагандистским и рекламным акциям. Это форма идеологии, и она должна быть отделена от государства, как это уже произошло в отношении религии.
Проповедь Фейерабенда и его соратников возымела определенное действие. В США родители в школьных советах сами решают, что должны изучать ученики, Библию или дарвинизм, а мультикультурализм в либеральных обществах объявлен незыблемой ценностью. Другое дело, что в сегодняшней России Фейерабенд скорее всего защищал бы позиции науки от поползновений магии и религии.
Между тем именно либеральный мультикультурализм – это доктрина, которую на дух не приемлет РПЦ. Вот как тот же протодиакон Кураев отзывается о методичке к своему учебнику, разработанной Московской академией повышения квалификации: «Это позорище, а не учебное пособие… На четвёртой странице читаю: целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и религиозной этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности… Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям». Это же смертный приговор России! Доброжелательное отношение к любой культуре, означает доброжелательное отношение и к гей-культуре. Но гей-культура – это культура смерти, ибо это культура бездетности… Пропаганда гомосексуализма – это пропаганда смерти... А ЛСД-культура, культура наркотиков – это тоже культура. Тоже будем учить детей толерантно к ней относиться?! А культура нацистской Германии? А рэперская культура чёрного расизма?»
Понятно, что православная культура не хочет мирного сосуществования с другими культурами – она хочет доминировать над ними, допуская исключение только для некоторых традиционных соперников вроде ислама, в отношении которого протодиакон Кураев делает немало реверансов. Непонятно, почему он при этом соглашается где-то в чём-то учитывать и научную картину мира. «Как-то я спросил заместителя верховного муфтия Татарстана: в начале 1990-х годов вы во множестве посылали молодых людей учиться за рубеж, на Ближний и Средний Восток. Как Вы сейчас оцениваете результаты их обучения? И он мне ответил, что это было величайшей ошибкой: большинство ребят, которые поехали учиться в исламские университеты за рубежом, стали воинствующими атеистами. Потому что здесь они получили добротное советское естественнонаучное образование. А в исламских зарубежных школах их начали учить буквальному пониманию средневековых хадисов: из какого камня сделано первое небо, второе небо, сколько шёл караван верблюдов от первого неба до второго и т.п. И они взбунтовались и вообще отошли от веры. Те же, кто принял эти правила игры, в большинстве так и остались заграницей».
В общем, когда РПЦ готова незыблемо отстаивать свои позиции – это не вызывает ничего, кроме уважения. Плохо, что сама церковь то и дело проявляет непоследовательность. Во время недавней Олимпиады видный церковный иерарх митрополит Илларион напомнил, что вообще-то Олимпийские игры восходят к языческой традиции, а болельщицкие страсти сильно напоминают беснование. Всё так и есть, но тогда непонятно, почему наших олимпийцев провожал в Ванкувер патриарх Кирилл, благословляя их на спортивный подвиг.
Великий отечественный философ Алексей Лосев писал в «Эстетике Возрождения»: «Коперник и Бруно превратили землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечным пространством, тёмным и холодным, в котором лишь кое-где оказывались мелкие небесные тела, тоже несравнимые по своим размерам с бесконечностью мира». Эта же мысль ещё сильнее заострена Лосевым в ранней «Диалектике мифа»: «Восхвалять бесконечность миров заставляло тут именно желание убить всякий мир; и католичество, которое хотело спасти живой и реальный мир, имело полное логическое право сжечь Джордано Бруно». 
Вот как раз Алексей Лосев личным примером демонстрирует непротиворечивую и творческую связь науки и веры. Он был человек глубоко верующий, и даже мученик за веру (посидел на Соловках, отчего впоследствии утратил зрение). И в то же время Лосев был крупный учёный и бескомпромиссный мыслитель. Его убеждения хочется уважать, даже если с ними не согласен. А нынешние поползновения РПЦ, компромиссные и половинчатые, пока что сильно напоминают хождение со своим уставом в чужой монастырь.    
Понятно, что природа не терпит пустоты, и православие нынче стремится проникнуть собою всё, что когда-то пропитывала советская идеология. Наша общеобразовательная школа (не говоря уж об атомной отрасли или ракетных войсках) – несомненное порождение советской власти со всем её научным атеизмом; оттого-то чужие черенки трудно прививаются на старом стволе.  Между тем за двадцать лет, прошедших со времени крушения Советского Союза, РПЦ вполне могла сформировать свою альтернативную систему образования. Тут православная церковь вполне могла бы взять пример со своей католической сестры. В XVIII и начале XIX века лучшее образование в Европе давали иезуитские колледжи, и учиться в них было чрезвычайно престижно. Полноценное православное образование, а за ним и православная наука – вот это был бы действительно величественный эксперимент.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко