-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 16.03.2010

В Кемеровской драме поставили «Калигулу»*

 
Спектакль кажется и несколько тяжеловесным, и чрезмерно обстоятельным, но в то же время весьма значительным, и не вдруг сообразишь, почему именно.
 
Драма Камю изготовлена по всем канонам экзистенциализма. Каноны эти не бог весть какие сложные их можно пересказать в трех словах. Человека нельзя делать предметом философии, потому что неправомерно вообще рассуждать о человеческой сущности: человек – это не сущность, а существование («экзистенция» по-латыни и значит существование). Человек в каждый отдельный момент не равен самому себе. Пока он жив, о нем нельзя сказать окончательной правды, потому что пока вы эту правду произносите, он может выкинуть такое, что не только вам, ему самому не снилось. Человек – хозяин своей судьбы, он свободен. Его существование, то есть эта самая экзистенция, предшествует его сущности. Но существование человека неизбежно кончается смертью, и отличие человека от животных в том, что он это сознает. Стало быть, человек трудится, изобретает, пьянствует, предается разврату, заводит семью, пишет книжки, сочиняет музыку прежде всего чтобы забыть о своей неминуемой смерти.
Таким образом, в центре этой философии – свобода и смерть. В этом смысле экзистенциалистами были и Ленин, и Сталин, и какой-нибудь Николай Островский («Жизнь дается человеку один раз, и надо прожить ее так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы»). А также Михаил Бахтин с его полифонией и критикой монологического сознания. Кстати, именно Бахтин по справедливости должен считаться главным нашим философом, потому что именно в Кемерове когда-то возникла первая школа бахтиньянцев.
Драма Альбера Камю – именно о свободе и смерти. При этом драматург почти ничего не выдумывает. Проблема смерти чрезвычайно занимала и римских стоиков, проблема свободы римлян волновала не меньше, особенно в начале империи. Цезарь, Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон – каждый из первых шести императоров по-своему испытывал на прочность свободу, причем как свою, так и своих подданых. Взять хоть любимую императорскую забаву: приказать подданному покончить самоубийством. Рассказывают, что философ Сенека, получив такой приказ, созвал друзей, сел в теплую ванну и отворил себе вены. Так и помирал, ведя интересную беседу, попивая винцо, то унимая кровь, то отворяя снова. Типа, умер свободным.
Почти ничего не выдумывает Камю и о своем герое. Гай Калигула пришел к власти при общем ликовании войска и народа. В начале своего правления, что называется, навел порядок: прекратил войны, уменьшил налоги, поощрял сельское хозяйство, дал вздохнуть и провинциям. Историк Светоний, перечислив эти и другие его заслуги, роняет знаменитую фразу: «До сих пор мы говорили о правителе, теперь придется говорить о чудовище». И начинается сухой перечень преступлений Калигулы. Как людей бросали диким зверям или заживо пилили пилой только за то, что они не клялись гением императора. Как отцов заставляли присутствовать при казни сыновей, а потом приглашали на обед и принуждали шутить и веселиться. Как всех сколько-нибудь состоятельных римлян заставляли объявить императора своим наследником, а потом посылали им отравленные лакомства. Как на праздниках толпы римлян топили в воде, просто так, ни за что. Как император присваивал себе атрибуты богов, являлся то в обличии то Марса, то Венеры, и принуждал воздавать себе соответствующие почести. Как он вступал в кровосмесительную связь со своими сестрами. Впрочем, почти для всех римских императоров абсолютная власть была источником сексуального наслаждения. Неудивительно, что из первых шести цезарей только Тиберий и Август дожили до старости; удивительно, что Гай Калигула правил почти четыре года, прежде чем был убит заговорщиками.
Что прибавляют ко всему этому авторы спектакля. Мрачно-торжественный антураж, как в нордических трагедиях Шекспира, типа «Макбета» или «Короля Лира». Выгородка-трансформер изображает то обшарпанный замок в готическом вкусе, то белый альков, также без излишеств. Герои обряжены в одежды не то чтобы современные, а скорее вневременные: грязные бушлаты, кожаные плащи и куртки, только Калигула иногда щеголяет в экстравагантных нарядах цвета свежей артериальной крови. Римского тут разве что скромные триумфальные веночки да сапожки на императоре, типа дамских («калигула» и значит «сапожок»). Плюс несколько замечательных пластических номеров и вещественных метафор. Плюс общая атмосфера томительной безысходности и грубого разврата. Понятно, что и повелевать, и пресмыкаться – занятия одинаково возбуждающие: садомазохизм это единый комплекс. Однако следить за этим, как за всякой порнографией, бывает неловко.
Отдельная проблема – русским актерам трудно справляться с риторическими красотами французского текста, это совсем другая традиция и совсем другая школа. Впрочем, это проблема не только кемеровского театра – то же самое я наблюдал когда-то в МХТ в постановке «Антигоны» Ануя: с высокопарными монологами виртуозно управлялся только замечательный грузин Мегвинетухуцеси; все же прочие, актеры не последнего разбора, вроде Семчева, Зудиной, Киндинова, чувствовали себя этой речевой стихии как рыбы на суше.   
Вероятно, поэтому в «Калигуле» Петруня монологи и диалоги насильственно погружены в сугубо бытовую стихию, между немудрящими харчами и неопрятной постелью. А главные смыслы здесь не выговариваются, а реализуются с помощью бессловесных метафор. В ход идут ножи, железные бочки, страшные маски наподобие хэллоуиновских, сгустки алой ткани и пр. И блестяще придуманные метаморфозы мертвого тела Друзиллы, любовницы и кузины императора – именно после ее убийства, по мысли драматурга и постановщиков, Калигула сходит с ума и начинает экспериментировать со свободой и играть со смертью.
Вадим Пьянзин со своей главной ролью управляется именно так, как учили: неуверенно. Это такой римский Гамлет, дорвавшийся до власти и уничтоживший не только всяких там Гильденкранцев, Розенстернов и Полониев, но и половину двора и дворни, однако не переставший сомневаться ни в себе, ни в окружающих. Очень неплохи Дмитрий Макаров в роли слуги-телохранителя Геликона и Александр Емельянов в роли лидера заговорщиков Кереи. Михаилу Быкову поручены сразу две роли. С первой – императора Тиберия – он справляется играючи. Вторая фигура – полководца Сципиона – представляет собою пародию на самого императора; здесь Быкову еще предстоит найти необходимые краски. Понятно, нелегко пародировать роль, которая прочерчена не твердой линией, а пунктиром, но Быков актер одаренный и, несомненно, совладает с задачей. Еще одна замечательная находка постановщика – поручить роли Друзиллы и Цезонии актрисам с почти совпадающими именами; в этом видится та же подспудная ирония, что и во всей этой истории.
Говорят, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Спектакль Дмитрия Петруня нигде не опускается до прямых политических аллюзий, но настоятельно требует мыслей и мыслей. Зачем это, например, наши сегодняшние президенты и губернаторы так цепляются за власть, если все славные деяния они совершают в начале своего правления, а все остальное превращается в непомерно затянувшийся эпилог. В историю тоже надо уметь уйти вовремя.   
Юрий Юдин      
_________________________________________________________
*Калигула. Спектакль Кемеровского театра драмы по пьесе Альбера Камю. Режиссер-постановщик Дмитрий Петрунь. Художник-постановщик Светлана Нестерова. Хореограф Инга Пузырева. В спектакле заняты Вадим Пьянзин, Олеся Шилякова, Дмитрий Макаров, Александр Емельянов, Михаил Быков, Андрей Заподойников, Иван Крылов, Олеся Шилова и др. Премьера состоялась 3 марта 2010 г.
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко