-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 4 от 02.03.2010

Страхование от нездоровья

Рафаил Авзалов, заместитель генерального директора по страхованию СК «Коместра»
Галина Байбородова, заместитель генерального директора по личному страхованию СК «Коместра»
Ирина Якупова, директор по добровольному медицинскому страхованию СМО «Сибирь»
По мнению Рафаила Авзалова, границы между платной и бесплатной медициной
становятся всё более
размытыми
По словам Галины Байбородовой,
в нынешней экономической политике относительно категории платных медицинских услуг очень
много «непрозрачных» для потребителя вещей
По данным Ирины Якуповой, в 2009 году медицинские услуги подорожали в среднем на 20%
 
Пусть не глобально, но страховой рынок заметно пострадал от финансового кризиса – впервые за последние годы объём сборов по итогам 2009 года показал не рост, а падение по отношению к предыдущему периоду. Однако от необходимости платить за медицинскую помощь никуда не деться и в кризис, поэтому лидеры рынка медицинского страхования говорят о сохранении сборов и даже об увеличении клиентской базы.
 
Страховка вне кризиса
Оценить точный объём страховой премии, собранной страховщиками в 2009 году по ДМС, непросто, так как официальная статистика считает сборы суммарно по всем личным видам страхования. Однако наличие полиса ДМС стало настолько значимым фактором при получении медицинской помощи, что рост этого сегмента страхового рынка уже не остановить. И хотя в ряде регионов отмечается снижение сборов по ДМС из-за существенного сокращения корпоративными клиентами своих социальных пакетов, по сведениям экспертов, в Кемеровской области медицинское страхование за счёт средств предприятий занимало не столь серьёзную долю (максимум 20%), чтобы этот фактор серьёзно повлиял на данный рынок. «Пока людям платят зарплату, этот рынок не упадёт, – утверждает Рафаил Авзалов, заместитель генерального директора по страхованию СК «Коместра». – В нашей компании сборы по этому виду выросли. Медицинская страховка становится жизненно важной вещью».
В основном рынок ДМС стимулируется сравнительно невысокой доступностью медицинского обеспечения, гарантированного государством – хотя, как уверяют участники программы ОМС, в Кузбассе эта система работает неплохо, но из-за её финансовой ограниченности возникает такая проблема, как очерёдность. Не всегда можно оперативно попасть на приём даже к терапевту, не говоря уже о более узких специалистах. Как правило, ждать приходится и получения талонов на обследование. Больным людям такое ожидание обходится дополнительными рисками для здоровья, а сравнительно здоровые нередко предпочитают не ждать и пойти более простым, но платным путём из-за дефицита времени. По мнению Рафаила Авзалова, границы между платной и бесплатной медициной становятся всё более размытыми, единых «правил игры» на этом рынке нет, и потому пациентам всё чаще приходится платить за то, что по закону они должны получать бесплатно. «Сейчас человек, покупающий полис ДМС, по сути, берёт на себя финансовые обязательства государства, – развивает мысль Галина Байбородова, заместитель генерального директора по личному страхованию СК «Коместра». – Вся законодательная база давно устарела, компания, оказывающая услуги ОМС, не несёт никакой ответственности за невыполнение объёмов программы. Если бы программа ОМС выполнялась, страхование по добровольным программам не было бы жизненно необходимым. Сейчас страховщики, продающие полисы ДМС и объясняющие, что с ними клиента будут лечить лучше, чем это предусмотрено программой обязательного страхования, выглядят обманщиками, потому что полис ДМС сегодня нужен в принципе для того, чтобы просто получать необходимую базовую помощь».
Не согласна с такой точкой зрения Ирина Якупова, директор по добровольному медицинскому страхованию СМО «Сибирь»: «Программы ДМС обеспечивают медицинскую помощь сверх программы госгарантий. Это и более широкий перечень услуг, и более удобные условия предоставления помощи, прежде всего очерёдность не более 5 дней».
 
Два в одном
Не способствует разделению ОМС и ДМС практика оказания и платной и бесплатной помощи в одних и тех же лечебных учреждениях. С точки зрения западной медицины, это нонсенс. В Кемеровской области, в отличие от ряда других регионов, рынок частных медицинских учреждений находится в зачаточном состоянии – частных поликлиник минимум, из них поликлиник полного цикла фактически нет, о стационарах речь вообще не идёт. По мнению Рафаила Авзалова, в условиях, когда возможно оказание платных услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, которые не несут дополнительных расходов на приобретение помещения и покупку аппаратуры, ни одна частная клиника просто не выдержит конкуренции с государственной.
Как правило, страховщики оправдывают оказание помощи по ДМС на базе уже существующих лечебных учреждений возможностью предлагать полисы, доступные по цене большинству. Стоит отметить, что сегодня каждое учреждение оказывает в том числе и платные услуги – право зарабатывать таким образом деньги дало им постановление правительства РФ «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13 января 1996 года.
 
Не в стороне от кризиса
Несмотря на высокую значимость, не избежал влияния кризиса и рынок ДМС.
По оценкам Ирины Якуповой, рынок медицинского страхования сузился на 50% в корпоративном сегменте: «Если в 2008 году за счёт средств предприятий по ДМС было оплачено 14% договоров нашего страхового портфеля, то по предварительным итогам 2009 года этот показатель снизился до 7%. 6% договоров были оплачены на условиях долевого участия, оставшиеся 87% – полностью за счёт средств граждан». Рост количества застрахованных по ДМС в Кузбассе в СМО «Сибирь» составил в 2009 году 20%.
Помимо роста числа желающих приобрести полис ДМС, растут на этом рынке и такие показатели, как убыточность, причём этот процесс стимулирован с нескольких сторон. Так, постоянно происходит рост цен на медицинские услуги в самих лечебных учреждениях. По данным Ирины Якуповой, в 2009 году медицинские услуги подорожали в среднем на 20%. Не все эксперты считают такой рост оправданным.
Так, Рафаил Авзалов расценивает его как волюнтаристский, не основанный на экономическом расчёте стоимости услуги. Конечно, отчасти лечебные учреждения просто вынуждены повышать цены, хотя бы потому, что бюджетное финансирование снизилось. С другой стороны, снизилось оно у всех, а ценовая политика в разных учреждениях неодинакова. По словам Рафаила Авзалова, лидерами по уровню роста цен являются, как правило, ведомственные лечебные учреждения и муниципальные больницы, являющиеся монополистами по какому-либо виду услуг. Однако есть и учреждения, ведущие очень лояльную ценовую политику – в числе таких Рафаил Авзалов называет Кемеровский кардиологический центр и кемеровскую поликлинику №5. По словам собеседника «Авант-ПАРТНЕРа», есть примеры, когда учреждения в сегодняшних экономических условиях идут даже на снижение цен, однако, это довольно редкое  исключение из общего правила. «В нынешней экономической политике муниципальных учреждений относительно категории платных медицинских услуг очень много «непрозрачных» для потребителя вещей. Формирование цен зачастую строится не на расчёте затрат учреждения, а на рыночном понимании – за  сколько эту услугу можно продать», – добавляет Галина Байбородова.
Другой фактор, способствующий росту убыточности по этому виду страхования, – стремление медиков оказывать больше услуг (соответственно, получая от страховщика  больше денег), не все из которых при проверке оказываются необходимы пациенту. Такая проблема существовала все годы действия ДМС. В свою очередь, страховщики набираются опыта по выявлению «навязанных» услуг и тщательнее проверяют медицинские документы, стараясь контролировать расходы и сохранить их в приемлемых границах. «Если 10 лет назад мы очень лояльно оплачивали счёта от лечебных учреждений, то сейчас проверяем их сплошняком, действительно ли указанная услуга оказывалась, – рассказывает Галина Байбородова. – Бывает,  назначено 5 услуг, в реестре записано 10, выставлен счёт за 10. За эти годы мы научились эти приписки выявлять. Вопрос об обоснованности оказания тех или иных услуг, а тем  более о том, должны ли они относиться к категории «платных»,  гораздо сложнее, и попытка защитить права  наших застрахованных в части получения положенного объёма бесплатной медицинской помощи приводит к  тому, что наши отношения с больницами становятся всё напряженнее». По словам Галины Байбородовой, уровень убыточности из года в год растёт постоянно на 13-15% в год, в связи с чем страховщики вынуждены повышать цены на страховые программы.
Рост уровня выплат в СМО «Сибирь» (по предварительным данным, на 15%) отмечает Ирина Якупова, называя среди спровоцировавших этот рост, в том числе и факторы, напрямую связанные с кризисом: «В кризис люди особенно подвержены стрессу и чаще болеют, обостряются хронические заболевания. Кроме того, неполная занятость, сокращения и отправление сотрудников в бессрочные отпуска сыграли свою роль: у людей появилось время ходить по врачам, заниматься своим здоровьем. Знаю случаи, когда работникам сообщили за два месяца о предстоящем увольнении, и они постарались в оставшееся время по максимуму использовать полис ДМС, купленный им ранее предприятием». Ещё один момент, увеличивающий суммы, направляемые для оплаты в страховые компании – рост информированности людей о том, что включено в приобретаемые ими страховые программы. «За годы использования медицинской страховки люди, как и все пользователи, изучают её возможности и учатся применять их на практике, – поясняет Галина Байбородова. – Например, стоимость медикаментов включается в стационарное лечение и не входит в амбулаторное. В первый год человек на эту деталь не обратил внимание, и на амбулаторном лечении оплатил лекарства сам. Но в следующий раз он уже озадачится тем, как попасть со своей «болячкой» в стационар, чтобы сэкономить на медикаментах».
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня
[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко