|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 4 от 02.03.2010
Неоднократно говорилось, что в современных экономических условиях именно малый и средний бизнес является той «соломинкой», которая помогает миллионам россиян остаться на плаву. Минувший, 2009 год, неоднократно подтвердил справедливость этих слов. Задача банков – помочь небольшим компаниям. Независимо от того, на подъёме ли экономика либо, наоборот испытывает трудности. Важнейшая проблема для малого и среднего бизнеса – доступ к финансовым ресурсам – наибольшую остроту приобрела именно в 2009 году. Ждать, когда кризис кончится и всё наладится само собой – значит терять прибыль. Как будет развиваться система кредитования МСБ? Об этом рассказывает начальник управления малого и среднего бизнеса Кемеровского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Мария РАЩУКОВА.
– Мария, с какими основными проблемами сталкивается малый и средний бизнес при получении банковского кредита? И как Промсвязьбанк их решает?
– Если начать с самого главного, то рынок кредитования МСБ не умер. Промсвязьбанк, например, не останавливал кредитование в самый напряженный период кризиса – в первом квартале 2009 года. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», мы сохранили за собой 6-е место по объёму кредитного портфеля МСБ среди всех российских банков.
Да, в начале минувшего года изменились требования к заёмщикам, они, действительно, стали, более жёсткими. Были введены ограничения по срокам выдачи кредитов, по обеспечению ссуд, выросли процентные ставки. Всё это было неизбежным следствием негативной экономической ситуации в стране. Но начиная уже с третьего квартала банк начал снимать часть введенных ограничений, поползли вниз и процентные ставки. Мы уже 4 раза снижали стоимость кредитных ресурсов – в июле, октябре, ноябре 2009 года и уже в феврале 2010. Это значительный шаг навстречу клиенту, и останавливаться мы не хотим. Наши программы должны позволять развиваться малому и среднему бизнесу.
– Вы почувствовали результат от таких шагов?
– Безусловно. Но самое главное, что это почувствовали и предприниматели. К нам пришло на 70% заёмщиков больше, чем за 2008 год. И это в период кризиса. Теперь у нас более 11 000 клиентов, только за минувший год заключено 8 000 договоров. Кредитный портфель вырос на 21% – до 22 миллиардов рублей. Таким образом, объемы кредитования МСБ вернулись на докризисный уровень, а в декабре 2009 года объем выдач по банку составил 2,775 млрд рублей, что является абсолютным рекордом за всю историю кредитования МСБ в банке. Кредитный портфель Кемеровского филиала за 2009 г. вырос на 20,4%. Всего за год в Кузбассе мы выдали 210 кредитов на общую сумму более 600 млн рублей. Все эти цифры ещё раз доказывают, что у компаний малого и среднего бизнеса есть интерес к развитию, и мы должны помочь им.
– Какие изменения произошли в потребностях компаний МСБ?
– В кризис изменились потребности малого и среднего бизнеса – большая часть клиентов кредитуется на пополнение оборотных средств, то есть более востребованы так называемые «быстрые» деньги – например, овердрафт. В конце года до 23% выдач приходились именно на этот вид краткосрочного беззалогового финансирования. Снизилась доля кредитов, направленных на инвестиционные цели, капитальные вложения – бизнесмены подходят к оценке текущей ситуации на рынке и своих финансовых возможностей более консервативно: капитальные вложения осуществляются в основном не за счёт заемных источников, а за счёт собственных средств.
В то же время, следует отметить, что малый бизнес очень мобилен и в условиях кризиса быстро реагирует на тенденции и требования рынка – быстрее перестраивается производство товаров, оказываемых услуг, быстрее и эффективнее изменяются производственные отношения внутри предприятия: минимизируются расходы, вводятся новые формы управления и производства. Поэтому большая часть предприятий МСБ сумела приспособиться к новым условиям рынка и повысила эффективность своего бизнеса.
–Каким, по Вашим оценкам, станет 2010 год для рынка?
– В настоящий момент имеется два позитивных фактора: меры по государственной поддержке и рост интереса к сегменту МСБ со стороны банков. В зависимости от экономической конъюнктуры в 2010 году объём рынка кредитования малого и среднего бизнеса в России по разным оценкам может увеличиться на 15-25%. Более точную оценку можно будет сделать по результатам I квартала 2010 года.
Более половины предприятий МСБ относятся к сфере торговли. Например, в кредитных портфелях банков доля таких компаний составляет порядка 70%. Между тем, наименьшие риски в плане кредитования представляет собой производство товаров народного потребления низкого ценового сегмента, а также оптово-розничная торговля такими товарами. Здесь большое поле для развития, в том числе и банковского кредитования. Малый и средний бизнес – это очень перспективный сегмент, в котором риски ниже, чем в потребительском кредитовании, а маржа выше, чем в сегменте кредитования крупных корпоративных клиентов.
Мы не ожидаем, что год будет простым, просто мы все научились работать и зарабатывать в новых экономических условиях. Это самое главное.
|
Деловые новости[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |