-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 09.02.2010

А. П. Ч. Х. И.

 
Прошлым летом позвонил мне режиссер одного дружественного театра: дескать, есть возможность заполучить к нам чеховский театральный фестиваль при поддержке Минкульта; надо придумать название. Я предложил несколько вариантов; самым удачным было сочтено «А. П. Ч. Х. И.» Расшифровали уже вместе: «Антон Палыч Чехов: художественные изыскания». С фестивалем, насколько я знаю, ничего не вышло; название, как видите, пригодилось.
 
Я родился ровно через сто лет после Чехова, пишу всю жизнь всякие осколки, и на Сахалин мне доводилось путешествовать, причём неоднократно. Серенький гослитиздатовский двенадцатитомник А. П. Ч. у меня под рукою всю сознательную жизнь, и что ни год я оттуда что-нибудь перечитываю. В детстве это был первый классик, который оказался понятным и не скучным. В старости, чувствую, это будет последний классик, в котором ещё останется что-то загадочное.
Недавно с интересом услышал, что у нашего президента Дмитрия Анатольевича тоже в детстве было такое чеховское собраньице, только не серенькое, а зелененькое. Между прочим, президент, оказывается, полагает, что главное достоинство А. П. Ч. – в том, что он не учит жить, не выпячивает никакой тенденции, а просто изображает действительность как она есть. Вот, оказывается, какие у нас теперь государственные идеалы по части изящной словесности.
Позитивную какую-нибудь программу у Чехова и впрямь вычитать нелегко, насчет неё он проговаривался, кажется, всего дважды. В хрестоматийной тираде своего персонажа («и лицо, и одежда, и душа, и мысли»), и в письме своему приятелю и издателю Суворину («В женщинах я прежде всего люблю красоту, а в истории человечества – культуру, выражающуюся в коврах, рессорных экипажах и остроте мысли»). Когда А. П. Ч. попросили одним словом охарактеризовать положение дел в современной России, он отвечал: «Пошлость». Расхождения с окружающей действительностью у него были сугубо стилистические, но выражались они в чисто физической брезгливости.
Самый авторитетный отечественный чеховед Александр Чудаков держится того же мнения: «В широко известном письме брату Николаю (март 1886 г.) Чехов излагает свою этическую программу. Речь идёт о свободе человеческой личности, оскорбительности лжи, сострадательности и проч. Но совершенно неожиданно в этот ряд включаются гигиенические требования – что воспитанные люди «не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу…». Трудно представить, чтобы Толстой или Достоевский стали говорить об этом». 
Материальная культура и общественная физиология в России за столетие без А. П. Ч. не слишком переменились.  А о состоянии умов лучше всего свидетельствует наше ТВ, где уже лет шесть как исчезли последние островки стилистического изящества и остроты мысли (хотя Леонид Парфенов в свой юбилей мелькнул во всех новостных программах – как обычно,  с фигами в карманах брюк).  
Чехов сделал каноническим в нашей словесности жанр рассказа; нынче этот жанр в совершенном запустении. Последним русским прозаиком похожего склада был Сергей Довлатов (у него один персонаж так и говорит: «Я писатель, бля, типа Чехова»). Довлатовские поклонники у нас еще есть; довлатовских персонажей не осталось – ни в метрополии, ни в эмиграции. Далее, значительная часть творческого наследия А. П. Ч. – это его богатейшая переписка. Наша сегодняшняя переписка свелась к электронной почте.  
При этом Чехов всю жизнь мучился, что так и не написал романа. Вернее, в молодости написал парочку, в детективно-авантюрном роде, они печатались фельетонами в газетах. Но, удручённый этим опытом, он всерьёз считал, что этот жанр дается только литераторам дворянского происхождения. Нынче у нас зато романы тискают кому не лень: депутаты и олигархи, телеведущие и киноартисты, воры и сыщики, а также целые трудовые коллективы невидимых миру негров. А кому лень выдумывать сюжет, пишут мемуары; некоторые футболисты и кремлевские репортеры садятся за них в двадцатилетнем возрасте. Не исключено, что А. П. Ч. отнесся бы к этому с пониманием: он в 30 лет был первый писатель России, а в 37 запродал издателю Марксу своё полное собрание и стал готовиться к смерти, зная, что чахотка его неизлечима.
Вообще-то Чехов про себя говорил, что ему доводилось писывать всё, кроме стихов и доносов. Стихи у нас в определенном возрасте сочиняют почти все: это в России как бы симптом полового созревания. Доносов даже стесняться перестали, доносы теперь в ходу публичные: в газете, в интернете, в теленовостях. Читателей у доносов гораздо меньше, чем писателей; поэтому профессиональные читатели, они же бойцы невидимого фронта, вот уже лет десять пользуются необыкновенным уважением. Зато нынче у нас бум современной драматургии, причем у каждого второго драматурга чеховские мотивы навыпуск. Правда, ставится всё это где-нибудь на малых сценах, чтобы показать аудитории человек в сто и свозить на фестиваль. На главных сценах победоносно идут переводные водевили, в том числе и в МХТ им. Чехова. Настоящая же драматургия, которая имеет настоящий успех, и за которую настоящие деньги платят, ушла в телесериалы. Сериалы же, по крайней мере, самые раскрученные, воспевают в основном профессиональных читателей доносов («Ликвидация»; «Исаев»; раскрашенные «17 мгновений»). Круг, таким образом, замыкается.
Как повествует новейший энциклопедический словарь, «основные темы творчества Ч. – душевные борения интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, примирение с пошлостью жизни других». Нынче меньшая часть интеллигенции вполне примирилась с пошлостью жизни и даже находит в этом удовольствие. Большая же часть занята совсем другими борениями – за сколько-нибудь сносное обывательское существование. На А. П. Ч., случись ему на всё это взглянуть, напала бы сильнейшая сенная лихорадка – так в его времена называли аллергию.
В рассказе Чехова «Пассажир 1-го класса» герой возмущается: «Пока живу, я построил на Руси два десятка великолепных мостов, соорудил в трёх городах водопроводы, работал в Англии, в Бельгии… Написал много специальных статей по своей части… нашел способы добывания некоторых органических кислот, так что имя мое вы найдете во всех учебниках химии… И что же? Вот я уже стар, околевать собираюсь, можно сказать, а известен я столь же, как вон та черная собака, которая бежит по насыпи». Чашу его терпения переполняет казус, когда на открытии очередного моста восхищенное внимание публики было адресовано вовсе не ему, а его любовнице-певичке: «Девчонка пустая, капризная, жадная, притом еще и дура». Собеседник его, повздыхав, представляется; фамилья его инженеру ничего не говорит. «Стало быть, не знаете? А я уже тридцать пять лет состою профессором одного из русских университетов… член Академии наук-с… неоднократно печатался…». Тут попутчики, переглянувшись, принимаются хохотать.
Нынче такой разговор в бизнес-классе и представить себе нельзя. Инженеры, даже самые талантливые, знают своё место и престижных постов отнюдь не занимают. Повсюду у руля эффективные менеджеры, которые бравируют тем, что им решительно всё равно, чем рулить; правда, ничего нового они не строят: выжимают последние сливки построенного при советской власти; вот пиаровскую статейку за своим именем могут заказать. Певичка, конечно, может осенить своею благосклонностью какого-нибудь эффективного менеджера, но при этом будет считать, что делает ему честь. Ученые давно уже довольствуются известностью в узких кругах; широкой публике известны ровно три академика (было четыре, но один, нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, недавно помер).       
Президент между тем зовет Россию к модернизации, призывает к инновациям и едет возлагать цветы к памятнику А. П. Ч. в Таганроге. У телезрителей это даже сенной лихорадки не вызывает. Ко всему подлец человек привыкает.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко