-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 26.01.2010

Рифма к сибирской зиме

 
Самое яркое культурное событие нынешней зимы в Кемерове и его окрестностях – выставка из фондов Третьяковской галереи «Цветы – остатки рая на земле». Она открылась в Кемеровском областном музее изобразительных искусств в конце декабря и будет работать до конца марта. Первые недели её работы совпали, с одной стороны, с суровыми морозами, а с другой – с новогодними каникулами. Морозов кемеровская публика не испугалась: выставка имеет изрядный успех как среди малолетних зрителей, так и среди взрослых. Впрочем, уже во времена Пушкина «розы» и «морозы» были тривиальною рифмой.
 
В экспозицию вошли 46 живописных работ русских художников XIX–XX веков. Имена Карла Брюллова и Виктора Васнецова, Константина Коровина и Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и Роберта Фалька, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Александра и Сергея Герасимовых, Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой говорят сами за себя и способны вполне адекватно представлять русское и советское искусство двух столетий. Однако выставка в стенах КОМИИ необычная – тематическая. Весною 2009 года в Третьяковской галерее проходила масштабная одноименная выставка, экспозиция которой включала 300 образцов отечественного искусства, от классицизма до авангарда и от древнерусской иконы до агитационного фарфора. Вариант ее и представлен в стенах КОМИИ. Понятно, что наши провинциальные выставочные площади не позволяли показать экспозицию Третьяковки целиком, да и расходы были бы непомерными; однако живописную часть выставки кемеровский вариант представляет достаточно адекватно.
Выставка носит название «Цветы – остатки рая на земле», по высказыванию Иоанна Кронштадского. Дело в том, что в религиозном искусстве разных стран и народов, в том числе в русской иконописи, цветы с древнейших времен служили эмблемами высших священных смыслов; достаточно напомнить их роль в свадебных и погребальных церемониях, в обрядах встреч и проводов. Однако культовыми значениями символика цветов, конечно, не исчерпывается. В большинстве мусульманских стран, например, орнамент – единственный разрешенный вид изобразительного искусства, и чаще всего это орнамент растительный. В китайской классической живописи существует отдельный жанр «цветы и птицы». В доколумбовой Америке растительные мотивы также весьма популярны.
Для отцов церкви роза как атрибут развратного Рима служила символом гибели и смерти. Однако уже в VIII веке при Карле Великом, в результате контактов с мавританской Испанией, были заложены основы европейского садоводства. Примерно в то же время началось развитие христианской символики цветов. Роза стала символом пролитой крови мучеников, а лилия — символом веры и непорочности, дева Мария унаследовала роль покровительницы цветов от греческой Афродиты и римской Флоры.
Символика цветов в портрете, первом из светских жанров живописи, начинается с первых веков его существования. В Голландии, начиная с 1600 года, появление цветочных натюрмортов совпало с периодом бурного развития садоводства – знаменитой тюльпаномании. Другим важным центром флористической живописи стала Италия, где мощный толчок развитию натюрморта дал Караваджо. Внутри романтического стиля выделяют романтический натюрморт, традиционной тематикой которого были цветы и охотничьи трофеи. Дальнейшее развитие натюрморта в Европе связано с именами Гюстава Курбе (реализм), Эдуарда Мане (импрессионизм), Ван Гога и в особенности Сезанна. Впрочем, цветы всегда занимали достойное место и в портретной, и в пейзажной, и в жанровой живописи, помогая передавать оттенки смыслов и настроений.
В кемеровской экспозиции можно выделить две значительные школы, отличающиеся своеобразием в изображении нашего предмета. Первая связана с большой колонией русских художников в Италии в первой половине XIX века, во главе с такими мастерами как Карл Брюллов и Александр Иванов. На нее оказало влияние итальянское искусство, в частности – романтический пейзаж и «бытовой классицизм». Вторая большая школа – это творчество объединения «Бубновый валет» начала ХХ века. На живопись «бубнововалетовцев» особенно повлиял Сезанн, который, по сравнению с импрессионистами, отказался от чрезмерных нюансов в передаче цвета, вернул предмету вес, костяк и объем. Повлияли на бубнововалетовцев и колористические поиски Ван Гога, и кубисты, продолжавшие аналитическое разложение живописной формы.
Еще одну особенность выставки в КОМИИ можно усмотреть в том, что самые известные отечественные мастера – Брюллов и Васнецов, Коровин и Фальк, Гончарова и Ларионов – представлены здесь не самыми характерными работами. Зато среди полотен менее известных художников немало настоящих шедевров.
Фома Торопов – известный мастер натюрморта и портрета середины XIX века. «Портрет жены художника» – полотно на первый взгляд достаточно простодушное по композиции и антуражу. Здесь интересна, однако, именно двойная «цветочная» кодировка. Тропическая (по-видимому, оранжерейная) растительность на заднем плане – дань романтической условности. Белые и красные розы в руке женщины – цветы гораздо более обыденные, но наделенные прямою символикой любви и чистоты.
«Профиль и цветы» Александра Осмеркина – также портрет жены художника. Вернее, гибрид портрета и натюрморта, где замечательно рифмуются флористические формы, роспись гжельской вазы, декоративные мотивы женского костюма; при этом картина не производит впечатления перегруженности деталями. Зато в соседнем натюрморте кисти Осмеркина под названием «Флоксы и настурции» пышные цветочные формы, напротив, противопоставлены простейшей клетке скатерти; при этом растительные и декоративные мотивы объединены дикарской яркостью цвета. 
Петр Кончаловский – по любым меркам один из крупнейших мастеров русской живописи XX столетия. Сирень – постоянный мотив в его живописи, столь же характерный, как саврасовские «грачи прилетели» (ср. строки Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…»). На выставке представлена одна из самых мажорных и полнозвучных кончаловских сиреней.
«Розовые цветы на черном фоне» Александра Куприна (1914) – чудесный драматический натюрморт, удивительно органично сочетающий сезанновскую традицию, аналитические ухищрения кубизма и декоративные приемы русского декоративного искусства – например, жостовской росписи по металлу.
Дмитрий Налбандян, которого в позднее советское время называли «первой кистью политбюро», знаменит парадными портретами вождей. Представленные на выставке «Пионы» представляют его творчество с неожиданной стороны: это пример виртуозной живописи, интересной прежде всего ритмически.
При всем при этом «Цветы – остатки рая» очень демократичная выставка, которая интересна даже зрителю, не искушенному по части живописных стилей, направлений и эпох. Цветами можно любоваться безотносительно от культурно-символических смыслов, и мастерство живописцев многократно умножает этот эффект. Среди бесцветного безмолвия бесконечной сибирской зимы это своего рода зрительный витамин – в рассуждении душевного здоровья, наверное, не менее важный, чем любая фармакология.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко