-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.09.2009

Куда ведёт Единый, Государственный?

Лето 2009 года, как это и было запланировано Министерством образования и науки РФ, поставило точку в реформе, связанной с новым порядком приёма в вузы России абитуриентов. Очередной приём заявлений на поступление в вузы осуществлялся исключительно по результатам сдачи единого государственного экзамена.
 
Теперь, когда все связанные с нововведениями волнения уже позади, а бывшие абитуриенты, пройдя «три волны» конкурсного отбора, официально зачислены в ряды студентов высших учебных заведений, мы решили выяснить, какую (и кому в большей степени) практическую пользу принесла проведённая в жизнь реформа. Ответить на вопросы о «плюсах» и «минусах» этой, пока ещё не ставшей привычной, системы конкурсного отбора, о возможных путях её совершенствования и о том, как реформа может в дальнейшем повлиять на качество подготовки современных специалистов, выразили готовность представители руководства нескольких кемеровских вузов.
По последним статистическим данным в наступившем учебном году в системе высшего образования России будет обучаться 7,47 млн студентов, что немного ниже прошлогоднего уровня. Сокращение числа студентов, обучающихся в вузах, наметилось в 2005 году, когда начался очередной демографический провал. Хотя впервые дефицит абитуриентов стал заметен ещё в 2001 году. И если до этой даты количество выпускников школ традиционно превышало количество студентов, поступивших в вузы, то затем это соотношение стало меняться в противоположную сторону. Нынешний год подтверждает эту тенденцию: в вузы этой осенью было зачислено 1,46 млн человек, а школы весной окончили всего 898 тысяч выпускников.
В этом году Минобразования выделило кузбасским вузам в общей сложности 6478 бюджетных мест. Как и в прошлые годы, самыми востребованными направлениями продолжают оставаться юриспруденция, блок экономических дисциплин (преимущественно по специальности «финансы и кредит»), менеджмент и управление на предприятии, гостиничный и туристический бизнес, медицина (особенно стоматология). Спрос на получение технического образования сокращается, особенно это касается специальностей, связанных с металлургической и химической промышленностью. Не пользуется популярностью и сельскохозяйственная специализация. По данным департамента образования и науки Сибирский государственный индустриальный университет в Новокузнецке и Кемеровский сельскохозяйственный институт по некоторым специальностям не успели в срок набрать студентов на бюджетные места. Хотя есть мнение, что недобор во многие российские вузы вызван не объективными причинами, а пресловутым ЕГЭ, который, дескать, и спутал все карты в сфере высшего образования.
Что думают об этом и о том, как развиваться в новых условиях дальше, руководители ведущих кузбасских вузов?
 
ЕГЭ: фактор «с плюсом» или «с минусом»?
Ректор Кузбасского государственного технического университета Евгений Ещин склонен относится к применению ЕГЭ для зачисления в вуз, как к данности. Однако видит и явные несовершенства системы, снижающие уровень подготовки абитуриентов к поступлению в вузы.
 
Евгений Ещин, ректор Кузбасского государственного технического университета
– На новую систему зачисления есть два взгляда – с точки зрения абитуриента и с точки зрения вуза. Для абитуриентов потенциальные возможности стали гораздо шире. Старая система предполагала возможность подачи документов всего в один вуз, а дальше – поступил – не поступил. Теперь возможностей хоть отбавляй. К тому же обнаружилось, что в столичных вузах мест более чем достаточно, и чтобы поступить туда, вовсе не требуется какого-то запредельного количества баллов. Это, конечно, хорошо. Другое дело, что многие выпускники пока ещё в ситуацию пока «не въехали» и не озаботились тем, чтобы обеспечить себя сертификатами ЕГЭ по всем 13-ти предметам, а ограничились – по облегченному варианту – тремя. Мало кто сдавал физику и химию, а без этих предметов на большинство специальностей в технические вузы не попасть. То есть, ситуация была упущена на выходе выпускников из школ.
Теперь посмотрим, как ситуация выглядит со стороны вуза. Естественно, каждому вузу выгоден больший конкурс для того, чтобы имелась возможность сделать лучший выбор будущих студентов. Сейчас этот наш выбор оборачивается лишь сортировкой документов по баллам – то есть, мы его фактически лишены. Ладно, будем считать, что таким образом достигается большая объективность оценки знаний абитуриентов. Но упускается другой, очень важный нюанс. Раньше выпускник, мечтающий о вузе, после сдачи выпускных экзаменов в школе снова брался за учебники и готовился к экзаменам вступительным, то есть, в очередной раз обновлял и совершенствовал полученные знания. Теперь этот этап автоматически исключается. И потому мы будем менять свой подход к поступившим в этом году, будем его корректировать, определять реальный уровень их знаний и заново учить тому, что они не освоили. Но делать прогноз о том, насколько студент перспективен как будущий специалист, на уровне первого-второго курсов совершенно бессмысленно. И тому есть много примеров – знаменитого учёного, ректора МГУ Виктора Садовничего на первых курсах университета никто к способным студентам не причислял. Но часто случается так, что личные качества человека, превалируя над уровнем его знаний, умений и навыков, рождают совершенно новые необходимые компетенции.
 
Значительно больше положительного видит в новой системе ректор Кемеровского госуниверситета Ирина Свиридова. Хотя давать долгосрочные прогнозы относительно качества подготовки вновь принятых студентов пока тоже не торопится.
 
Ирина Свиридова, ректор Кемеровского госуниверситета
– Когда в этом году мы только начинали работу нашей приёмной комиссии, то предполагали, что могут возникнуть проблемы. Только в головной вуз было подано почти 12,5 тысяч заявлений. По разным специальностям первоначальный конкурс составлял от 10 до 300 человек на одно место. Причём оригиналов документов было не более 10%. Ограничений в подаче копий не было, и обнаружились ребята, которые подали заявления на все 29 специальностей нашего университета. Как можно делать выбор между физикой, юриспруденцией и физической подготовкой нам до сих пор непонятно. Фактически же эти 12,5 тысяч заявлений подали 8 тысяч физических лиц.
Изначально было много поступающих, имевших федеральные льготы (в основном сироты и инвалиды). По некоторым направлениям их количество достигало 70-80% (на 50 бюджетных мест юридического факультета было подано 36 заявлений от льготников). Но к моменту подведения итогов первой волны их количество уменьшилось в два-три раза. К огромному сожалению, в состав льготников не вошли самые подготовленные выпускники школ – золотые медалисты.
Некоторые абитуриенты с высоким уровнем сдачи ЕГЭ (260-280 баллов) уже во второй волне были зачислены в МГУ – им мы по первому требованию выдавали подлинники документов. К сожалению, далеко не все вузы «играли по этим правилам», препятствуя в возврате подлинников для подачи их в другой вуз.
Многим, вполне способным ребятам пришлось уйти в техникумы из-за того, что ими вовремя не были сданы экзамены в форме ЕГЭ по соответствующим специальностям.
Подытожить же первый опыт зачисления по новой схеме можно так. Страхи перед «приходом ЕГЭ», о которых так много писали и говорили, оказались не совсем оправданными. И «плюсов» введение ЕГЭ принесло значительно больше, чем минусов. Во-первых, значительно уменьшилась стрессовая нагрузка на абитуриента – он сдаёт экзамен только один раз, а не два. При этом конечно появляется больше страхов у самих преподавателей – нет возможности повлиять на сдачу экзамена в самом его процессе. Но ведь материалы тестирования были вполне доступны, что позволяло готовить школьников к нему заранее. Ошибки предыдущих лет теперь уже устранены, и тестовые материалы значительно облегчены и дифференцированы по уровням.
Встречающаяся неразбериха была связана лишь с возможностью подачи заявлений в неограниченное количество вузов, а точнее – с отсутствием механизма фиксации окончательного выбора абитуриентом вуза для поступления и своевременного информирования об этом администрацию других вузов. Лишь очень немногие вовремя звонили нам и говорили, что поступать будут в другой университет. В целом же система поступления стала упорядоченной – и для абитуриентов, и для вузов. Что она принесла нам и как отразилась на качестве подготовки принятых студентов, говорить пока рано. Проанализировать всё это нам предстоит после окончания первой сессии.
 
По мнению Любови Гвоздковой, проректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств по учебной и воспитательной работе, зачисление абитуриентов в вуз на творческие специальности исключительно по данным ЕГЭ не может отвечать задачам качественного отбора будущих талантов.
 
Любовь Гвоздкова, проректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств по учебной и воспитательной работе
– Процедура поступления в этом году в наш университет по данным ЕГЭ, безусловно, была усложнена. Но не для студентов, а для нас, для приёмной комиссии. Специфика нашего вуза, прежде всего, в том, что к нам всегда шёл «наш» – профориентированный абитуриент. Тот, кто, может быть, и не настолько силён в общеобразовательных дисциплинах, но имеет совершенно определённые способности и даже таланты в области искусства – музыки, хореографии, живописи, актёрского мастерства. Но в этом году многих, именно таких абитуриентов, мы и потеряли – за счёт того, что их места заняли люди более «случайные», но имеющие лучшие показатели по сдаче ЕГЭ. Определённый процент потери мест для вполне способных студентов произошёл также за счёт приёма льготников. Думаю, что вопрос их зачисления в вузы на различные специальности требует дополнительной проработки. Очевидным плюсом для нас здесь является возможность приёма дополнительного творческого экзамена при поступлении.
Многим своеобразные сюрпризы преподнесла практика выборочной сдачи ЕГЭ по «необязательным» предметам. Так, например, в этом году для поступления в наш вуз необходимы были результаты сдачи ЕГЭ по литературе. Но в школах этот предмет мало кто сдавал – в основном те, кто готовился к поступлению на филфак университета. А мы в результате потеряли перспективных абитуриентов, у которых есть все предпосылки стать хорошими специалистами в области искусства и культуры. Это вызывает досадное чувство.
Процедура зачисления в вуз по данным сдачи ЕГЭ имеет ещё одну слабую сторону: мы лишь изучаем бумаги, но не видим самого абитуриента при поступлении. Это делает абитуриента «немым», а педагога «глухим». Фактически первое знакомство студентов с преподавателями в этом году состоялось 1 сентября. И вот с этого момента мы только начинаем слышать их, и кого-то просто начинаем учить говорить – вот новая печальная издержка этого «безъязыкового» метода приёма в вуз.
 
Как заполнить места
Проблема заполнения бюджетных мест для разных вузов стояла с разной остротой. Но Кемеровский госуниверситет, по словам Ирины Свиридовой, почувствовал себя в этом вопросе уверенно, подведя итоги «второй волны». Не только бюджетные места, но и немалое количество коммерческих мест давно заполнено. И эту востребованность в образовании рождает в первую очередь сам рынок труда. Вузу следует лишь правильно угадывать его тенденции.
– В нашем университете бюджетные места заполнены на все 100%, и тревога поначалу была лишь за наши средние профессиональные учебные заведения. Что же касается набора непосредственно в вуз, то специфика классического университета в том, что он не может существовать без фундаментального развития естественнонаучных направлений. И обучение на этих – базовых для нас факультетах – было востребованным во все времена. Проблем с набором сюда не возникло и в этом году, хотя некоторые абитуриенты, имеющие высокий балл по ЕГЭ, забирали документы, пройдя по конкурсу в университеты Москвы или Санкт-Петербурга, Томска или Новосибирска. Но, я повторюсь, конкурс на естественнонаучные факультеты был и остаётся достаточно высоким. Интересно другое – практика поступления показала, что точками роста для нашего университета становится практически каждое направление. В том числе и те, которые в прежние годы не пользовались популярностью. Вот, например, уже второй год подряд растёт конкурс на факультете физической культуры и спорта. Сегодня там не только заполнены все бюджетные места, но есть и студенты, зачисленные на платной основе с полным возмещением затрат. Сейчас они стопроцентно трудоустраиваются и очень довольны жизнью.
Как влияет рынок труда на востребованность по той или иной специальности? Учитывая то, как активно сегодня развивается рынок малого и среднего предпринимательства и все те программы по его поддержке, можно ответить на вопрос, почему сейчас так высок спрос на экономическое и юридическое образование. Несмотря на то, что кругом говорят о переизбытке юристов и экономистов, практика показывает, что все наши выпускники этих факультетов трудоустроены по специальности. Ведь открывается всё большее количество бизнес-структур, этим-то и обусловлен самый высокий конкурс на эти факультеты. Как и на спортфаке, популярность которого растёт с массовым открытием новых спортивных сооружений, с государственными программами развития спорта в стране.
 
Проблема заполнения вакантных бюджетных мест в технических вузах имеет свои объективные причины. О том, как обстояли дела с набором на бюджетные места в КузГТУ, рассказал Евгений Ещин.
– Известно, что наибольшие проблемы с набором – даже на бюджетные места – возникли в этом году именно у технических вузов. Причин тому несколько. Во-первых, наши предметы – «тяжёлые», учиться достаточно трудно. Даже в прежние, более благополучные в демографическом отношении годы, и при более качественной школьной подготовке абитуриентов, средняя успеваемость наших студентов была ниже чем в гуманитарных вузах (хотя и процент отчислений по неуспеваемости также был ниже).
Во-вторых, престиж инженерно-технических профессий за последние полтора-два десятилетия был сильно подорван. Я прекрасно понимаю сегодняшние проблемы с набором в СибГИУ, особенно по специальностям в сфере металлургии – люди не хотят идти в эту профессию. Но наш университет в этом году с планом набора справился. Более того, Рособразование предложило нам увеличить количество студентов по машиностроительным специальностям, и мы смогли заполнить дополнительные 16 вакансий, для чего использовали свой резерв из абитуриентов, имеющих сданный ЕГЭ по физике. Всего же в этом году по программам подготовки специалиста (пятилетнее обучение) зачислено 2295 человек, из них 1337 будет учиться за счёт средств федерального бюджета. Конкурс на бюджетные места наблюдался на всех факультетах. Минимальным он был на химико-технологическом (1,1 человека на место). Несколько выше на горном (1,49) и горно-электромеханическом (1,32). Ещё выше на механико-машиностроительном (1,85) и факультете наземного и подземного строительства (1,96 – в основном за счёт специальностей «промышленное и гражданское строительство» и «экспертиза и управление недвижимостью»). Но все университетские рекорды по количеству желающих поступить побили факультет гуманитарного образования (12,7 – самая востребованная специальность там «государственное и муниципальное управление») и инженерно-экономический факультет (11) – несмотря на все высказывания экспертов о том, что у нас в стране перепроизводство экономистов.
 
Сфера культуры, как и всегда (и во всем) финансируется по остаточному принципу. Бюджетных мест в КемГУКИ крайне мало. Поэтому Любовь Гвоздкова не считает особой заслугой университета выполнение плана по набору студентов в этом году.
– Если говорить о недоборе студентов на бюджетные места, который произошёл в некоторых вузах области, то нас это не коснулось. В первую очередь потому, что министерство даёт нам минимум таких мест – от двух до пяти (в лучшем случае до десяти) по каждой специальности. Естественно, что в таких условиях говорить о каком-то недоборе просто не приходится, количество бюджетных мест неминуемо рождает конкурс.
Но и нам самим приходится участвовать в своеобразном конкурсе вузов за приток абитуриентов. И если в творческих профессиях мы «монополисты», то по другим специальностям приходится свои преимущества доказывать. Например, очень сильным конкурентом в подготовке менеджеров для нас является Кемеровский госуниверситет. Но пока эту конкуренцию мы выдерживаем, вероятно, за счёт того, что готовим специалистов для работы непосредственно в социальной сфере.
Конечно, говорить о том, что в этом году ситуация по приёму студентов – как на бюджетные, так и на коммерческие места – складывалась блестяще, нельзя. На неё по-разному влиял целый ряд факторов, от так называемой демографической ямы до новых условия приёма документов и зачисления в вузы. Но, несмотря на это, с задачей набора в этом году мы справились, и даже не потеряли студентов-платников.
 
Как сделать хорошее лучшим
Всеобщих рецептов успеха и счастья, конечно же, не бывает. Потому и взгляды на то, как следует менять ситуацию, делая набор студентов на обучение за государственный счёт более объективным и эффективным, могут расходиться, казаться спорными и даже рискованными.
 
Евгений Ещин:
– Система зачисления абитуриентов в вузы требует дальнейшей корректировки. Обязательными для сдачи ЕГЭ должны стать несколько предметов, и в их числе обязательно должны быть физика и химия. Кроме усилий самих вузов в поддержании престижа технических специальностей требуется и государственная поддержка, в том числе работа со СМИ, в сфере социальной рекламы.
Перед вузами же сейчас в этой области поставлена совершенно конкретная задача: современные образовательные стандарты предполагают переход к личностно-ориентированным образовательным траекториям. И здесь выход видится в создании особых структур внутри вузов – двухгодичных факультетов фундаментальной подготовки. На примере американской практики в системе высшего образования подобные факультеты уже созданы и работают в ряде российских вузов.
 
Любовь Гвоздкова:
– В этом году новая система поступления в вузы обнаружила противоположные факторы. С одной стороны она создала более комфортные условия для абитуриентов при поступлении, сняв стрессовые ситуации при сдаче вступительных экзаменов. С другой – ограничила возможности поступления, предоставив возможность выбора «необязательных» экзаменов. В результате отсутствие – из-за недостаточной информированности – результатов сдачи того или иного экзамена (это в основном коснулось истории, географии, литературы) лишала многих возможности подачи документов – особенно при смене выбора специальности.
Высшее руководство системы образования вместе со своими научно-методологическими советами должны ещё многое додумать. Введён обязательный ЕГЭ, введены новые правила поступления в вузы. Но, на мой взгляд, эта система должна иметь и дополнительную систему «просеивания» студентов, уже принятых в вуз. Своеобразный нулевой курс, который определял бы и способность каждого обучаться в высшей школе и правильность выбора специальности. Поступление на этот начальный курс могло бы проводиться исключительно по результатам сдачи ЕГЭ. А вот дальнейшее обучения зависело бы от итогов сдачи экзаменов за первый год обучения. Опыт такого построения курса обучения в высшей школе уже имеется за рубежом. Особенно актуальной такая система была бы для подготовки специалистов в сфере культуры, искусства, в медицине, где как нельзя более требуется определение профессиональной пригодности.
 
Ирина Свиридова:
– Конечно, точки приложения сил для совершенствования новой системы приёма в вузы есть. На мой взгляд, нужно всё-таки ограничивать либо количество вузов, в которые подаются документы, либо количество специальностей.
Необходима постоянная обратная связь вузов с абитуриентами, отражающая принятие решений о выборе вуза в ходе очередной волны зачисления. Это избавит от метаний представителей «середины списка», от страха перед «виртуальным противником» с большим количеством баллов, который на самом деле уже не собирается поступать в данный вуз.
И вот что ещё хотелось бы предложить. Когда-то, ещё в советской школе выпускники сдавали девять итоговых экзаменов. Если сейчас вернуться к этому опыту и возродить сдачу всех этих экзаменов – теперь уже в форме ЕГЭ – то это даст выпускникам гораздо больше возможностей в плане выбора специальностей в соответствии со своими успехами в той или иной области знаний. У них будут большие возможности для манёвра, а контроль за реальными знаниями станет более системным. Кроме того это значительно повысит качество работы преподавателей. Ведь не секрет, что некоторые учителя, предметы которых не являлись обязательными для сдачи в рамках ЕГЭ, сами отговаривают детей от их сдачи. Введение обязательных экзаменов по базовым дисциплинам значительно повысит уровень довузовской подготовки абитуриентов.
Сергей Волков
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко