-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.09.2009

ДОговор, прОтокол, отпечатки пальцев

1 сентября Министерство образования чуть было не устроило очередную реформу русского языка. Больше всего напугали просвещенную публику «договор» с ударением на первый слог и «кофе» среднего рода. Шуму было много; министерство обвиняли в том, что оно потворствует тупым и ленивым. Чиновникам из Минобразования пришлось оправдываться; дескать, новые правила вовсе не обязательные, а рекомендательные, да и вообще это не новые правила, а закрепление давно назревших тенденций. А что рекомендованными оказались четыре словаря, изданные одним и тем же издательством – это случайность, мы и остальные словари, дай срок, рекомендуем… В общем, гора родила мышь, но летучую; даже поразительно, как быстро она успела облететь все масс-медиа. Что-то критическое промычала даже корова ТВ, хотя его собственные заслуги в ликвидации грамотности трудно переоценить: достаточно почитать полчасика титры государственного канала «Вести»… За великий, могучий, правдивый и свободный успела вступиться и Общественная палата. Жалко, что Дума была еще на каникулах – то-то было бы комментариев. Это МВД или МЧС у нас критиковать страшновато, а вот по части образования или культуры лишний раз пройтиться – святое дело.
Реформы у нас и вообще редко удаются (достаточно вспомнить пенсионную и несколько административных), а в области русской речи и вовсе почти никогда. Последнюю сколько-нибудь радикальную реформу правописания провели большевики. С тех пор реформы затевались при Хрущеве (предлагали писать заеци огурци) и в начале правления Путина (предлагали писать брошураи парашут), но эти новшества вызывали столь дружный отпор взволнованной общественности, что тут же сходили на нет. Как бы то ни было, остались два вопроса. Первый: может ли государственная власть реформировать общенациональное достояние – русский язык. И второй: почему все попытки реформ по этой части воспринимаются столь болезненно.
На первый вопрос приходится ответить утвердительно. И Петр Алексеевич в начале XVIII века, и Владимир Ильич в 1918 году реформировали русскую орфографию стремительно и вполне успешно.1 Иное дело, что они насаждали свои реформы с такой энергией, что нынешним и не снилось. Даром что даже такой лютый сатирик как Салтыков-Щедрин призывал «вводить просвещение по возможности без кровопролития». И что вы думаете: Дмитрий Лихачев, будущий академик, в свое время загремел в Соловки только потому, что осмелился написать работу «О некоторых преимуществах старой орфографии»… Иосиф Виссарионович также был озабочен вопросами языкознания, и реформа орфографии даже через три года после его смерти прошла на удивление гладко.2 Зато при Никите Сергеевиче, Владимире Владимировиче и Дмитрии Анатольевиче, правителях относительно травоядных, оказались невозможны даже и косметические реформы… В общем, свой отпечаток в русском языке правитель может оставить – но этот отпечаток чаще всего оказывается кровавым.
На второй вопрос высокие умы обыкновенно отвечают, что мы цивилизация логоцентричная, слово для нас значит гораздо больше, чем, скажем, к примеру, визуальный образ. Потому-то литература у нас великая, а из всей русской живописи прославился на весь мир разве что «Черный квадрат» Малевича. Академик Иван Павлов, тот самый, что собачек мучил, даже утверждал, что у русских превалирует вторая сигнальная система, и слово для нас гораздо важнее дела. То-то мы сталинские афоризмы, к примеру, помним и цитируем до сих пор, а про дела его норовим стыдливо забыть.3        
В общем, понятно, почему мы принимаем так близко к сердцу все, что касается языка. Каждый здесь считает себя специалистом на том простом основании, что этот язык – его родной. Каждый ребенок в бессознательном возрасте проделывает гигантскую лингвистическую работу – его ведь никто не учит грамматике, он постигает ее сам, интуитивно. И хотя в обыденной практике мы сплошь и рядом говорим как бог на душу положит, но правила, затверженные с таким трудом – это наш последний священный оплот. Хотя на деле тут все обстоит как и с прочими нашими законами – их суровость обыкновенно компенсируется необязательностью их исполнения.
Есть и у меня кой-какие собственные мнения, хотя бы по поводу дóговора и кофе – как-никак тоже со словом работаю. Что касается «договора» с ударением на первый слог – такая тенденция в обыденной речи действительно присутствует, хотя над ней глумились еще в классической комедии «Бриллиантовая рука» (помните, герой Папанова, бурчит: «Дóговор, прóтокол, отпечатки пальцев…»). Тем не менее, чиновники и хозяйственники у нас почти никогда не скажут: договóр. Что ж, давайте закрепим это ударение в словарях как профессиональное. Никто же не возражает, когда горняки говорят дóбыча, моряки – компáс, прокуроры – осýжденный, а наркологи – áлкоголь. Чиновники также имеют право на профессиональный жаргон, чем они хуже прочих сословий. Но литературная норма тут не при чем.
Что же касается кофе, то здесь, как утверждают лингвисты, имеет место историческая путаница. Когда-то, в XVIII столетии, это слово было несомненно мужского рода, в форме кофий. Потом написание изменилось, под влиянием, скорее всего, французского языка. Понятно, что его поневоле хочется отнести к среднему роду, под влиянием слов типа «море», «горе» или «телевидение». Когда-нибудь, обещают лингвисты, эта тенденция возобладает и станет нормативной. Но, по-видимому, все-таки не при нашей жизни.
А вообще-то стремление все унифицировать – это детская забава. Я сам в детстве говорил фикусти какуст: тоже подсознательно хотелось унификации. Другой характерный пример детского лепета мне известен из учебников: желток – белток. С годами обыкновенно начинаешь понимать, что какой-то логики в языке искать бессмысленно – пути его неисповедимы.
Юрий Юдин
 
 

1 Александр I, говорят, сожалел о невозможности запретить указом букву ять. Ильич, даром что писался в анкетах: литератор, придя к власти, удивился, что есть такая буква, и немедля ее запретил вместе с некоторыми другими (впрочем, теперь утверждают, что реформу орфографии 1918 года готовила еще задолго до революции группа ученых во главе с академиком Бодуэном де Куртенэ).
2 Любимцем Сталина, наряду с Трофимом Лысенко, был другой академик, Николай Марр (про которого говорили, что идеи его становятся менее бредовыми, если читать его статьи с грузинским акцентом). Впрочем, в 1940-х годах вождь в его идеях разочаровался и написал собственный труд под названием «Марксизм и вопросы языкознания». Единый орфографический свод, изданный в 1956 году, начал готовиться именно при Сталине.
3 Правда, не нужно думать, что мы такие уникальные. Скажем, по-японски задница называется «ваша северная сторона». Причем японцы люди чрезвычайно вежливые и никого не хотят обидеть; просто они Страна восходящего солнца, это светило у них даже на флаге изображено. Так и живут наподобие подсолнухов. Поэтому хоть отдай им все наши тихоокеанские острова – все равно не дождемся, чтобы они повернулись к своему солнышку задом, а к нашему лесу передом.

 
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко