-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.09.2009

Как кризис укрепляет страхование

 
 
Елена Мелихова, директор Кемеровского филиала Группы «Ренессанс страхование» Нина Иус, заместитель директора по страхованию ООО «Росгосстрах-Сибирь» «Управление по Кемеровской области»
По мнению Елены Мелиховой, ведущие
участники рынка задолго до кризиса начали
работу по повышению эффективности
и сокращению издержек
По наблюдениям Нины Иус,
практически все страховые компании
в настоящее время ориентируются
на розничные продажи
 
Несмотря на то, что влияние кризиса на страховой рынок принято считать «отложенным», реакция уже налицо: страховые сборы на рынке, который активно рос последние года, снизились, а уровень выплат, напротив, подрос.
 
Рост в падении
По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в Кемеровской области страховые компании за 6 месяцев текущего года собрали 2,722 млрд. рублей, что на 10% меньше уровня прошлого года. Снижение сборов оказалось наиболее значительным в сегменте страхования жизни – этот рынок «упал» наполовину. Заметно оно в личном (19%) и имущественном (8%) страховании. Напротив, выросли поступления по ОСАГО (9,8%) и страхованию ответственности (15,3%). Впрочем, рост выплат по страхованию ответственности по сравнению с аналогичным показателем 6 месяцев прошлого года ещё существеннее – 44%. В целом рост уровня выплат по региону составил 3,2%.
Кризис на страховом рынке в целом не мешает показывать положительную динамику отдельным его участникам. Так, согласно статистике ФССН, на 9% по сравнению с прошлым годом (без учёта ОМС) увеличила сборы в Кузбассе компания «Ингосстрах». Данная тенденция прослеживается и у ряда других компаний – лидеров рынка. На 6,5% повысила свои показатели по сборам «Губернская страховая компания Кузбасса», на 7,5%  –  ещё одна региональная компания, «Коместра».По оценкам экспертов, процесс перераспределения долей в пользу наиболее устойчивых компаний наблюдается как на местном, так и на федеральном уровне. Это подтверждают и данные ФССН: доля двадцати крупнейших компаний достигла почти 60%. По мнению директора Кемеровского филиала Группы «Ренессанс страхование» Елены Мелиховой,во многом это произошло потому, что ведущие участники рынка задолго до кризиса начали работу по повышению эффективности и сокращению издержек, поэтому они по-прежнему обладают достаточными резервами и маржой платежеспособности для выполнения всех взятых на себя обязательств.
Другое дело, что в кризисных условиях рынок в очередной раз столкнулся с демпингом. Причём, если ранее участники рынка допускали вероятность такого поведения со стороны мелких компаний, необоснованно снижающих тарифы «под уход с рынка», то на деле такой тарифной политике стали следовать и крупные страховщики, желающие увеличить свою долю рынка. «Прогнозировать необоснованное снижение тарифов, демпинг среди ведущих федеральных компаний было сложно, – поясняет Вадим Ситников, директор Кемеровского филиала ОСАО «Ингосстрах». – Важно понимать, что демпинг  –  это не минимально низкая цена, а необоснованно низкая цена, которая не подтверждена актуарными расчетами и клиентской базой. Такой подход в условиях переживаемого кризиса позволяет привлечь часть потребителей. Однако это может привести к тому, что потребитель столкнётся с затягиванием сроков или с отказом в выплате страхового возмещения. Происходит это по вполне очевидным причинам: страховая компания ввиду «недобора» премии не может сформировать адекватные страховые резервы. По результатам 6 месяцев оценивать плоды демпинговой политики еще рано. Как прогнозируют аналитики и сами страховщики, страховой рынок достигает низшей точки кризиса через 6-9 месяцев после банковского. Поэтому, на наш взгляд, показательным для страховых компаний окажется осень-зима 2009-2010 годов».
По данным Натальи Городнёвой, руководителя дирекции страхования предприятий Кемеровского филиала ОАО «Военно-страховая компания» (ВСК), «в тендерах демпингующие компании действительно «опускают» тарифы слишком низко. Но, если мы работали с клиентом достаточно долго, и у нас не было по нему убытков, мы за него боремся – такова позиция компании».
 
Несмотря на такие трудности, страховщики надеются на скорую очищение рынка от неблагонадёжных участников. «Впервые ФССН раскрыла десятку страховщиков, на которых в 2009 году поступило больше всего жалоб, а в июле оповестила страховщиков о намерении начать проверку тарифной политики. То есть ФССН предоставляет возможность, во-первых, работать на информационно открытом поле, а во-вторых,  борьба с демпингом приобретает более серьезный оборот»,  –  полагает Вадим Ситников.
Всё это неизбежно подводит страховщиков к мысли о сокращении рынка в результате влияния кризиса на отрасль. «Сейчас на российском рынке около 760 страховых компаний, на территории Кемеровской области – порядка 92-95, – говорит Вадим Ситников и приводит оценку генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Александра Григорьева: «В ближайшие два года с рынка уйдут 300-400 компаний… России не нужно столько страховщиков. Достаточно двадцати, но капитализированных, надежных и больших компаний».
Высказался по этому поводу во время своего июльского визита в Кемерово и председатель совета директоров компании ВСК Сергей Цикалюк: «На страховом рынке зарегистрировано сейчас более 700 компаний, но реально занимаются страхованием, наверное, около 70. Многие компании были созданы «на всякий случай», а страховой бизнес – это серьёзное производство. Компании, располагающие серьёзной стратегией развития, останутся на рынке. Сомневаюсь, что среди реально действующих участников этого рынка что-то всерьёз изменится».
 
Что тормозит страхование
Снижение темпов роста рынка не в последнюю очередь связано с сокращением в разы объёмов банковского кредитования: ни для кого не секрет, что вменённое страхование в последние годы занимало крупную долю в портфелях многих компаний, главным образом, крупных федеральных страховщиков. Однако, как отмечает Елена Мелихова, «снижение коснулось в первую очередь новых договоров. Ситуация с пролонгациями по уже выданным кредитам достаточна стабильная». Тем не менее, наиболее заметно свёртывание кредитных программ сказалось на снижении объёмов страхования юридических лиц: именно за счёт требований со стороны банков страхование в этом сегменте и развивалось в последние годы: добровольно свои риски бизнес, по свидетельствам страховщиков, страхует редко. Так, «за бортом» кредитования, а значит, и страхования, оказались целые отрасли. К примеру, строительство оказалось в «чёрных списках» кредитных отделов банков. По информации Натальи Городнёвой, не кредитовали в первом полугодии банки и угольную отрасль, особенно связанную с добычей коксующихся марок угля. Правда, по сведениям эксперта ВСК, отдельным предприятиям удалось получить кредиты в Москве – а значит, и премии по страхованию этих сделок также ушли за пределы Кемеровской области. Снижение произошло и в сфере страхования государственных и муниципальных контрактов. Несмотря на, казалось бы, возросшую роль государства в экономике по причине кризиса, крупные аукционы сейчас крайне редки из-за дефицита бюджетных средств.
Привлекательная розница
Когда восстановится в прежнем объёме банковское кредитование и чем сейчас можно заменить этот канал продаж? Эти вопросы стали ключевыми для коррекции стратегии развития многих страховщиков. По наблюдениям Нины Иус, заместителя директора по страхованию ООО «Росгосстрах-Сибирь» «Управление по Кемеровской области», практически все компании в настоящее время ориентируются на розничные продажи. Так, розничный портфель компании «Росгосстрах» вырос в этом году уже на 9%. Интерес страховщиков к рознице подтверждает и Елена Мелихова: «Предвидя, что продажи через банковские  каналы так быстро не восстановятся, ведущие страховые компании сконцентрировались на развитии розничных продаж, на работе с постоянными клиентами, на их удержании и привлечении новых с помощью высокого качества услуг и хорошего уровня сервиса. Понимая, что доходы большинства компаний и частных лиц заметно сократились, мы предлагаем бюджетосберегающие варианты полисов, разрабатываем индивидуальные страховые программы для корпоративных клиентов, предлагаем различные варианты оплаты и так далее». Конечно, прогнозы, связанные с сокращением расходов и корпоративными клиентами, и физическими лицами, подтвердились, однако, по данным Елены Мелиховой, группа «Ренессанс страхование» оттока клиентов не ощутила, а снижение их расходов на страхование произошло в основном за счет исключения из полисов дорогостоящих опций.
Напротив, увеличение расходов частных лиц на страхование отмечает Нина Иус: по её данным, средний страховой  платеж  по страхованию имущества физических лиц возрос в компании «Росгосстрах» на 127% в сравнении с первым полугодием 2008 года. Прирост договоров по страхованию квартир у компании в Кузбассе составил в этом году 29%, активно идёт и страхование домов. «Во многом такого роста договоров нам удалось достичь благодаря различным акциям, в ходе которых люди могли застраховать своё жильё со скидкой,  – поясняет Нина Иус.  –  Поскольку данный вид страхования в нашей компании не убыточен, мы можем себе позволить делать клиентам такие скидки». Стоит также отметить, что с 2008 года компания «Росгосстрах» стала ориентироваться на завоевание более «дорогого» сегмента рынка. По собственным данным компании,    в   отдельных  периодах, например, май-июнь текущего года поступления  страховой премии  в данном сегменте   увеличились на 198%.
Увеличение интереса людей к страхованию отмечают многие страховщики. «Во время кризиса актуальность надежной защиты от любого форс-мажора и непредвиденных расходов возрастает как у предприятий, так и у клиентов – физических лиц,  –  комментирует тенденцию Елена Мелихова.  – К примеру, те, кто раньше не страховал имущество, полагаясь на свой высокий доход, сейчас стали более осторожными и предпочитают обзавестись страховым полисом. Мы отмечаем увеличение спроса на страхование квартир (в том числе страхование ремонта, отделки, мебели, оборудования) и гражданской ответственности владельцев жилья. Осенью традиционно возрастает спрос на страхование загородного жилья. В автостраховании сейчас наиболее востребованы продукты, предусматривающие бюджетосберегающие опции. Учитывая эти тенденции, мы, например, предложили клиентам самостоятельно составить стоимость полиса КАСКО путем включения в него только нужных ему опций, а также возможность выбрать персональную франшизу. Эти нововведения позволяют автовладельцу значительно сэкономить. Рынок страхования от несчастного случая, конечно, значительно сократился, однако мы видим интерес к этому продукту со стороны людей, от чьих доходов зависит благополучие их семьи и близких».
Растущие виды страхования есть и в корпоративном секторе. Так, Елена Мелихова отмечает значительный рост интереса к страхованию грузов (как со стороны компаний-грузовладельцев, так и со стороны перевозчиков). Также страховщики отмечают, что юрлица стали чаще страховать по КАСКО транспорт. В начале года страховщики связывали надежды на расширение рынка в связи с появление саморегулирующих организаций в строительстве. Напомним, в июне в регионе появилось некоммерческое партнёрство строительных организаций области «Главкузбасстрой». «Мы ведём переговоры с её членами,  –  рассказывает Наталья Городнёва,  –  убеждаем их не ограничиваться страхованием только гражданской ответственности, поскольку такая страховка защищает не от всех рисков. По статистике, 80% всех чрезвычайных ситуаций на стройке – это пожар, и редко у какой строительной организации найдутся средства для возмещения крупного ущерба заказчику! Постепенно строители это понимают. В этом году у нас заключено 2 договора на страхование строительно-монтажных рисков. Ещё в прошлом году в добровольном порядке такие договоры на практике не заключались – только по требованию банка, если он финансировал инвестиционный проект».
Хотя небывалого роста страховых премий во втором полугодии не ждёт никто, но большинство опрошенных страховщиков придерживаются здорового оптимизма. Многие из них уже отметили оживление на рынке в последние месяцы. Определённые надежды возлагают они и на банки. Так, известно, что у последних есть планы по выдаче кредитов, которые необходимо выполнять. А значит, к концу года можно ожидать более активную выдачу кредитов.
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко