-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 07.07.2009

Чумной вирус

 
Михаил Кураев, роман «Похождения Кукуева»
Петербургский писатель Михаил Кураев пришёл к читателю с романом «Похождения Кукуева» через известное любителям словесного искусства иркутское издательство Сапронова. Подзаголовок на титульном листе определяет жанр  произведения, бытующий с легкой руки английского классика Лоуренса Стерна, – «Сентиментальное путешествие». 
 
Во вступительном слове критик Валентин Курбатов напоминает, что ещё в 1960 году в Советском Союзе вышла повесть Вадима Кожевникова «Знакомьтесь, Балуев!» А потом по ней был сделан фильм. Хорошо помню, как нас в школе, натаскивая на  экзаменационное сочинение по теме  «Образ современника в советской литературе», замучили несколькими книжками, среди которых была и кожевниковская. Его Балуев в романе Кураева стал Кукуевым – замечательно точная фамилия главного персонажа, настраивающая на лад птички, плодящейся за счёт собратьев.
«Больные времена», как их назовут позднее, рождали соответствующих героев. Одним из таковых и был вышеназванный вороватый авантюрист Пётр Балуев, которого приподнял на пьедестал литературный генерал застойных времен Кожевников. Совсем чуть оставалось прототипу до звёздочки Героя Социалистического Труда – мозги удалось запудрить многим, среди которых оказались  руководители партии и государства.
Недавно довелось встретиться в Кемерово с автором «Похождений Кукуева». Я рассказал Кураеву о моей встрече в столице с помпезным и подчёркнуто сусально-патриархальным Вадимом Кожевниковым (Ложевников в «Похождениях Кукуева» – и опять в яблочко звукоряда и смысла). Московский мэтр, широко  известный как автор романа «Щит и меч», увесисто и небрежно скатывал слова сверху вниз, разглагольствуя о желании выполнить социальный заказ работников почты: «Пишут в письме, чтобы я написал роман об этой нужной профессии», - уточнял писатель с богатым публичным опытом витийства. Ивановские ткачихи тоже, оказывается, ему пишут с той же целью, и ещё какие-то очень важные  специальности стояли в очередь обессмертиться под пером кандидата в члены ЦК КПСС, делегата трёх партийных съездов, депутата пяти созывов Верховного Совета СССР Вадима Кожевникова…
Замечательное сюжетное открытие-достижение английского сатирика-классика легко чувствует себя на нашей почве, что блестяще доказывает Михаил Кураев своим романом. Что с того, что герои усаживаются в поезд, а не в экипаж: путешествие их действительно ностальгически сентиментальное, приправленное мягким юмором, который, оказывается, способен плодоносить и на российских литературных просторах. Иногда, впрочем, кураевский юмор сгущается, принимая обличье сатиры, а то и до сарказма доходит. 
«…Кукуев предстал перед нами как прекрасное», – напоминает писатель и сценарист «Ленфильма» Михаил Кураев о пафосном советском времени, используя сказовую лексику и стилистику, временами поднимаясь до уровня житийной литературы, живописующей жизнь святых людей. Последнее, понятное дело, игра прозаика.
«Если нас и история Кукуева ничему не научит, остаётся только пожалеть человечество», –  формулирует автор. В кураевском романе  присутствует живьём писатель, которого, как мы помним, величают Ложевниковым. Он наделяется прямой речью, но вчитайтесь, какую откровенную дичь несёт этот «столп духовности» на обсуждении будущего «эпохального» кинофильма о своём герое, используя развесистые речевые штампы, говорит, словно безмозглый монумент-истукан: «…Товарищ Кукуев это и есть долгожданный новый человек, человек нашего скорого будущего». Впрочем, как в воду смотрел совпис, жаль, не дожил до весёлой эпохи «Неуловимых Воров», когда Кукуев, выйдя из острога, оказался как никогда на месте и ко времени – нырнул в бизнес, как рыбка в море. Но мы несколько опережаем события.
Поначалу Кукуев был простым коногоном на стройке, куда прибыл со своим папашей из глухой деревни. Такие люди, как наш персонаж (ему помогла утвердиться хитромудрая напарница-жёнушка), твердо зашагали по жизни, в полной мере подтверждая слова из партийного гимна: «Кто был никем, тот станет всем!» В то же время персонаж обречён на социальное сиротство до конца дней своих: от крестьян отбился и никем не стал в классово-сословном смысле. Впрочем, в талантливого прохиндея с порочными наклонностями обратился легко, «великолепный актер» и психолог не из последних пробрался на должности, где можно «брать». Похожее качество (коррупционное – так сейчас говорят) давненько отмечалось в русской литературной классике (Лев Николаевич с Николаем Васильевичем оставили свой весомый след в исследовании этой тяги у человека, в кураевском повествовании классики иногда напрямую заявляются в текст). Кукуев с наслаждением отдаётся страсти мздоимства до полной потери человечности и внутренней опустошённости, выстраивая хитроумную систему воровства социалистической собственности. Под стать гнилому душевному нутру и его путеводный девиз: «Денег не бывает много, и деньги не бывают маленькими». Двуногий с подобным мировоззрением не видит ни слабых, ни сирых: ползет по жизни, как танк, оставляя после себя в душах людских широкую обугленную полосу.
Финал сей истории в полном согласии с русской пословицей:   «Сколько верёвочке не виться…» Нашёлся честный «следак», засадил Кукуева в места не столь отдалённые на восемь лет, хотя рисковал служивый, сильно рисковал. Но как же всё перевернулось в нашей стране. Отсидев и пополнив уголовное «образование», выходит наш герой и принимается уже в новых условиях за излюбленные занятия, которые теперь не подсудны, наоборот, вызывают восхищение многих и многих.
А что же автор? Его возмущение тем, что от мечты вляпались снова в дикость, буквально вопиет со страниц «Кукуева». Никто не выполняет и не собирается выполнять обещанного с три короба в начале «эпохальных» преобразований. И вот от этого ли или по какой другой  внутренней причине, но художественная проза постепенно превращается к концу повествования в гражданскую публицистику, оформленную в виде диалога двух путешественников, спорящих о гнусности нашего времени. Проблем они вываливают воз с маленькой тележкой: о преступниках и о верхах общества, о «низах» и экстрасенсах, о бездушии со злом в придачу и об истине – куда же русскому человеку без последнего?..
Как часто случается, в вечных интеллигентских «бдениях» начинает прихрамывать логика. И неизбывная тяга с тоской по идеальному обществу тут как тут, хотя идеального общественного совершенства никогда не было и не будет. Конечно, присутствует и  обязательное порицание мещанства с гневом и яростью – тоже российская литературная традиция от демократов, разночинцев до коммунистов и либералов. «Великая мещанская контрреволюция», – это до Кураева сказано, но повторяется персонажами истово и со значением. Вот такие мы оказались, граждане российские, отравленные идеологией, ничего с нами не делается.
А что же Кукуев? Всё, к чему он прикасается, сначала превращается в золото (деньги), а потом смердит и душит. Честные люди, связав себя даже на короткое время с Кукуевым, помечены каиновой печатью навсегда. Обречён даже его бывший следователь, погибающий от руки убийцы на последних страницах. И только Кукуев и кукуевщина вечны и бесконечны. Не даром же утверждается в книге: «…Нет конца ни Кукуеву, ни кукуевщине!»
Душа уязвляется после увиденного («вчитанного» мной) Кукуева. Что делать и как делать? Где выход?..
Нет ответа в печально оканчивающемся романе Михаила Кураева. Впрочем, один из умных путевых романных собеседников пытается обрести крепкую почву под ногами: «Надо так, как делают люди в тайге, пожил, уходишь – оставь соль, оставь дрова, спички, оставь по себе долгую память…» Верно сказано, но как заставить жить по человеческим правилам кукуевых, которых ныне столько наплодилось...
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко