-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 23.06.2009

Новые похождения монументов

Накануне 12 июня в Кемерове открыли ещё три монумента, и все в центре города. Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы 1986 года собирались установить давно, несколько лет назад провели конкурс, но дело почему-то застопорилось. Ускорила процесс безвременная гибель в автомобильной аварии победителя конкурса, скульптора Алексея Хмелевского, которого кемеровчанам представлять не надо: его изваяниями уставлены почти все центральные улицы. Металлическая композиция на небольшом постаменте из камня (8 метров в высоту, 3 – в ширину) представляет собою фигуру ангела на v-образной подставке, как бы отгораживающего зрителя своими крылами от ядерного облака. В облако вписаны две ветви дерева, одна – зеленеющая, другая – обгорелая, а также разлетевшиеся орбиты пресловутого «мирного атома». Аллегория прочитывается без труда, центральная фигура получилась скорбно-торжественная, и хотя я не поклонник больших монументов Хмелевского (мелкая его пластика, на мой вкус, гораздо выразительней), этот памятник можно отнести к наиболее удачным его творениям.
Дело, впрочем, осложняется тем, что монумент установили в сквере близ здания филармонии, поблизости от другого изваяния Хмелевского под названием «Двое» и рядом с камнем в память той же Чернобыльской трагедии. Говорят, поначалу новый памятник планировали воздвигнуть на пересечении бульвара Строителей и проспекта Химиков. Несомненно, это был бы более приемлемый вариант, потому что центр города истуканами уже перенаселён. Только в упомянутом филармоническом сквере это уже шестая, не то седьмая, скульптурная композиция: кроме перечисленных, имеется ещё и группа металлоконструкций у входа, а также фонтан и несколько объектов садово-паркового искусства (гранитные валуны, цветочные скамейки и пр.). По крайней мере, следовало бы ликвидировать старый памятный камень, художественными достоинствами не изобилующий, – он, помнится, вызывал раздражение у самих ликвидаторов, которые его как только не обзывали.
Ещё один монумент появился на Набережной, на самом углу старого доброго городского сада. Это памятник Владимиру Мартемьянову, абсолютному чемпиону мира по пилотажу, Почётному гражданину города (имя его уже носят улица, школа и аэроклуб в Кемерове).
В Советском Союзе лётчики, называемые «сталинскими соколами», были участниками одного из центральных государственных мифов. Трансконтинентальные перелёты Чкалова и Громова, полярные подвиги Водопьянова и Молокова, Леваневского и Ляпидевского, фронтовые подвиги Гастелло и Маресьева, Покрышкина и Кожедуба, достижения испытателей Коккинаки и Галлая…  Были ещё женщины-пилоты – Валентина Гризодубова и Полина Осипенко, Марина Раскова и Марина Попович… Мартемьянов по справедливости стоит в одном ряду с этими героями как своеобразный завершитель мифа – даже несмотря на то, что к 1966 году в СССР появилась уже целая плеяда космонавтов, а профессия пилота сделалась гораздо более будничной.
Памятник  работы скульптора Евгения Тищенко и архитекторов Александра Климова и Сергея Федотова выполнен из бронзы, высота  2,5 метра. Герой с несколько мученической улыбкою отстегивает ремни и ступает ногою на покатую двояконаклонную плоскость, призванную изображать аэродромное поле (невдалеке имеются светильники, стилизованные под взлётные огни). Памятник, пожалуй, задуман неплохо – без лишнего пафоса и даже, как это теперь модно, почти без пьедестала (точнее, герой у нас на глазах с него сходит). Что же касается воплощения, на этот счёт существуют разные мнения; в особенности момент принародного разоблачения настораживает – невдалеке просматривается уличный туалет, и злые языки непременно зацепятся за эту двусмысленность… А впрочем, народ у нас такой, что любой истукан обзовёт, не обинуясь. Вон в Самаре, признанном центре аэрокосмической промышленности, имеется гораздо более горделивый памятник – сорокаметровая колонна, увенчанная фигурой человека, держащего крылья над головою; так местные жители рассмотрели в нём похитителя гусей Паниковского…
Если монументы, посвящённые большим мифам ХХ столетия – покорению воздушной стихии и трагической радиофобии – в целом вопросов не вызывают, то истолковать смысл третьего памятника, недавно установленного в Кемерове, я, признаться, затрудняюсь.
Он называется «Колыбель» и установлен в сквере на пересечении улиц Весенней и Островского, напротив травмпункта. Изваяли его Павел Барков и Михаил Черносов.
Композиция представляет собою вырастающую прямо из земли титаническую ладонь (окаймляет ее стилизованная растительность, в том числе простодушные цветочки). На ладони уснула маленькая девочка сказочного обличья. Правда, в русских сказках девочка обыкновенно попадает в гости к медведю («Не садись на пенек, не ешь пирожок») либо к утончённому садисту Морозке («Тепло ли тебе, милая?»). Что же касается титанических великанов, то первым делом вспоминается Кощей Бессмертный – правда, он предпочитал похищать гораздо более зрелых девиц. У  многих народов, в том числе и у русских, имеются также варианты сказки про Мальчика-с-пальчик, но это герой мужского пола, что в данном случае принципиально – специалисты уверенно усматривают в нём фаллический символ… В общем, загадочный получился монумент, с совершенно непонятной подоплёкой. Самую правдоподобную версию высказала моя жена – она полагает, что это героиня детских страшилок («Девочка, девочка! По улице летит чёрная рука!»). А что, по соседству с травмпунктом оно особенно внушительно выглядит.
Характерно, что и это уже далеко не первый памятник на небольшом отрезке улицы Весенней (на самом деле бульвара). На протяжении каких-то двухсот метров здесь уже имеется большой парадный фонтан, бюст космонавта Леонова и обелиск героям Великой Отечественной. А чуть поодаль на Набережной – бабушка и внучка на садовой скамейке и дворовая собачка на канализационном люке. И это не считая нескольких памятных камней и садово-парковых композиций меньшего масштаба.
Впрочем, главный художник города Алексей Рябинин полагает, что всё в порядке вещей. В интервью одной из кемеровских газет он заявил: «Согласитесь, чем больше красивых безделушек на человеке, в квартире, в городе, тем больше радуется глаз». Должно быть, в его собственном жилище наблюдается изобилие фарфоровых балерин и мраморных слоников… «В Кемерове достаточно мест, чтобы ставить парковые скульптуры, и, на мой взгляд, их нужно устанавливать во всех районах, - продолжает главный художник. - Даже Центральный район пока не перегружен…» Да, конечно, пройти пока ещё можно. «Ничего страшного, что художественной ценности некоторые парковые скульптуры не представляют… Какие-то из них приживутся, какие-то нет. В советские времена, например, ставили женщин с вёслами, они отстояли своё, и теперь их нет». «Девушку с веслом», между прочим, изваял прославленный скульптор Иван Шадр, и один из вариантов её – с нашей землячки Веры Волошиной, впоследствии героини войны; так что у нас в Кемерове она выглядела бы гораздо уместнее. И уж,безусловно, гипсовые скульптуры гораздо лучше смотрелись бы в обрамлении ампирной архитектуры кемеровского центра.   
В любом случае, когда главный художник города откровенно признаёт эстетическую ничтожность вновь устанавливаемых статуй, это звучит как-то странно: в таком случае зачем его должность вообще нужна? Кроме того, при такой философии городских властей не стоит ждать от горожан бережного отношения к памятникам. Впрочем, это где-нибудь в Риме или Флоренции истуканы – истинные граждане вечности. А у нас в России любой старожил без труда припомнит несколько поколений городских истуканов – лениных и сталиных, императоров и полководцев, рабочих и колхозниц –  эфемерных почти как мотыльки.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня
[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко