|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 09.06.2009
Кризис изменил вектор развития алкогольного рынка – от сегмента премиум и элитных алкогольных напитков спрос повернулся снова в сторону более дешёвой продукции. На полках кузбасских магазинов активно стала появляться водка по демпинговым ценам, качество которой вызывает большие сомнения.
Сегодня рынок крепкого алкоголя в России переживает не лучшие времена. Кузбасс в целом повторяет общероссийские тенденции. В первом квартале нынешнего года объёмы продажи водки в регионе упали в сравнении с прошлогодними показателями почти на 14%. Российские же показатели снижения отгрузки водки и ликёро-водочных изделий, произведённых на территории РФ, снизились на 17% по сравнению с первым кварталом 2008 года. Вместе с тем, снижаются и объёмы производства. При этом, по оценкам экспертов, потреблять меньше ликёро-водочных изделий кузбассовцы не стали, просто переключились на более дешёвый и не всегда легальный продукт. Кроме того, в целом Сибирский округ, по данным агентства «Бизнес Аналитика», несколько отличается от всей городской России по структуре потребления в сторону относительно недорогих алкогольных напитков.
Как отмечает Артём Курдюшкин, директор по маркетингу «Мариинского ликёро-водочного завода», с начала этого года продолжило расти потребление самых дешёвых портвейнов и водки стоимостью до 100 рублей, в то время как средний ценовой сегмент и сегмент премиум на сегодня сократились почти на 30-40%. А самый низкий ценовой сегмент уже отвоевал себе в Кузбассе долю рынка в 30%. Причём, по словам эксперта, ситуация в регионе ещё не такая острая, как у соседей, где доля дешёвой водки уже более высокая.
Связано это с тем, что в Кемеровской области в апреле 2006 года появилось объединение производителей и продавцов алкогольной продукции – «Кузбасский алкогольный союз». Цель организации – защита интересов местных производителей и предотвращение поступления на алкогольный рынок Кузбасса некачественной продукции. Так в 2008 году КАС установил минимальную цену на водку в 83 рубля, исключение составила только «социальная» водка «Росспиртпрома» по цене 82,5 рубля. Это ограничение сузило поле деятельности для демпинга, в то время как, например, в других регионах, где нет подобной ассоциации, на полках стоит водка по цене 50-60 рублей. И потребитель, настроенный на дешёвый продукт, скорее выберет её, чем более качественный, но дорогой аналог.
Невозможные цены
«Минимальная цена бутылки водки 0,5 литра складывается из затрат на акциз – с этого года они выросли на 5 рублей и составляют 38,2 рубля, стоимость самой марки – 1,3 рубля, расходов на производство и материалы – 15-20 рублей, налога на добавочную стоимость, минимально в 10 рублей, – приводит расчёты Артём Курдюшкин.– Таким образом, цена в 65-70 рублей – это себестоимость продукции, минимальная цена реализации, по которой производитель может продать оптовику. Если учесть наценку дистрибьютора примерно в 20% и наценку розничного магазина также минимум в 20%, то итоговую цену за бутылку мы получим в районе 100-105 рублей. Именно столько может стоить самая дешёвая легальная водка, а цена водки «Росспиртпрома» получается при ограничении наценки всех звеньев.
Так что, с уплатой всех налогов, считают представители рынка, получить конечную цену на водку в 50-60 рублей, просто невозможно. Хотя именно по такой цене «серая» водка представлена на Алтае, в Новосибирской и Томской областях. Разумеется, при такой цене, качество продукции никто гарантировать не может.
При этом, масштабный захват рынка дешёвой «серой» водкой, в основном, родом из Московской области, вполне объясним, поскольку привлекателен по цене не только для потребителей, но и для других не самых добросовестных игроков рынка. Благодаря работе «Кузбасского алкогольного союза», в Кемеровской области есть ограничения на распространение некачественного алкоголя.Распространяют же «серую»водку те поставщики, которые не хотят выполнять требования КАС, либо вообще в него не входят.
И, естественно, что им интересно работать с продукцией, которая приходит в область по 30-40 рублей за бутылку, а устанавливать можно конечную цену в 83 рубля. Понятно, что это более выгодно, чем продавать, например, водку «Росспиртпрома» с минимальной наценкой.
19 мая 2009 года на совещании с лицензиатами в Осинниках, Никита Черкасов, начальник отдела лицензирования по Кемеровской области, предупредил владельцев торговых точек, имеющих алкогольную лицензию, о том, что, соглашаясь работать с «серой» водкой, они несут прямую уголовную ответственность.
Так по статье 327-1 УК РФ изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищённых от подделок, наказываются штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трёх лет. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищёнными от подделок, по ст. 171-1 КУ РФ наказываются штрафом до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев.
В этом году даже появился специальный орган власти, занимающийся исключительно контролем алкогольного рынка России – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), которая стала правопреемником всех ведомств, работающих в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Функции новой службы – это выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование данной сферы, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, надзор за оказанием услуг в этой сфере.
«Серая» водка потеснит легальную?
Последствия разворачивающейся ситуации, считают представители алкогольного рынка, могут быть только плачевные. В любом случае, это повлечёт за собой падение производства, потому что ни один легальный производитель не сможет уже конкурировать в этом быстрорастущем сегменте дешёвой водки.
«Мы, как производители, не можем работать в этой ценовой категории, – говорит Артём Курдюшкин. – И бороться рыночными методами – рекламой, маркетингом, здесь практически бесполезно».
Традиционно в регионе, в сравнении с соседями, высока доля потребления водки в общем объёме алкоголя и сильны позиции местных производителей. Так местные игроки и производители из других регионов делят рынок примерно пополам. Падение водочного производства скажется и на налоговых поступлениях в местный бюджет, и на заработных платах работников местных предприятий. Так что негативные последствия завоевания рынка водки по демпинговым ценам затронут не только бизнес кузбасских производителей алкоголя, но и в целом экономику области.
Как отмечают производители алкогольной продукции, самостоятельно они мало что могут изменить в текущей ситуации. Важно, считают они, действовать сообща и привлечь к проблеме внимание властей и, конечно же, самих потребителей, от выбора которых и зависит дальнейшее развитие алкогольного рынка региона.
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |