-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 09.06.2009

Долг на продажу

 
Алексей Гольсман, директор инвестиционно-финансовой компании «Сибирский вексельный дом»
По оценке Алексея Гольсмана,
на ближайший год долговой (внебиржевой)
рынок будет очень перспективен
 
Одними из основных примет кризиса стали острая нехватка ликвидности и огромными темпами растущая просроченная дебиторская задолженность. Это заставило бизнес вспомнить и воскресить популярные в конце 90-х - начале 2000-х годов бартерные схемы и взаимозачёты. Дан толчок и для роста рынка продажи долгов.
Долговой (внебиржевой) рынок существовал всегда, но именно с начала кризиса он заработал с новой силой. По мнению Алексея Гольсмана, директора инвестиционно-финансовой компании «Сибирский вексельный дом», активней всего развитие этого рынка сегодня произошло в строительстве.
 «Кризис коснулся всех, без исключения, отраслей, но, пожалуй, наиболее остро мы это наблюдаем в строительстве. Чтобы как-то выжить всем участникам рынка приходится возвращаться к давно забытым бартерным схемам и взаимозачётам. Сейчас смело можно утверждать, что не менее половины всех расчётов, особенно в сфере производства строительных материалов, осуществляется без использования денежных средств», – говорит Алексей Гольсман.
Но в отличие от конца 90-х - начала 2000-х годов, теперь большее значение приобрёл законодательный аспект таких схем. И многие участники рынка предпочитают действовать «цивилизованно», заранее оценивая влияние этих операций на налоговую нагрузку. Поэтому, по словам Алексея Гольсмана, и появилась потребность в посредниках в таких сделках, и эту роль на себя взяла его компания, почувствовав перспективность рынка.
 «Например, в случае, если застройщик предлагает своему подрядчику взять в счёт долга квартиру, мы советуем сначала найти потенциального покупателя этой недвижимости и заключить с ним договор уступки права требования долга к застройщику, – отмечает Алексей Гольсман. – Это проще и быстрее, чем регистрировать квартиру сначала на себя, а затем продавать. При этом продавец долга имеет право на уменьшение налогооблагаемой базы на размер скидки, оговоренной с покупателем долга или недвижимости».
Покупка задолженности застройщиков наиболее интересна частным лицам, собирающимся приобрести недвижимость. Долги строительных компаний сейчас можно приобрести с дисконтом от 15 до 25%, а в отдельных случаях и до 40%  в зависимости от стабильности компании и её положения на рынке. Суть сделки в том, что покупатель может получить квартиру или другую недвижимость существенно дешевле, чем готов продать её сам застройщик. Например, можно стать обладателем квартиры стоимостью 3 млн рублей, купив задолженность застройщика с 25% дисконтом и заплатив за это только 2 млн 250 тыс. рублей. Конечно, в этой ситуации продавец долга (подрядчики, поставщики строительных материалов) несут большие убытки. Но в сегодняшней ситуации перед многими предприятиями остро встаёт вопрос выживания компании как таковой.
Продажи долгов не являются панацеей в преодолении кризиса, но они способны обеспечить хоть и небольшой, но всё же источник живых денег, и придать рынку так нужное сейчас оживление, считает Алексей Гольсман. Причём, его компания пошла дальше: предположив, что у населения осталось не так уж много свободных денежных средств, которые могут быть направлены на приобретение новой недвижимости, сейчас ведёт переговоры с одним госбанком о том, чтобы выдаваемая им ипотека могла идти на покупку долга застройщика. «Таким образом, мы охватим ещё один сегмент покупателей недвижимости, которые готовы купить жильё по сниженным ценам, но им не хватает для этого собственных  средств. А банк в свою очередь тоже в выигрыше – он получает снижение кредитных рисков за счёт более низкой цены приобретаемой недвижимости», – уверен Алексей Гольсман.
Сейчас практически любой кемеровский застройщик имеет задолженность, а значит с каждым можно вести переговоры о проведении зачётов при покупке у него недвижимости. Но здесь далеко не всё так просто. Успешность сделки зависит от того, какие отношения у застройщика с подрядчиком или поставщиком, которым он должен. На «мелкого» подрядчика с его требованием долга может просто никто не обратить внимание. Использовать формальный порядок уведомления застройщика о проведённой уступке его долга и требовать зачёта этой задолженности в качестве оплаты за недвижимость – непродуктивно, отмечают эксперты, и может вызвать у застройщика противодействие. Поэтому лучше предупреждать покупателя долга обо всех факторах, которые могут повлиять на успех сделки.
«Каждая сделка по-своему уникальна и требует профессионального, всестороннего и тщательного изучения. В одной такой сделке может быть 5-7 участников и нужно понять и учесть интересы каждого, с каждым провести неоднократные переговоры, подготовить и подписать соответствующие документы… Но игра стоит свеч», – считает Алексей Гольсман.
Кроме рынка долгов застройщиков, по оценке экспертов, возможно, получит развитие рынок долгов крупных промышленных предприятий, таких как «Кузбассразрезуголь», «Кузбассэнерго» т.д. Что касается предприятий малого и среднего бизнеса, то этот рынок  несистемный, сделки на нём происходят «кулуарно». И здесь значительно меньше заинтересованных в покупке их долгов.
 
Коллекторы в перспективе?
Другое направление этого рынка связано с коллекторским бизнесом. Вообще, с точки зрения цивилизованного долгового рынка, именно коллекторы должны быть основными игроками. Но пока коллекторский бизнес в России ещё на пути своего становления. И только в последние год-два сделки по покупке долгов с их участием перестали быть редкостью, правда, в основном на федеральном уровне. Как правило, предметом сделки является банковский кредитный портфель по физлицам, куда входят потребительские и автокредиты. Главное условие для коллекторов при покупке задолженности – это физическое наличие должника и документальное подтверждение долга.
Многие банки в сегодняшних условиях уже спокойно говорят о сотрудничестве с коллекторами, правда, продажу кредитных портфелей особо не афишируют. Хотя она выгодна и банкам, поскольку позволяет им снизить налогооблагаемую базу и сократить расходы на сопровождение долгов.
По оценке Анны Мельниченко, генерального директора ООО «Кузбасское Коллекторское Агентство», есть ряд обстоятельств, которые мешают развитию этого направления. Одно из них – это отсутствие опыта в подобных сделках, как у банков, так и коллекторов – не более 10% всех коллекторских агентств страны, по её данным, имеют опыт покупки долгов. Второй фактор – это трудности в оценке кредитного портфеля – коллекторы боятся переплатить за долг.
Поэтому на региональном уровне коллекторы с банками сотрудничают пока на агентских договорах. Хотя предложения о продаже долга местным коллекторам поступают, но пока не особо выгодные для них. В то же время филиалы московских банков, работающие в Кузбассе, продают свои кредитные портфели, но московским коллекторам, а те в свою очередь передают долги на обслуживание местным игрокам. Во многом, считает Анна Мельниченко, такая ситуация вполне устраивает все стороны, хотя в перспективе покупка долгов – очень интересное для коллекторов направление.
 
Как оценить долг
Пожалуй, сколько  реально стоит долг является одним из основных вопросов для покупателя. И хотя профессиональная оценка долгов не является столь популярным и распространённым направлением, как, например, оценка недвижимости, но она, тем не менее, существует. По закону при банкротстве предприятия арбитражный управляющий при продаже его активов должен их оценить, в том числе и долги. Поэтому он обращается к независимым оценщикам. По словам Олега Аверьянова, руководителя отдела оценки ООО «Бизнес», в регионе в направлении оценки дебиторской задолженности работает не более десятка компаний. В основном, за оценкой долгов обращаются в случае банкротства предприятия  арбитражные управляющие или после судебного производства – приставы. Также оценкой дебиторской задолженности занимаются при оценке стоимости бизнеса. А вот коллекторы, говорит Олег Аверьянов, не обращаются к оценщикам (несмотря на то, что такая потребность у них есть). Возможно, потому что оценка также стоит денег, которые придётся выплачивать коллекторам из своего кармана. А, может быть, потому что коллекторский бизнес просто ещё реально не сталкивался с оценочными компаниями в сфере долгов. Что касается других игроков долгового рынка, то, по мнению Олега Аверьянова, рынок продажи долгов «закрытый», и на нём уже не один год действуют специализированные компании. «В основном юридические,  которые имеют базу данных федерального масштаба компаний и лиц, интересующихся определёнными долгами, покупают эти долги за бесценок и перепродают их чуть подороже тем, кому эти долги нужны. Такого рода игроки к нам за оценкой долгов не обращаются», – отмечает он. А в сделках, которые стали активно происходить на строительным рынке, стоимость долга обычно определяется на переговорах должника, продавца и покупателя.
На сегодняшний день,  отмечают оценщики, какой-то единой утверждённой методики оценки дебиторской задолженности нет. Как правило, специалисты используют свои наработки. Но основные вопросы, на которые должен ответить специалист при оценке долга – это сколько существует долг, кто является кредитором и каково финансовое положение дебитора.  
Срок долга – один из важнейших параметров. После 3 лет существования «дебиторки» её списывают за баланс, и вернуть её можно только по доброй воле должника, а через 5 лет она вообще перестаёт существовать. Так что, чем меньше срок просрочки, тем, скорее всего, дороже долг, и соответственно у его владельца есть больше времени на истребования его через суд. Немаловажно, говорит Олег Аверьянов, провести анализ положения дебитора, чтобы понять, насколько возможно возвращение долга. Если предприятие находится в очень тяжёлом финансовом положении, то стоимость долга минимальная. Но при этом не исключено, что кому-то этот долг может понадобиться. Например, в случае передела собственности, если долг более 100 тыс. рублей и с просрочкой более 3 месяцев, то можно подать на банкротство предприятия-должника и получить имеющуюся у него недвижимость или другие активы.
Важно и кто кредитор. Сложности с возвращением долга, вероятно, могут возникнуть у мелкого подрядчика, выполнившего работы для крупного предприятия, так что, чаще всего, долги малых предприятий оцениваются ниже. Немаловажно и наличие всей необходимой документации (всех счёт-фактур с подписью и печатями с обеих сторон, актов выполнения работ и т.д.), например, подписанный только с одной стороны (исполнителя) акт выполнения работ, сводит на нет все усилия по возвращению долга…
 
Возможно, подъём долгового рынка и появление на нём новых игроков – явление временное. Но, по оценке Алексея Гольсмана, на ближайший год долговой (внебиржевой)  рынок будет очень перспективен. «Сложно оценить в целом его объёмы, но если ограничиться только долгами застройщиков, то для Кемерово, я думаю, ежемесячный оборот может составлять около 100 млн рублей», – утверждает он. А, по мнению  Олега Аверьянова, развитие рынка продажи долгов будет  зависеть от того, насколько длительным будет кризис и как будет работать финансовая система. Если денег в обороте не будет, то кризис будет развиваться стремительно, и большое количество долгов будет продаваться. Если не будет снижения финансового потока, то объём продаж долговых обязательств серьёзно не возрастёт, будут банкротства, но более мелких предприятий.
Ольга Лебедева

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко