-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 31 от 23.09.2008

Нестандартный экспорт

 Кузбасское машиностроение в последние два года стало чуть ли не самой популярной после угольной промышленности темой  различных конференций, заседаний  «круглых столов». В основном, дискуссии по поводу ситуации в отрасли сводятся к обсуждению трёх проблем – дефицита кадров, слабой кооперации кузбасских производителей горно-шахтного оборудования, ориентации кузбасских угольщиков на покупку иностранного оборудования. Тем временем кузбасские машзаводы наращивают поставки своей продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Опровергая тем самым утверждения многих представителей  тех же угольных компаний о том, что иностранное оборудование априори лучше российского. Впрочем, пока не все машиностроители уверены, что смогут всерьёз развивать экспортное направление в деятельности своих предприятий.
 
МАЛ, НО ДОРОГ?
 
По данным Кемеровской таможни, в январе-августе текущего года экспортные поставки машин, оборудования и транспортных средств из Кузбасса составили 51,2 млн. долларов. Для сравнения, основной кузбасский экспорт – минеральные продукты (к ним относится преимущественно уголь) – составил почти 3,8 млрд. долларов. Металла и изделий из него было экспортировано на 2,2 млрд. долларов. Продукцию машиностроения вообще относят к группе «прочие товары», которая в суммарном объёме кузбасского экспорта составила лишь 0,9% (в целом  кузбасский экспорт в январе-августе превысил 6,5 млрд. долларов). Обратную картину показывает структура импорта товаров в Кузбасс. Здесь на первом месте именно продукция машиностроения – 50,6% от общего объёма, который составил 582,6 млн. долларов. Импорт этой группы товаров в этом году вырос существенней, чем по остальной импортируемой в регион продукции – в 2,2 раза. Чем не наглядная иллюстрация предпочтений, в первую очередь, угольных компаний региона?!
Как признаётся Владимир Агафонов, начальник отдела машиностроения департамента промышленности и энергетики областной администрации, власти не нацелены «отслеживать» кузбасский экспорт машиностроения: «Главная задача – мобилизовать свой рынок, а, если у кого-то получается (экспортировать свою продукцию – «А-П»), –пожалуйста. Мы не против. Дай бог дожить нам до такого времени, когда страна экспортёров будет поддерживать как в Чехии, Германии делается. Там принимаются специальные законы, по которым экспортёры могли себя удобно чувствовать. Там финансируют разработку технологий. Поэтому  иностранцы могут себе позволить лизинг при поставках продукции. А мы говорим, платите сразу за наш комбайн».
Такая оценка, в общем-то, объяснима. Впрочем, по словам генерального директора ОАО «Объединённые машиностроительные технологии» (ОМТ) Юрия Пальчевского, экспортное направление заслуживает серьёзного внимания. В условиях жёсткой конкуренции на российском рынке и зарубежными поставщикам машиностроителям нужно обращать внимание на те страны, где во времена СССР была поставлена советская техника. По его мнению,  необходимо вести речь о формировании условий для возвращения «на наши традиционные рынки – стран бывшего СССР, Индии, Вьетнама». Эти рынки могут стать перспективными для кузбасских предприятий-производителей горно-шахтного оборудования, которые не всегда могут убедить кузбасских угольщиков в том, что их оборудование не хуже импортного.
 
ДОКАЗАТЬ НА СЕБЕ
 
Самый яркий пример экспортного роста последних лет показывает ООО «Юргинский машзавод».  С 2005 года объём экспортных поставок предприятия увеличен более чем в 10 раз. Сейчас 40% продукции предприятия отправляется на экспорт (за первое полугодие текущего года предприятие выпустило продукции на 1,7 млрд. рублей). Это и традиционные поставки продукции металлургического производства предприятия (заготовки, поковки) оптовым потребителям в Германии, Турции, Нидерландах (в том числе, для перепродажи в другие страны), и новые виды продукции. В прошлом году завод начал делать крепи для тонких и средней мощности угольных пластов для украинских шахт. На рынке это связали исключительно со сменой собственника предприятия. Управление самым крупным машзаводом в Кузбассе перешло от акционеров  компании «Южкузбассуголь» к МПО «Кузбасс» (в него до этого входили угольные и сельскохозяйственные активы украинской группы «Донецксталь» в Кузбассе»). Как считает генеральный директор ОАО «Анжеромаш» Сергей Альков, новый собственник «Юрмаша» лишь дал возможность загрузить предприятия, обеспечив ему рынок сбыта поставками на свои же шахты в Кузбассе и на Украине.
Генеральный директор созданной для управления кузбасскими угольными активами МПО «Кузбасс» УК «Заречная» Виталий Харитонов не отрицает, что «компания делает ставку на своё оборудование». В частности, свой первый проходческий комплекс КПЮ-50 производительностью до 700 метров в месяц после проведённых недавно успешных испытаний «Юрмаш» поставит на шахту «Заречная». Но, опробовав продукцию «Юрмаша» «на себе», собственник завода будет выводить её на рынок. При этом собственный опыт будет не единственной гарантией качества продукции.
С 2006 года «Юрмаш» самостоятельно, без сопровождения консалтинговых компаний разработал и внедрил интеграционную систему менеджмента. Введённые системы менеджмента качества, экологии, охраны труда, промышленной безопасности положительно оценил международный орган по сертификации систем менеджмента «Нэшнл Кволити Эшуэренс» (Великобритания). В сентябре этого года предприятия прошло сертификацию по трём международным стандартам ИСО 9901, ИСО 14001 и BS OHSAS 18001 одновременно.  Соответствие этим стандартам, отмечают на предприятии, играет не последнюю роль при выборе поставщиков горно-шахтного оборудования.
Формирование на базе «Юрмаша» международного холдинга, в состав которого войдут германский завод Caar Machinery GmbH, производящий  силовую гидравлику для горной промышленности и чешская компания T-Mashinery по производству горно-шахтного оборудования, тоже должно способствовать повышению конкурентоспособности продукции «Юрмаша» в том числе и на зарубежных рынках. Немецкая гидравлика и возможность поставки заказчику полного комплекта оборудования (это «Юрмашу» обеспечит чешская компания) –  в первую очередь, отражение пожеланий кузбасских угольщиков. Наконец, программа модернизации и техперевооружения, реализуемая на заводе, рассчитана на то, чтобы гарантировать стабильно высокое качество горно-шахтного оборудования.
Уже сегодня продукция «Юрмаша» представляется на выставках на Украине, и как уверяют в руководстве МПО «Кузбасс», к ней украинские угольщики проявляют большой интерес. Рассматривается возможность выхода на рынок дальнего зарубежья, в частности, в Индию. Но генеральный директор ОАО «Сибирская холдинговая компания»  Игорь Александров говорит, что экспорт в данном случае – не самоцель. Основным рынком для «Юрмаша» он считает Кузбасс, где идёт активное техперевооружение действующих шахт и планируется строительство новых. А экспорт, по его словам, может стать признанием качества продукции в глазах кузбасских потребителей. Но это по производству горно-шахтного оборудования. Отдельная программа – производство кранов. При увеличении производства автокранов грузоподъёмностью до 40 тонн
предприятие рассчитывает расширить для себя не только российский рынок, но и поставлять продукцию на экспорт.
 
BACK IN EX-USSR
 
В структуре продаж продукции ОАО «ОМТ» российский и экспортный рынок представлены почти поровну.  На российском рынке компания ориентирована преимущественно на Кузбасс. А за пределами региона ОМТ  пытается завоёвывать те самые перспективные рынки, которые Юрий Пальчевский называет «традиционными». В прошлом году предприятие поставило два комплекта механизированной крепи, произведённых на киселёвском филиале компании, на шахту Вангзань во Вьетнаме. Технический директор филиала Андрей Шепелев, правда, поясняет, что крепь, поставленная во Вьетнам, слишком проста для кузбасских угольщиков. Но и саму шахту Вангзань не сравнить с кузбасскими предприятиями: уровень механизации там ещё слишком низкий. Сами поставки на таком фоне стоит воспринимать как попытку закрепиться на рынке. Иной опыт у предприятия в странах ближнего зарубежья. Сейчас филиал выполняет заказ одного из предприятий казахского «Казцинка» на поставку конвейерной системы. Cегодня этот контракт, который оценивается в сумму около 100 млн. рублей – самый крупный экспортный заказ предприятия. К нему предприятие «шло» три года: сначала в Казахстан поставлялись только ролики для конвейеров.
Как отмечает Андрей Шепелев, сейчас на предприятие уже начали обращаться западно-европейские компании с предложениями о кооперации в производстве конвейерных комплексов.
Дальнее зарубежье, впрочем, – неблизкая перспектива для кузбасскиих машиностроителей. Как отмечает Сергей Альков, даже на российском рынке иностранное оборудование сейчас может быть дешевле российского. Сегодня польские конвейеры,  по его словам, можно купить дешевле анжерских на 10%. Александр Михайлов, главный инженер ленинск-кузнецкого ООО «Красный Октябрь» (предприятие пока не развивает экспортное направление) полагает, что российская продукция проигрывает и по качеству: «Если напрямую говорить, то качество продукции серьёзно отличается от импортной. Если иметь в виду ведущих производителей. Не брать китайские компании, которые стремительно залетели на рынок. Российским машиностроителям не хватает инвестиций в техперевооружение, не хватает новых технологий, квалифицированных кадров. Отсюда и отставание».
Все эти проблемы предприятия пытаются решать. В том числе и для того, чтобы осваивать новые рынки. Для начала рынок стран СНГ. По словам заместителя директора киселёвского ПО «Гормаш» по производству Марины Мичкаевой, продукция предприятия востребована как в Кузбассе и в целом на российском рынке, так и в странах ближнего зарубежья. Сейчас 20% производимого «Гормашем» оборудования поставляется в Украину, Белоруссию, Узбекистан и Казахстан. В основном, это подвисные устройства, клети,  посадочные кулаки, стопоры. Среди основных потребителей продукции «Гормаша» Криворожский железорудный комбинат, АО «Казхром», Алмалынский ГМК, Навоийский ГМК, АО «Белоруськабель».
Как считает Марина Мичкаева, у российского машиностроения есть «все предпосылки для активного конкурирования на международном рынке горно-шахтного и горно-рудного оборудования». А чтобы выдерживать конкуренцию с другими производителями, предприятиям необходимо совершенствовать качество продукции, расширять модельный ряд изделий, вкладывать средства в модернизацию производства. Только за первое полугодие текущего года предприятие направило на развитие 15 млн. рублей. На заводе уже работают новые фрезерные и токарные станки с числовым программным управлением, установка плазменной резки «Кристалл», чешские ленточные пилы. На предприятии стараются переоснащать все производственные участки. Именно такой подход, отмечает Марина Мичкаева, может обеспечить стабильный выпуск качественной продукции. А значит, – сделать продукцию кузбасского завода конкурентоспособной.
Прокопьевское НПО «Развитие» не потеряв рынки своего предшественника «Прокопьевского
завода шахтной автоматики», за последние годы только укрепилось на рынках ближнего зарубежья. Шахтные светильники, источники питания, зарядные станции объединения сейчас поставляются, как и раньше в Казахстан, Украину и Узбекистан. В числе заказчиков появились и вьетнамские компании. По данным отдела сбыта предприятия, сегодня до половины продукции завода шахтной автоматики в составе НПО поставляется на экспорт.
ОАО «Анжеромаш» пока не может похвастаться такими показателями. По итогам прошлого года экспортные поставки завода составили лишь 17,7 млн. рублей при общей выручке от реализации продукции в 692,5 млн. рублей. Но в стоимостном выражении экспорт предприятия растёт ежегодно. Для сравнения в 2005 году на экспорт было поставлено продукции всего на 285,5 тыс. рублей. В этом году, по словам Сергея Алькова, завод выполнил заказы на поставку трёх перегружателей на угольные предприятия Казахстана. И в дальнейшем отказываться от этого направления «Анжеромаш» не собирается.
 
ВСЛЕД ЗА ДЕНЬГАМИ
 
Продукция кузбасского машиностроения сегодня ещё, если так можно выразиться, нетрадиционный экспорт региона. Хотя и довольно разнообразный. Кроме горно-шахтного оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья можно встретить коммунальную и дорожную технику, железнодорожные грузовые вагоны, электротехническое оборудование с маркой «Сделано в Кузбассе». При этом не все машиностроители считают, что нужно рассматривать экспортный рынок и на перспективу. Президент клуба директоров машиностроительных предприятий Кузбасса, генеральный директор калтанского ООО «Завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов» Евгений Денисенко, оценивает экспортный рынок как «очень специфичный»: «Это связано с ростом цен на сырьё. На тот же металлопрокат. За этот год они выросли на 80-100 %. И мы тоже вынуждены поднимать цены. Где-то 40-50% в себестоимости – металл. Если на западных рынках инфляция 4% годовых, то очень сложно объяснить, откуда такой рост цен. А с точки зрения транспортных расходов кузбасская продукция имеет больше шансов найти потребителя непосредственно в Кузбассе или в Сибири».
Но все же в ближайшие годы, вероятней всего, экспорт будет только возрастать. По данным заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности и энергетике Андрея Малахова ведущие  угольные компании региона до 2010 года планируют закупить горно-шахтное оборудование почти на 32 млрд. рублей. И только 5% этого объёма заказано пока в Кемеровской области.  А в руководстве «Анжеромаша» полагают, что в Кузбассе рано или поздно будет наблюдаться даже снижение спроса на горно-шахтное оборудование из-за продолжающегося сокращения числа очистных забоев и завершения процесса интенсивного обновления значительной части оборудования. Поэтому экспорт для машиностроителей со временем может стать основной для дальнейшего развития. Ведь на самом деле не имеет особого значения, кто заплатит заводу за его комплексы, крепи или автокраны.
 
Александра Фомина

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко