-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 28 от 02.09.2008

В зеркальной голове зеркальные мозги

 Мистическая составляющая романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо», выпущенного московским издательством «Эксмо»,  заземляется на истории прихода к людям человека со сверхспособностями, нового мессии, никак не меньше (потому вполне к месту упоминание в тексте четырех евангелистов).
 
Все слышали мифы о чудесных умениях леворуких людей. Леонардо да Винчи – самый яркий представитель земных гениев был левшой, писал слева направо, читалось такое обычным человеком только с помощью зеркала. Леворукой родилась и девочка Аня из романа, сирота и кандидатка на скорый уход в мир иной из-за отказа от приема пищи. Её  случайно спасает и удочеряет дальняя родственница с мужем-врачом, которые фаталистически ступили в  мышеловку узнавания необычного ребенка, что вскоре заставило холодеть их сердца в груди. Девочку, оказывается, отказывались «забирать» близкие по родству из-за её пугающих способностей. Выяснилось, опять-таки после удочерения, что она потомок 36-летней матери и 15-летнего безголового пацана – такой вот мезальянс! Горе-отец, в свой черед, являлся незаконнорожденным сыном небезызвестного Вольфа Мессинга – кудесника, читателя чужих мыслей, прозревателя будущего. Неординарные гены, как неотвратимость знания будущего и принадлежность в некой высшей силе, по божественной прихоти достаются главной героине «Почерка Леонардо».
Сюжетно роман построен с изысканностью, густым перемешиванием времен и пространств – персонажи легки на подъем в перемещениях по странам и континентам, время действия легко убегает как назад, так и вперед.
Первый романный пласт: история еврейской семьи на фоне еврейского же киевского окружения. Писательница зачем-то  вкладывает в уста одного из дедов-диссидентов слова о нелюбви к стране и людям в ней живущим. Упертые патриоты, как говорится, не дремлют, на что у автора, вероятно, наготове оправдание – это, дескать, выживший из ума дедуля глаголет: «Эта страна – страна бандитов. Разбойников. Безотносительно к власти. Здесь именно власть всегда будет разбойная, потому что земля такая. Ветер здесь свистит разбойным свистом…» Вот такому народу только дай свободу, он тут же кинется заниматься привычным: разрушать, грабить, да княжон топить «из-за острова на стрежень…»
Второй пласт: развитие советского цирка, с частичным захватом  дореволюционного циркового бытия. Развитие мирового циркового искусства тоже прихвачено в одну сюжетную охапку. В перебивку с историями циркачей звучат музыкальные нотки: разворачиваются детские и зрелые годы лабуха из самых разных музкоманд Сени, фаготиста от Бога, изобретенного исключительно для душевного и телесного отдохновения нашей замечательной молодой героини. Странно, что возраст музыканта к моменту их интимно-психологической связи сильно преклонный.
Сеня, кстати, плохо кончит, что можно постфактум поставить в вину Анне, жизнь и судьба которой являются главным  содержанием  произведения. Наделенная необычным даром, границы которого даже она сама до конца не осознает, крутая циркачка, каскадерша, «зеркальный человек», знающая о зеркалах столько, сколько не знает никто, читает научные брошюрки и книги, от названий которых обычные мозги бунтуют. Её развлечение – угадывание номеров домашних телефонов и дат рождения гостей дома. Ещё она знает все языки всех народов мира, точнее, не знает, а может говорить на них через несколько минут звучания иноязычной речи. При этом «у неё мозги на месте», по выражению бабули её детской еврейской подружки. Аня объясняет: «…в голове вскипают пузырьки, как в стакане с лимонадом, и мозг клокочет и что-то начинает щелкать – щелкать… Побегут разноцветные цифры, сливаясь и снова делясь, совершенно живые». А ещё у неё в залобной части прячутся зеркала, которые позволяют разглядеть будущее или прошлое – по желанию. Более всего Анну угнетает то, что дар открыл ей тайну чужих смертей, видения смерти – подобное в народе всегда воспринималось как ведьмовство. Вообще-то  персонажи романа и принимают её исчадием ада, потому, что, согласно предсказаниям героини-мессии, страшно погибают близкие для кого-то люди. Её родная мать «уходит» в зеркала, мачеха – сходит от зеркал с ума.
По большому счету в романе ставится проблема человеческой гениальности: это болезнь или избранничество? В чем природа гениальности? Может быть, гении – это ангелы-человеки, в чём  убеждён  мастер фагота Сеня, уверенный к тому же, что «настоящая музыка – это настоящая тоска». И вот им, избранным, по недосмотру высших сил и даны особые способности. Ну и генетический отбор, конечно, не исключается в вероятности явления подобных сверхчеловеков.
Как только Анна начинает мучить себя рефлексией, пытаясь понять свою роль в собственной судьбе и определить смысл жизни, а, прежде всего, ответить на вопрос «кто я?» – пиши пропало. Зеркальный духовный близнец героини со странным именем Элиезер пытается заговорить её муки всякими полезностями: «Чтоб показать, какими люди могут быть», ты, дескать  «надежда на будущую жизнь», «привет Создателя, его улыбка, солнечный зайчик, который он, как ребенок, пускает на землю». Всё тщетно. Ибо её мозговые зеркала, как разъясняется, должны «отводить» и «поглощать», вместо этого они начинают мутнеть, в силу чего своевольная зеркальная сила внутри лба истончается. Впрочем, волею автора в романе многие друг в друге отражаются «в невидимых зеркалах» (кто бы объяснил, как такое на самом деле происходит?)
Героиня на свою погибель отринула дар небес «с великолепной брезгливостью», поступив зеркально наоборот подвигу мифологического Прометея: тот, как все знают, огонь – дар Богов – передал людям, за что был обречен на вечные муки расклевывания печени. Анну в наказание ожидает необъяснимое исчезновение: то ли погибла, то ли ушла в параллельные миры зазеркалья?
Дина Рубина явила роман, в котором есть любопытная интрига, интересные диалоги, увесистая доза современности, базирующаяся на трагическом тоталитарном прошлом, когда, как сказано, страна «сотряслась и мучительно стала выхаркивать кровь и гной своей смертной беды». Есть ещё и невидимые флюиды очарования этого произведения, забирающего в плен.
Наверное, из «Почерка Леонардо» можно скроить зазывный  кинофильм (навскидку вспоминается популярный зарубежный сериал о человеке, видящем в сознании обрывки страшных преступлений, по мозаике видений собирающий по кусочкам картину  расследований с поимкой преступников). Кто как, а я из страницы в страницу воображал и прокручивал в голове кадры возможного роскошного кинозрелища.
Впечатляет и начальный тираж книги – 75100 экземпляров! Можно легко прогнозировать: без его допечаток вряд ли обойдутся.
 
Валерий Плющев   

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко