-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 27 от 26.08.2008

Технологичный уголь

 Добыча каменного и бурого угля как отдельная отрасль промышленности появилась сотни лет назад в Западной Европе и, как минимум, два века назад в России. Поэтому неслучайно она считается традиционной отраслью, технологии которой давно устоялись и мало меняются. Однако на практике современная угольная промышленность не чуждается инноваций, в том числе, и в России. И внедряет их довольно быстро. Как заметил гедиректор ОАО «СУЭК-Кузбасс» Александр Логинов, сегодняшний технологический уровень российской угольной отрасли коренным образом отличается от уровня 10-15-летней давности, «даже сравнивать нельзя». Обзор только некоторых последних нововведений ведущих угольных компаний Кузбасса показывает, что угольщики уделяют немало времени и денег технологическому обновлению своих предприятий. Пока рано говорить о технологическом прорыве в отрасли и о массовом внедрении новых технологий, но уже точно можно сказать, что угольщики работают, ориентируясь на разнообразные технологические новинки. И не жалеют средств и сил для их приобретения и внедрения.
 
УКРУПНЕНИЕ И СОЕДИНЕНИЕ
 
Замена существующей добывающей и горно-транспортной техники на более мощную и производительную стала уже обычной практикой кузбасских угольщиков. Её основанная цель – повышение производительности и общей эффективности производства. Типичный пример в этом ряду – компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ). Предприятия компании в 1991 году добыли 31,74 млн. тонн угля, переместив при этом 214,9 млн. тонн вскрышных пород, с помощью 377 экскаваторов, 156 буровых станков, 662 самосвалов и 351 бульдозера. В прошлом году, по данным управляющего директора КРУ Василия Якутова,  добыча угля на разрезах компании составила уже 46,34 млн. тонн,  объём «вскрыши» – 319,9 млн. тонн, в 1,5 раза больше. А количество техники, использованной при добыче в 2007 году, заметно сократилось. Эксплуатировалось  только 276 экскаваторов, 75 бурстанков, 492 самосвала и 217 бульдозеров.
Техника не просто «укрупняется». Сейчас угольщики соединяют экскаваторы, самосвалы, бульдозеры и буровую технику в производственные комплексы. Это позволяет увеличивать производительность труда уже за счёт экономии времени. Аналогичным образом развиваются не только крупные компании с широкими инвестиционными возможностями, такие как ОАО «Южный Кузбасс» (группа «Мечел»), ОАО «Междуречье» (группа «Сибуглемет»), но и небольшие пока предприятия. Как, например, ОАО «Кузбасская топливная компания» (КТК). Она, по заявлению её гендиректора и основного акционера Игоря Прокудина, реализует трёхлетнюю инвестпрограмму, которой предусмотрена замена 45-тонных самосвалов на машины грузоподъёмностью от 130 до 220 тонн, а экскаваторов с ёмкостью ковша 5 кубометров – на новые машины с ёмкостью 12,5-25 кубометров. Всю технику предполагается объединить в единые технологические комплексы.
Приобретение новой техники призвано обеспечить не только увеличение производительности труда. Импортные гидравлические экскаваторы, которые активно приобретают кузбасские угольщики, благодаря дизельному, а не электрическому приводу, не зависят от внешнего электроснабжения. Поэтому они автономны и более маневренны и быстрее включаются в работу. По этим же причинам им нужно меньше обслуживающего персонала. Сходный подход используется и при замене карьерного автотранспорта. Самосвалы грузоподъёмностью 120 тонн и выше позволяют успешно работать в связке с новыми экскаваторами и сокращать время на вывозе угля и породы.
 
КРУТОЕ ПАДЕНИЕ
 
Укрупняя добычную и транспортную технику, компании открытой добычи идут по пути, который кузбасские шахты прошли намного раньше. В подземной добыче внедрение современных добычных комплексов стало обычной практикой кузбасских угольщиков с конца 90-х гг. прошлого столетия. С момента, как отрасль прошла структурную перестройку и стала частной. В то же время шахты, где добыча ведётся буро-взрывным методом, такого технологического обновления не прошли,
поскольку работают на круто падающих угольных пластах. И обычный комбайн работать на них не может.
Попытку внедрить такую механизацию предпринял в этом году холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС), под контролем которого находится самое большое количество шахт со старой технологией добычи в Прокопьевско-Киселевском районе. Пока решение о внедрении механизированной добычи касается шахты «Киселёвская». Поставщиком механизированного очистного комплекса выступит китайская «Чжэнчжоуская группа горношахтного оборудования». В начале следующего года он будет смонтирован для отработки крутопадающих угольных пластов на «Киселёвской».
Как ранее заявлял президент СДС Михаил Федяев, сначала новое оборудование для добычи угля на круто падающих пластах механизированным способом будет внедрено пока на одной шахте, а затем в случае успеха, – и на других подобных шахтах, в частности, на пяти шахтах компании «Прокопьевскуголь» (она также управляется «СДС-Углём», отраслевым подразделением СДС). Производительность комплекса, который будет поставлен на «Киселёвскую», – 45 тыс. тонн угля в месяц. Как заверяют специалисты «СДС-Угля», он в состоянии работать под углом свыше 45 градусов. Его эксплуатация, рассчитывают в компании, позволит увеличить годовую добычу угля на шахте с 700 тыс. тонн до 1,2 млн. тонн.
Как и другие технологические нововведения, эту кузбасским угольщикам также пришлось искать за рубежом. По данным Владимира Баскакова, гендиректора «СДС-Угля», предприятия, где уже была внедрена механизация добычи угля на круто падающих пластах, есть в Испании, Чехии и Китае. Их и пришлось посещать специалистам «СДС-Угля», чтобы выбрать нужно оборудование.
 
ВОЗДУШНО-УГОЛЬНЫМ ПУТЁМ
 
Другая импортная технология, которую планирует внедрить компания «Южный Кузбасс», относится не к добыче, а к транспортировке угля. Вместо традиционных железнодорожных или автотранспортных способов компания намерена построить три канатно-ленточных конвейера фирмы RopeCon общей протяжённостью почти 50 км и пропускной способностью около 30 млн. тонн угля в год.
По данным заместителя технического директора «Южного Кузбасса» Сергея Шахурдина, одну линию протяжённостью 18,6 км компания намерена построить в районе Междуреченска от обогатительной фабрики «Кузбасская» (в составе компании) до станции Чульжан (Красноярская железная дорога). Другая линия должна пройти от обогатительной фабрики «Сибиргинская» (она будет строиться параллельно конвейерам) до углепогрузочной станции Подобас в составе «Южного Кузбасса» в районе городка Мыски, а третья – от строящейся в Новокузнецком районе шахты «Ерунаковская» до станции «Бардино» Западно-Сибирской железной дороги в районе Новокузнецка. Протяжённость второй линии – 17,8 км, третьей – 13 км. «Южный Кузбасс» уже приступил к проектированию линий.
По оценке Сергея Шахурдина, технология транспортировки, применяемая на канатно-конвейерных линиях RopeCon австрийско-швейцарской группы DoppelmayrGaraventa, позволит обеспечить бесперебойную работу и высокую пропускную способность – 1,4 тыс. тонн угля в час при времени транспортировки угля на 18,6 км всего в 50 минут. По данным изготовителя, эти линии могут строиться с межопорными пролётами протяжённостью до 2 км.
Специалисты-угольщики, правда, со скепсисом отнеслись к этому проекту, полагая, что технологическая цепочка не будет работать в условиях холодного сибирского климата. Но, по заверению Сергея Шахурдина, этого не случится, и уголь не будет смерзаться на транспортёрной ленте, т.к. рабочая поверхность ленты после назгрузки угля будет разворачиваться с изгибом на 180 градусов, а ещё один такой разворот будет при погрузке. Благодаря этому будет гарантирована очистка рабочей поверхности, а для защиты механизмов конвейеров от обледенения будут применяться специальные жидкости.
 
ГАЗ ИЗ УГЛЯ
 
Технологии утилизации метана, извлекаемого как при добыче угля, так и до её начала, за рубежом освоены уже давно. В России, за исключением подземной газификации, проводимой в советское время (а технология пришла также из-за рубежа ещё в 20-е гг. прошлого столетия), до недавнего времени она не использовалась. Только в начале августа ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» осуществило опытно-промышленный пуск мини-теплоэлектростанции на шахте им Кирова в Ленинске-Кузнецком. Она использует в качестве топлива метан, собираемый на шахте установками дегазации. Мощность станции 0,96 МВт, предполагается, что она будет вырабатывать электроэнергию не только для собственных нужд, но и на продажу.
В феврале нынешнего года гендиректор СУЭК Владимир Рашевский заявлял, что данный проект стоимостью около 250 млн. рублей реализуется с применением механизма Киотского протокола, поскольку предполагает утилизацию парникового газа. Пока это первый в Кузбассе опыт использования шахтного метана для выработки электроэнергии. Но в других угольных компаниях, в частности, в «СДС-Угле», строят котельные, которые будут использовать шахтный газ в качестве топлива. Как сообщили в СУЭК, в дальнейшем на шахте им Кирова планируется запуск ещё двух газогенераторных установок проектной мощностью 1,5 МВт каждая.
 
Егор Николаев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко