-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 25.03.2024

Перенаправление и перевооружение угля

Кузбасский углепром в последние полтора года продолжает развиваться под давлением неблагоприятных внешних обстоятельств – эмбарго ЕС на импорт российского угля и введённых правительственных и самостоятельно принятых санкций на внешнеторговые операции западных стран с Россией. Ответом на них стали перенаправление экспортных потоков на рынки нейтральных и дружественных стран в Азии и обновление производств за счёт поставок продукции отечественных, белорусских и китайских производителей. Сокращение возможностей экспорта при ограниченном внутреннем рынке вызвало снижение добычи угля в Кузбассе в прошлом году. Что с учётом падения цен на уголь привело к заметному сокращению доходов и прибылей угольных компаний. Но даже упавшая прибыль кузбасского углепрома в прошлом году оказалась выше всех показателей предыдущих 13 лет  за исключением рекордных 2021 и 2022 годов. Так что средства на продолжение адаптации к изменившимся условиям работы у кузбасских угольщиков есть. Как по результатам прошлого, так и предыдущих двух лет.

Подъём и снижение

В прошлом году добыча угля в Кузбассе снизилась на 4,2% и составила 214,2 млн тонн, против 223,6 млн в 2022 году. При этом добыча угля коксующихся марок выросла на 0,5% и составила 68,3 млн тонн против 67,9 млн годом ранее, а энергетических марок упала на 6,3%, до 145,9 млн тонн против 155,7 млн. По данным областного министерства угольной промышленности, переработка угля снизилась в прошлом году всего на 0,3%, до 178,6 млн тонн, а на обогатительных фабриках даже выросла на 3,7%, до 130,9 млн тонн. При этом обогащение угля коксующихся марок – 70,5 млн тонн против 63,3 млн годом ранее – оказалась даже выше их добычи (напомним, что в Кузбассе обогащают и привозной уголь). Обогащение энергетического угля снизилось на 4%, до 60,4 млн тонн, выпуск угольного концентрата увеличился на 5,2%, до 85,3 млн.

Отгрузка угля железнодорожным транспортом снизилась в прошлом году на 4,8% – до 190,8 млн тонн, в том числе, в западном направлении на 10,7%, до 88,6 млн, в местном сообщении – на 5,2%, до 45,8 млн тонн. В то же время в в восточном направлении отгрузка выросла на 6,4% и составила 56,4 млн тонн. Конечным потребителям в 2023 году было поставлено 173,7 млн тонн кузбасского угля, что на 4% меньше поставок 2022 года. Экспорт угля при этом сократился на 6,4 млн тонн, на 5,3%, и составил 113,8 млн тонн, поставки на электростанции – на 2,8%, до 17,3 млн тонн, но на 3,5% выросли поставки на металлургические предприятия – до 32,8 млн тонн.

Снижение добычи не такое уж необычное явление для регионального углепрома. После установления исторического рекорда добычи в 255 млн тонн в 2018 году она упала уже в следующем году. Причинами стали, согласно тогдашней оценке начальника департамента угольной промышленности (ныне министра) Олега Токарева, «падение цен на уголь на мировых рынках и в сложности с его поставкой». Затем всю мировую экономику обрушила пандемия COVID-19, потребности в энергоносителях резко сократились, и добыча угля в Кузбассе рухнула почти на 12%. Постковидное восстановление проходило не слишком быстро, соответственно, региональный углепром поднял добычу, но ниже, чем до пандемии. В позапрошлом году по работе отрасли ударили западные санкции, в состав которых вошло первое антироссийское товарное эмбарго – отказ от импорта угля странами Европейского союза. Оно было объявлено в апреле, а введено в августе 2022 года, лишив кузбасских угольщиков экспортного рынка с объёмом около 40 млн тонн годовых поставок (см. диаграмму).

Четвёрка главных импортеров

О том, куда конкретно и в каких объёмах уходит экспортный уголь из Кузбасса, судить сегодня сложно – данные по экспорту из отдельных регионов России Федеральная таможенная служба с февраля 2022 года не раскрывает, а таможенная статистика стран импортёров позволяет увидеть только общие данные по ввозу угля из России, без разбивки на регионы. В начале нынешнего года Агентство энергетической информации США по данным стран-импортёров  подсчитало российский угольный экспорт с момента ввода эмбарго ЕС – с августа 2022 года по июль 2023 года. За это время поставки были перенаправлены преимущественно в Китай, Южную Корею, Турцию и Индию. Именно они сейчас выступают крупнейшими импортерами угля из России. Их доля выросла с 47% в предшествующий период с августа 2021 по июль 2022 года до более 80% с августа 2022 по июль 2023 года.

На первое место среди импортёров вышел, конечно, Китай. Крупнейший в мире производитель и потребитель угля остаётся и его крупнейшим импортером. К тому же он расположен ближе всех к России и непосредственно граничит с ней. Для экспорта угля в Китай есть три сухопутных железнодорожных маршрута через общую границу, ещё один – транзитный через Монголию, плюс морские поставки, как из дальневосточных, так и из западных портов России. При растущих потребностях и импорте угля Китай за указанный период ввёз 94,3 млн тонн российского угля. Ещё 30,8 млн тонн ввезла Южная Корея, 27,2 млн тонн – Турция, и 26,3 млн тонн – Индия. При этом поставки «во все регионы кроме Азии», по данным агентства, снизились, но в целом из России – остались неизменными, на досанкционном уровне 211 млн тонн.

В прошлом году, по таможенным данным стран-импортёров, ввоз российского угля четвёркой лидеров не только сохранился на высоком уровне, но даже вырос за одним исключением. А их доля в российском экспорте выросла до 84,3%. Из 213 млн тонн угольного вывоза из России в Китай в прошлом году ушло 101,6 млн тонн против 64,1 млн в 2022 году, рост на 58,5%, в Турцию – 27,8 млн против 19,7 млн тонн, +41,1%, в Южную Корею – 26,8 млн против 27,4 млн тонн в 2022 году, -2,1%, в Индию – 23,3 млн тонн против 17,7 млн, +31,6%. Как несложно заметить, растёт значение стран Южной и Восточной Азии для российского угольного экспорта. В позапрошлом году в Китай, Южную Корею и Индию отправилось 109 млн тонн, или 52% российского вывоза угля. В прошлом году эта доля выросла уже до 71,2%, 151,7 млн тонн совокупного экспорта. Если добавить поставки 7,6 млн тонн в Тайвань в 2023 году, а также экспорт во Вьетнам, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии, становится очевидным преобладающая доля рынка Азиатско-Тихоокеанского региона для угольного экспорта из России (см. схему).
 


Курс на Восток

Для Кузбасса такой новый расклад в экспорте угля означает увеличение значения железнодорожного вывоза в восточном направлении. В прошлом году губернатор Кузбасса Сергей Цивилев неоднократно заявлял о неприемлемости существующих объёмов вывоза угля, указывая, что регион уже 6 лет находится на этом «одном и том же объёме вывоза угля на Восток – 53 млн тонн». По его оценке, на таком же уровне ожидался вывоз и в 2023 году, хотя фактически, по данным минуглепрома Кузбасса, вывезли больше – 56 млн тонн. Но и этот объём означает, что из 160 с лишним миллионов тонн российского угля, поступившие в 2023 году на рынок АТР, только треть с небольшим ушли из Кузбасса по железной дороге в восточном направлении (какая-то часть, конечно, отправлялась на эти рынки более затратным западным маршрутом). Неудивительно, что такое положение дел не устраивает Кузбасс, и губернатор Сергей Цивилев постоянно заявляет о необходимости увеличить квоту на вывоз в восточном направлении, чтобы доставлять больше угля на главные сегодня экспортные рынки.

В конце декабря пошлого года губернатор подписал с первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Сергеем Кобзевым соглашение о вывозе угля на экспорт в восточном направлении, по которому в этом году угольщики должны предъявить к перевозке, а «РЖД» – обеспечить транспортировку на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54,1 млн тонн каменного угля. При этом Сергей Цивилев заявил, что «в 2023 году планировалось вывезти на восток не менее 53 млн тонн угля, и этот показатель необходимо увеличивать, от него зависит развитие угольной промышленности Кузбасса и, как следствие, благополучие жителей нашего региона». В соглашении закреплено поквартальное распределение объёмов перевозок в восточном направлении, исходя из планов проведения ремонтных и строительных работ на инфраструктуре. Всего в 2024 году ОАО «РЖД» планирует к вывозу на экспорт в восточном направлении около 100 млн тонн угля, из которых ещё 26,3 млн тонн должна вывезти Якутия, по своему соглашению с железнодорожной компанией, 8,5 млн – Бурятия, 6,5 млн – Хакасия, 3,3 млн тонн – Иркутская область и 0,65 млн – Тыва.

Деньги и машины

Несмотря на общее снижение экспортных цен и, соответственно, доходов угольных компаний Кузбасса, финансовые итоги прошлого года сложились для них неплохо. Конечно, сальдированная прибыль компаний в сравнении с 2022 годом снизилась в 2,76 раза и составила всего (!) 178,6 млрд рублей против 490 млрд, но нужно иметь в виду уникальность ценовой ситуации 2022 и 2021 года. Эмбарго на российский уголь и последовавшая за этим перестройка товарных потоков привела к значительному, рекордному росту цен на уголь. Импортёры вынуждены были платить 300 и более долларов за тонну, и с такого роста пришли сверхдоходы кузбасским угольщикам. Так или иначе, за исключением уникально «жирных» 2021-2022гг. прибыль прошлого года была самой большой для углепрома Кузбасса за последние 15 лет, минимум. И её значительную часть угольщики направили на развитие. Инвестиции в основной капитал в угольной отрасли оказались по результатам прошлого года самые большие среди отраслей – 135 млрд рублей из 326,5 млрд, 41,4%. А если учесть, что идущая на втором месте отрасль «транспортировка и хранение» с 60,6 млрд рублей инвестиций (18,6%) также в значительной степени работает на углепром, вложения в уголь доминируют в Кузбассе.

Типичными вложениями последних полутора лет для кузбасских угольщиков стало, безусловно, обновление основных фондов – машин, механизмов и оборудования. Новых производств на фоне нестабильного для российского угля экспортного рынка строится и запускается немного. При этом обновление проходит с заметным замещением импортной техники западных марок на продукцию китайского, российского и белорусского производства. К примеру, ПАО «Распадская» в начале марта нынешнего года сообщило, что за последние четыре года приобрело на свои предприятия открытой добычи – на разрез «Распадский» и разрез «Кокосовый» – более 50 новых карьерных самосвалов, бульдозеров, фронтальных погрузчиков, грейдеров и вахтовых автомобилей для перевозки работников. В прошлом году это была поставка четырёх 90-тонных и двух 220-тонных самосвалов «БелАЗ» на разрез «Распадский» для работы вместе с другой новой машиной – отечественным электрическим экскаватором ЭКГ-20. Последний стал первым на этом предприятии. А уже в этом году «Распадский» получил пять 220-тонных, два 130-тонных и три 90-тонных БелАЗа. При этом, по договору с угольщиками производитель внёс в конструкцию машин изменения, в частности установил более совершенные системы пожаротушения, усилил рамы и модернизировал гидросистему.

А на разрезе «Междуречье» (предприятие «Новой горной управляющей компании») в начале марта приступил к работе второй из пяти закупленных электрических экскаваторов ЭКГ-20, поставленных Уралмашзаводом группы «УЗТМ-КАРТЭКС». Все пять новых машин будут готовить для разработки перспективный участок «Мрасский» с запасами около 200 млн тонн угля коксующихся марок, который будет введен в эксплуатацию в 2025 году. Кроме того, в рамках инвестиционной программы «Междуречье» приобретены 22 новых БелАЗа различной грузоподъёмности, бульдозеры, буровые станки, грейдеры, погрузчики. В это же время компания «Стройсервис» сообщила о приобретении для использования на своих предприятиях шести тяжелых бульдозеров отечественного производства марки «Четра», а также о поступлении новых машин и оборудовании от китайских и российских компаний. И такие закупки для обновления характерны сегодня для кузбасских угольных компаний.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко