-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2023

Обновление горных машин

Для кузбасских угольщиков и их партнёров машиностроителей, поставщиков горного оборудования и техники рынок этой продукции за последние два года изменился существенно. Может, не так радикально как рынок легковых автомобилей, который сузился сначала до небольшого по объёму производства всего двух отечественных марок и пары китайских, а затем стал расти за счёт сборки и импорта всё тех же китайских авто. С горной техникой сложнее и проще, т. к. на этом рынке помимо китайских компаний, уже давно пришедших в Россию, было очень заметное присутствие Белорусского автомобильного завода в сегменте карьерных самосвалов, отечественное производство бульдозеров и экскаваторов никуда не исчезло, сохранились и развивались заводы по производству горно-шахтного оборудования. Сегодня этот рынок перестраивается и усилиями производителей, расширяющих ассортимент своей продукцией, и потребителей, которые заказывают новую технику, выражают готовность её испытывать на  практике.

Безусловное лидерство

С прошлого года машиностроительная промышленность Кузбасса выступает безусловным лидером производственного роста. При общем снижении производства в индустрии региона в прошлом году на 3,7% и на 0,7% в её обрабатывающих отраслях выпуск машин и оборудования вырос на 10%, а в декабре 2022 года сразу на 43%. В отрасли ремонта и монтажа машин/оборудования рост составил 26% по итогам всего года с прыжком на 64% в декабре. Даже вагоностроение (третья по размеру объёмам отгрузки машиностроительная отрасль из шести) добавило в прошлом году немного, всего 1%, но обошлось без падения. Оно было отмечено в производстве автотранспортных средств и прицепов, на 18,1%, электротехнического оборудования, на 16,6%, электронных и оптических изделий, на 23,8%. Но эти отрасли не самые значимые и крупные в машиностроении Кузбасса. Если брать показатели отдельных машиностроительных предприятий Кузбасса за прошлый год, то в десятке крупнейших из них по объёму выручки практически все заметно или даже очень резко её увеличили. И за небольшим исключением – чистую прибыль (см. таблицу №1).
 

В этом году практически все отрасли машиностроения региона демонстрируют двузначные темпы роста по отношению к уровню прошлого года. Такие темпы полностью перекрывают снижение прошлого года (хотя пока, конечно, итогов нынешнего года полностью нет). Одним из отраслевых лидеров выступает производство машин и оборудования с ростом на 43,4% по итогам первого полугодия 2023 года. У отрасли ремонт/монтаж машин и оборудования рост за этот период составил 15,5%. Заметно выросли также выпуск электрического оборудования – на 13,9%, вагоностроение – на 13,6%, выпуск металлоизделий – на 8,9%. Для сравнения другие лидирующие отрасли обрабатывающего сектора выросли следующим образом: производство резиновых и пластмассовых изделий на 15,3%, химия – на 12,1% (см. Диаграмму 1). Схожими с машиностроением высокими темпами выросли в первом полугодии производство бумаги и картона (на 45,1%), но этот рост обеспечил пуск одной линии на «Кузбасском скарабее», и доля этой отрасли во всей кузбасской индустрии не слишком велика (в 15 раз меньше машиностроения по объёму отгруженной продукции), и уже не первый год быстро растущая пищевая промышленность (за январь-июнь на 17,3%), по причинам, сходными с теми, что в машиностроительных отраслях (см. о них интервью министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Андрея Ариткулова
Андрей Ариткулов: «Проблемы всегда подталкивают к развитию»).
 

При этом в обрабатывающих отраслях производство машин и оборудования выступает также как один из весьма прибыльных секторов – за 4 месяца 2023 года его предприятия получили 922 млн рублей чистой сальдированной прибыли (более поздние данные пока недоступны). Это, например, в 3 раза больше, чем в такой быстро и уверенно растущей отрасли (и даже более крупной по объёму отгруженной продукции) как производство пищевых продуктов. С такими результатами ещё далеко до металлургов и химиков, не говоря про угольщиков, но и такой показатель весьма неплох.

И такой рост производства в машиностроении Кузбасса обеспечивает в первую очередь растущий спрос на машинотехническую продукцию со стороны угольной промышленности региона, а также энергетики, химии и строительства. И это преимущественно спрос со стороны компаний и предприятий, государственные инвестиции идут в первую очередь в жилищное и инфраструктурное строительство, для которых работает весьма немного кузбасских машиностроительных заводов.

«На рекордных значениях за всю историю наблюдений»

Нельзя не отметить, что беспрецедентный рост в машиностроении и небольшой во всей промышленности в Кузбассе происходит на фоне весьма быстрого промышленного роста по всей России. И он, как показали уже опубликованные по итогам первого полугодия 2023 года данные Росстата, происходит в первую очередь по линии обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на внутренний спрос. Тогда как в добыче, работающей на экспорт, производство в целом снижается (в основном, конечно, за счёт газодобычи, лишенной доступа к рынку Европы). И также как и в Кузбассе лидируют машиностроительные отрасли, хотя в автопроме и выпуске машин и оборудования полного восстановления пока нет.

В целом по России в первом полугодии промышленное производство выросло на 2,6% (см. Диаграмму 2). При этом выросла добыча угля на 1,1% против 1% снижения в Кузбассе, производство минеральных удобрений, а оно в немалой степени базируется на добыче фосфорного сырья и калийной соли, увеличила выпуск продукции вся российская металлургия (на 4,9% против снижения в Кузбассе на 10%). А металлургия также использует в качестве сырья результаты работы угольной и рудной отраслей, а также добычи известняка, выступает крупным потребителем электроэнергии, значительная часть которой вырабатывается на угле. Весь этот общий в целом позитивный контекст промышленного (да и общеэкономического, 4,2% роста ВВП России во втором квартале против 1,8% снижения в первом) не может не оказывать положительного влияния на горное машиностроение и в Кузбассе, ведь заказчики на заводы приходят не только от местных угольных и добывающих компаний, но и со всей остальной страны.

Банк России в докладе о кредитно-денежной политике от 31 июля отметил, что уже показатели первого квартала фактически оказались заметно выше ожидавшихся – снижение ВВП составило всего 1,8% против 2,3 по прогнозу. Существенно выше против ожидаемых оказались потребление государственного управления, темпы роста которого были рекордными, и потребление домохозяйств. При этом последнее сложилось выше, чем указывали на то оперативные индикаторы. В итоге, внутренний спрос российской экономики, по оценке ЦБ, продолжил своё восстановление «уверенными темпами». Для угольной отрасли и работающего на него горного машиностроения эти показатели, конечно, имеют косвенное значение, ведь половина российского угля и более половины кузбасского уходят на экспорт. И всё же общий рост внутреннего спроса не может не влиять позитивно и на углепром. Такой рост гарантирует стабильное потребление электроэнергии, в том числе, естественно, из угольной генерации, увеличивает спрос на металлы и базовые материалы, производство которых также влияет позитивно на внутреннее потребление угля. Тем более, что уже в первом квартале, не говоря про второй, в экономике России наблюдалось существенное увеличение производства инвестиционных товаров (электрооборудования, готовых металлоизделий, грузовиков, компьютеров и т. п.).

Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин, отвечая на вопрос «А-П-Р» на брифинге по обзору денежно-кредитной политики 30 июня, отметил, что действительно темпы роста экономической активности в России в последние месяцы оказались «высокими и даже весьма высокими, а показатели, измеряемые посредством мониторинга предприятий Банка России находятся на рекордных значениях за всю историю наблюдений, что также подтверждается данными Росстата». «Исходя из этого», по его мнению, «многолетняя денежно-кредитная политика ЦБ, направленная на таргетирование инфляции, не препятствует этому росту, а напротив, его поддерживает тем, что гораздо быстрее, чем в период кризиса 2014-2015гг. были достигнуты низкие темпы роста цен, и инфляционные ожидания, хотя и несколько повышенные, также снижаются быстрее». В последнем случае это отразилось на ситуации с кредитованием. В прошлом году кредиты экономике страны и корпоративному сектору, по словам Алексея Заботкина, «выросли максимальными темпами с 2013 года, тогда как в кризис 2015 года они были нулевые».

Тройственный союз

Традиционно угольные компании сообщают только об очень крупных поставках техники и оборудования на их предприятия. И в последнее время по понятным причинам, из-за санкций, не афишируют такие поставки из-за рубежа. Тем проще увидеть поставки отечественной техники и из дружественных стран, в частности, из Китая и Беларуси. Оттуда с Белорусского автомобильного завода (БЕЛАЗ) эти поставки шли и раньше, но очевидно, что теперь их доля и значение выросли. Это ясно показали события начала июня, когда Белорусский автомобильный завод значительно укрепил свои позиции в Кузбассе – и в продажах, и в расширении сервиса, и приобретении крупного производственного актива – «Анжерского машиностроительного завода».

Сначала 7 июня в рамках выставки-ярмарки «Уголь России и Майнинг» прошло подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в строительстве второй очереди центра технической поддержки «БЕЛАЗ»» в Беловском городском округе. Документ подписали правительство Кузбасса, администрация Беловского городского округа и ООО «Б-24». Объект в виде производственного комплекса №2 площадью 8,7 тыс. кв. метров с объёмом инвестиций 1,2 миллиарда рублей и с созданием 100 новых рабочих мест планируется построить в первом полугодии 2025 года. Напомним, что первая очередь центра технической поддержки «БЕЛАЗа» площадью 15,5 тыс. кв. метров был запущен в августе 2020 года с заявленными инвестициями 478 млн рублей.

И в этот же день БЕЛАЗ заключил соглашение с АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ) о поставке 20 самосвалов новой модели с российским двигателем. В результате, угольная компания первой в России получит в следующем году партию 220-тонных самосвалов с дизельным двигателем российского производства от «Коломенского завода» мощностью 2400 л.с., который заменит импортные двигатели. Полный цикл предварительных испытаний самосвала новой модели завершился в мае текущего года на полигоне завода-производителя в Беларуси. «Новая модель самосвала БЕЛАЗ почти полностью состоит из комплектующих российского и белорусского производства, что сделает ее обслуживание более удобным и оперативным», прокомментировал предстоящую поставку директор по производству КРУ Роман Смирнов. А 20 июля компания объявила, что приступила к испытаниям этого самосвала на Краснобродском разрезе. «Такая совместная работа позволяет не просто совершенствовать производственные и эксплуатационные характеристики самосвалов, но и максимально адаптировать их для работы в условиях наших предприятий, в том числе в зимний период при резких перепадах температур», пояснил Роман Смирнов.

А ещё накануне выставки «Уголь и Майнинг» старейшее предприятие машиностроительной отрасли Кузбасса – ОАО «Анжерский машиностроительный завод» – перешло под контроль Белорусского автомобильного завода. Согласно опубликованным документам предприятия, на заседании его совета директоров 31 мая генеральный директор «Анжеромаша» Сергей Альков подал в отставку, и она была единогласно принята советом директоров. Затем он сообщил о согласии первого заместителя гендиректора Романа Печерина, который как раз работает директором по экономике уже упомянутого ООО «Б-24» занять должность врио гендиректора до момента избрания нового руководителя предприятия. Для этого и для избрания нового своего состава совет директоров назначил на 8 августа проведение внеочередного собрания акционеров предприятия, которое избрало нового гендиректора и новый состав совета директоров (см. об этом подробнее СДЕЛКИ).

Дальнейшему продвижению дружественных машиностроителей на рынок углепрома Кузбасса призван способствовать центр по продаже и обслуживанию белорусской техники. Решение о его создании было принято в рамках рабочего визита в Кузбасс министра промышленности Республики Беларусь Александра Рогожника и руководителей белорусских предприятий 18-19 июля. По мнению губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, «новый мультибрендовый центр позволит не только проводить оперативное техобслуживание, но и приобретать необходимую технику, запчасти к ней в одном месте и по ценам заводов-производителей». Кроме того, в рамках рабочей встречи были рассмотрены вопросы расширения взаимодействия ОАО «БЕЛАЗ» и ОАО «Белшина» с угольными предприятиями Кемеровской области, участия белорусских предприятий в реализации инфраструктурных проектов региона, открытия производства белорусского пассажирского транспорта в Кузбассе.

Конечно, не только белорусские машины стали основными в поставках на кузбасские предприятия в этом году, ведь одними карьерными самосвалами добычу вести невозможно. Но как показывают объявленные поступления техники преобладают сегодня поставки отечественных производителей и компаний из другой дружественной страны – Китая. Например, группа «Стройсервис» получила за второй квартал текущего года более 110 горных и вспомогательных машин на свои предприятия, в том числе, около 40 единиц горнотранспортной и свыше 70 единиц вспомогательной техники. Затраты на это составили более  2 млрд рублей. Как сказано в сообщении «Стройсервиса», парк техники предприятий компании пополнили 15 экскаваторов с ковшами объёмом от 2 до 8 кубометров, 16 самосвалов грузоподъёмностью от 60 до 220 тонн, 6 тяжёлых бульдозеров, в том числе, производства России, Белоруссии и КНР. Бульдозеры поступали, в частности, российской марки «Четра», и в итоге на разрезах «Стройсервиса» на конец июля работало уже 15 машин данной марки, и планировалось поступление еще одной такой машины.

Помимо нового самосвала с российским двигателем «Кузбассразрезуголь» согласился также испытывать у себя на практике «первую шнековую двухвалковую дробилку «ДК» производства кемеровской корпорации «АСИ». В начале июля было объявлено, что дробилка была «интегрирована в технологический цикл автоматизированного углепогрузочного комплекса» на Талдинском угольном разрезе. Производительность установки – 500 тонн угля в час, она используется для получения угля заданной крупности. Новая дробилка в отличие от аналогов оснащена системой телеметрии и функцией автоматической самодиагностики. Как отметил исполняющий обязанности директора по переработке и обогащению угля КРУ Юрий Челуснов, компания традиционно выступает площадкой для производственных испытаний новых видов техники, «наш опыт эксплуатации позволяет усовершенствовать модели перед серийным производством под наши запросы». Корпорация «АСИ» известна как производитель промышленного весового оборудования, но в прошлом году перешла в новый для себя сегмент производства, освоив выпуск дробильных установок.

Добавление новых видов продукции и расширение уже налаженного производства стандартный подход к современной рыночной ситуации, когда множество традиционных и привычных угольщикам поставщиков из теперь недружественных стран совсем ушли с российского рынка, или прекратили импорт, ограничившись местным производством. В условиях довольно дорогих и длительных поставок по параллельному импорту для местных производителей открылось большое окно возможностей предложить угольщикам и производство запчастей на ранее поставленную импортную, не говоря про отечественную, технику и оборудование. И конечно, новые виды своей продукции, как это сделала та же корпорация АСИ. Вот как объяснил новый расклад на рынке электротехнических изделий, в том числе, используемых угольщиками, первый заместитель генерального директора российской компании «Систем Электрик» (бывшей Schneider Electric в России) по продажам и внешним связям Армен Бадалов на выставке «Уголь и Майнинг» в июне: «на рынке происходят перемены, ушли западные компании, а они занимали существенную долю рынка, пришли новые, как правило, из Азии, подтянулись российские производители, конкуренция усилилась, в том числе, и за счет российских компаний, которые вывели на рынок новые виды продукции».

Расчёты  машиностроителей

Опрос, проведенный среди представителей машиностроительных компаний и дилеров-поставщиков горного оборудования и техники на выставке «Уголь и Майнинг» в Новокузнецке в начале июня показал, что ожидания развития российского рынка у них самые разные, но в итоге они все также расширяют производство и поставки, в том числе, за счет освоения новых видов продукции и занятия новых открывающихся ниш на рынке. Как отметил коммерческий директор АО «Металлист» (Качканарский завод по ремонту горного оборудования) Виктор Жигалкин, на выставку в этом году от предприятия привезли новую разработку – блок двигателя внутреннего сгорания, чтобы показать, что оно движется в те отрасли (автопром, производство сельхозтехники), где «большие сложности с покупкой такого «железа». Для этого завод разрабатывает рамы, лонжероны и корпуса коробки передач для крупных тракторов, осваивает изготовление литейных форм на 3D принтере. По его данным, потребности заказчиков сильно изменились – они стали все чаще запрашивать изготовление конкурентоспособные иностранным производителям аналоги.

Менеджер по внешнеэкономической деятельности новокузнецкого ООО «Завода инновационного машиностроения» («ЗИМ») Дамир Галеев также подчеркнул, что предприятие привезло на выставку новинку, шахтный монорельсовый дизель-гидравлический тягач Zim-120. И он на 95% состоит из деталей отечественного производства, соответственно не зависит от импорта, также снимаются вопросы по сервису, по наличию запасных частей, по срокам поставки. При этом завод при конструировании этой машины использовал лучшие зарубежные решения, а систему управления разработал собственными силами, и она на две головы выше, чем у западных поставщиков, без труда интегрируется в информационные системы шахты.

По словам Дамира Галеева, ЗИМ в ближайшие пару лет планирует выход на новые рынки с новой техникой, в частности, с колесной рудничной. Это – погрузочно-доставочные и самоходные машины, шахтные самосвалы. И здесь завод также планирует отказ от иностранных комплектующих, переход на российские узлы, агрегаты и системы управления. Отечественная компонентная база избавит наших клиентов от проблем поставки запасных частей. При этом по его оценке, большинство угольных компаний пока не изменили потребительских предпочтений и все, что можно купить не в России, покупают за ее пределами. И говорят, что они по-прежнему на 100% импортозависимые в сфере дизель-гидравлических тягачей, тогда как только ЗИМ выпустил 13 подобных машин. «Здесь срабатывает и стереотип, и малое доверие отечественному производителю», отметил представитель завода.

Коммерческий директор ООО «АлтайБурМаш» (представляет китайский бренд «ZEGA») Вячеслав Радий со своей стороны отметил, что для угольных и рудных предприятий самое главное, чтобы техника бесперебойно работала. А это возможно только в том случае, когда у поставщика есть развитая филиальная сеть с профессиональными инженерами и хорошие объемы ассортимента по запчастям буровых установок. Центральный сервис и склад у нас в Новокузнецке, центральный офис в Барнауле, а в целом по России у нас около 10 филиалов. В этом году компания планирует расширяться, исходя из принципа, если в регионе больше 5 единиц нашей техники, то задумываемся об открытии филиала.

По поводу активности китайских компаний на российском рынке, коммерческий директор АО «Металлист» Виктор Жигалкин заявил, что завод не боится их конкуренции, так как оборудование на заводе плюс-минус одинаковое с китайскими производителями, но технология литья другая, выше качеством. И на «Металлисте» хорошо понимают, что для заказчика играет роль не только качество и цена, но и неценовые критерии принятия решения, в частности, наличии определенных позиций запчастей. Кроме того, у завода всегда открыто производство, его спокойно показывают заказчикам, в Китае такого подхода нет. И плюс заказчики несут большие транспортные расходы при китайских поставках, и при браке им сложно и долго производить замену.

Дамир Галеев также отметил, что многие сегодня активно сотрудничают с Китаем, и у ЗИМа также есть такой опыт, и он разный, есть и положительные, и отрицательные моменты. По его словам, «вопросы с гарантией по деталям проще решать с отечественными поставщиками, и хотя где-то эти запчасти стоят дороже, чем китайские, тут нет проблемы длительности возврата деталей в Китай и получения обратно по гарантии.

По данным министерства промышленности и торговли Кузбасса, в регионе реализуется госпрограмма «Развитие промышленности Кузбасса» на 2019-2025гг.», которая предусматривает финансовую поддержку предприятий в форме субсидий, финансируется за счёт средств федерального и областного бюджетов. В текущем году, по итогам конкурсного отбора, организуемого уже минпромторгом России на реализацию мероприятий госпрограммы выделено 105,6 млн рублей. Займы на поддержку промышленных предприятий выделяет Фонд развития промышленности Кузбасса по программам «Проекты развития Кузбасса» и «Бизнес-оборот». По данным ФРП, средний размер предоставляемого займа составляет 20 млн рублей. В этом году займы от фонда получили: 40 млн рублей – ленинск-кузнецкое ООО «Сибирская Инжиниринговая Торговая Компания» (ремонт ГШО), 100 млн – новокузнецкое ООО «НПП Завод модульных дегазационных установок», 37 млн рублей – кемеровское ООО «Горный-ЦОТ» (производство приборов контроля атмосферы), 39,5 млн – новокузнецкое ООО «Сибэлектро», 20 млн рублей – кемеровское машиностроительное ООО «Брент».
Господдержка и госзаказ

Открывая выставку «Уголь России и майнинг» в Новокузнецке губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заявил, что нужно убрать термин «импортозамещение», поскольку сейчас «есть импорт только от дружественных стран», и должен быть другой термин, например, «технологический прорыв». По его оценке, российские угольщики попали в зависимость от импортного угольного оборудования в последние десятилетия, угольная отрасль страны «стала площадкой для испытания оборудования мировых производителей, и сейчас пожинаем плоды». Тогда как в стране много предприятий, которые, по словам губернатора, «в состоянии – не потеряли оборудование, не потеряли коллективы – производить качественную и конкурентоспособную продукцию, и важно вернуть доверие угольщиков к отечественному оснащению, которое нисколько не уступает иностранному по качеству».

«Я ставлю всем задачу создать программу развития минимум на 10 лет, потому что у многих производств срок окупаемости 5, 7 лет и более, и должен быть создан отраслевой заказ, все предприятия Кузбасса должны подать заявку в НОЦ Кузбасс по годам, сколько в каждый год им нужно таких-то машин, механизмов, сколько им нужно людей подготовить. В соответствии с этим отраслевым заказом будут отданы поручения министерству науки – разрабатывать необходимую технологию, промышленности – выпускать по этим графикам машины и оборудование, министерству образования – готовить специалистов», заявил также Сергей Цивилев, обозначая основы политики государственной поддержки угольного машиностроения в регионе. Обращаясь к угольщикам, он призвал их с таким же рвением, с каким они поддерживали зарубежные компании, «помочь российским компаниям улучшить продукцию, сделать ее максимально надежной». По его словам, «мы вместе должны помочь российскому машиностроению выйти на новый уровень, без участия угольщиков и науки наши машиностроители не смогут создать конкуренцию мировым гигантам».

На выставке Сергей Цивилев сообщил также, что в регионе создадут отраслевой заказ и по кадрам. Он будет включать информацию о потребности производственных предприятий в кадрах по годам. Исходя из этих данных, планируется задание для образования по подготовке необходимых специалистов. Вместе с этим губернатор отметил, что взращивать кадры, нужно начиная со школы, поэтому «будут создаваться инженерные классы». Отраслевой заказ также должен включать информацию о потребности в оборудовании, необходимом для производства окончательного продукта. К разработке и координации размещения отраслевых заказов на изготовление российскими заводами сложных комплектующих для импортного горно-шахтного оборудования подключены учёные Научно-образовательного центра «Кузбасс». Кроме того, по поручению Сергея Цивилева уже создана рабочая группа по формированию отраслевого заказа на 10 лет.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко