-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2023

Год эмбарго

Угольная промышленность Кузбасса за последние 12 месяцев вынуждена была пройти очень серьёзную перестройку, вызванную одной и очень сильной антироссийской санкцией – запретом на импорт российского угля в страны ЕС. Это эмбарго является едва ли не единственным для поставок из России, остальные товары были ограничены частично, с запретом на импорт морской нефти, но не трубопроводной, само-ограничены некоторыми странами-импортёрами, отказавшимися, к примеру, от российского природного газа с оплатой в рублях, либо от импорта определённых российских товаров. Почему был введён запрет именно на уголь, не только каменный, но и древесный, понять сложно. Судя по всему, Запад, в данном случае ЕС, искал способы как можно сильнее ударить по экспорту и экономике России, и выбрал в качестве цели угольный экспорт. Так в апреле 2022 года с принятием уже пятого пакета антироссийских санкций, импорт российского угля запрещался полностью, включая прямые и непрямые (transfer) поставки. Правда, запрет объявлялся сразу, а вводился с 10 августа.

Предсказуемые потери

Что произошло в прошлом году с кузбасским угольным экспортом и как углепрому региона пришлось перестраивать свои экспортные потоки, «Авант-ПАРТНЕР-Рейтинг» уже анализировал в майском номере за этот год (см. «Разворот на восток и юг»). Но при этом следует иметь в виду, что отсрочка эмбарго ЕС, введение его не в апреле или даже в мае, а с 10 августа позволила довольно заметные объёмы российского, и, естественно, кузбасского, угля доставить на европейский рынок (включает в себя ЕС, Великобританию, Украину и Норвегию). Туда ушло более 37 млн тонн, что, конечно, заметно меньше, чем 64 млн тонн в 2021 году, но всё же лучше чем ничего. Из 27 млн тонн потерянных 5 млн забрала Турция, остальное пришлось перераспределять в восточном направлении.

В апреле 2022 года западные аналитики прогнозировали, что из-за сложности в переориентации российского угольного экспорта из Кузбасса и других сибирских регионов с западных портов на тихоокеанские ввиду ограниченной пропускной способности железных дорог, «около 30 млн тонн российского угля могут застрять» для внешних рынков. Некоторые объёмы российского экспортного угля, действительно, не поступили на внешний рынок. По данным министра угольной промышленности Кузбасса Олега Токарева, экспорт из Кузбасса, например, снизился на 14% или 19,5 млн тонн, составив в прошлом году 120,2 млн тонн (подробнее, см. интервью с Олегом Токаревым). Но тем не менее, и такой объём оказался значительным, и в целом, по данным таможенной статистики стран импортёров, в прошлом году они получили из России 201 млн тонн каменного угля против 211 млн в 2021 году. С учётом по-прежнему закрытой в ответ на санкции российской таможенной статистики оценить поставки за прошлый год бурого угля из России сложнее. Его экспортирует «Восточная горнорудная компания» с Сахалина, и в прошлом году она заявляла о планах отгрузки на экспорт 11 млн тонн.

Опять же как и предсказывали в апреле, введение эмбарго привело к серьёзному перераспределению потоков угля на мировом рынке, на европейский рынок уголь стал поступать из Австралии, Индонезии. Из последней до 2022 года экспорта практически не было, местный уголь невысокой калорийности, его основными рынками сбыта традиционно выступали страны Восточной и Южной Азии. Впервые в страны ЕС, особенно в Польшу (см. ниже) и в Германию, экспортировали уголь Танзания, Казахстан, Кыргызстан, даже Таджикистан и Ботсвана. Конечно, объёмы поставок этих экспортёров были незначительными, и даже Индонезия не сделала погоду на европейском рынке, но всё это показывало, что замена российского угля для ЕС оказалась не такой уж простой задачей. При этом именно странам, которые ввели антироссийское эмбарго, пришлось заплатить за это весьма высокую цену. Тогда как для российских экспортеров даже с учётом скидки, на которую они пошли для захода на новые рынки, цены на уголь значительно выросли к уровню 2021 года, обеспечив значительные доходы. Как сообщал в своем отчёте об исполнении областного бюджета в 2022 году зам председателя правительства – министр финансов Кузбасса Игорь Малахов, среднегодовые цены на энергетический уголь в прошлом году оказались выше уровня 2021 года в 2,5 раза, на коксующийся – в 1,6 раза. В течение прошлого года цена на энергетический уголь колебалась в пределах от 150 долларов за тонну в январе до 417 долларов в сентябре, как раз на следующий месяц после введения эмбарго.

Переплата и смог

С таким ростом цен всем импортерам угля, соответственно, пришлось переплачивать за него в прошлом году. В первую очередь Европе, но не только. Особенно с учётом того, что мировой спрос на уголь и его потребление в прошлом году вырос (вопреки прогнозам 2019-2020гг.), а импорт угля в ЕС в прошлом году подскочил на 18,3% и составил 126,8 млн тонн. То есть, фактически европейским импортёрам пришлось замещать не только российский импорт порядка 12-14 млн тонн в последние пять без малого месяцев 2022 года, но и добавлять ещё в связи с ростом спроса. В итоге, ЕС пришлось искать, находить и везти от других экспортёров по всему миру 32-34 млн тонн угля. В итоге из-за введения антироссийского эмбарго и необходимости перестройки мирового угольного рынка, перенаправления товарных потоков из западного и южного полушарий, и даже из тихоокеанского бассейна в Западную Европу европейские потребители угля существенно за него переплатили в прошлом году. Германия как крупнейший европейский импортёр угля была вынуждена  заплатить за ввезённый уголь в прошлом году 12,9 млрд долларов за 42,34 млн тонн (по 305,4 доллара за тонну) против 5,3 млрд долларов за 38,7 млн тонн (149,5 долларов за тонну) в 2021 году. Похожим образом увеличились расходы и других европейских импортёров. Для Великобритании, увеличившей импорт угля с 4,5 млн тонн в 2021 году до 6,6 млн в прошлом, цена на него выросла более чем вдвое – со 148 долларов за тонну до 294 долларов, для Франции в 2,3 раза – со 149 долларов за тонну до 347 при сохранившемся на уровне 8 млн тонн импорте.

Больше всего, выросли расходы на импортный уголь у Польши, которая отказалась от российского угля уже в апреле 2022 года, тогда как остальные страны ЕС продолжали его покупать вплоть до 9 августа. У неё оплата импорта угля выросла в 3,8 раза – с 1,5 млрд долларов до 5,7 млрд. В местной прессе это даже назвали «ценовым шоком», не объясняя его причины. И при этом ввоз вырос по объёму в 1,6 раза, до 20,2 млн тонн, ведь собственная добыча сократилась, и кроме того, как вынуждена была признать польская пресса замена российского угля из ЮАР, Колумбии и от других поставщиков оказалась худшего качества и ниже калорийностью, её пришлось завозить больше по массе.

Неприятной особенностью стало и то, что «импортируемый каменный уголь не мог быть полностью использован домохозяйствами, только 20-30% оказались пригодны для использования в бытовых печах», признавали польские СМИ (российский как раз шёл в бытовой сектор). Уже в декабре прошлого года в Польше стали массовыми жалобы на смог в связи с тем, что без российского угля, который шёл как раз на отопление частного сектора, домохозяйства были вынуждены массово сжигать уголь низкого качества или просто мусор. И несмотря на замену российских поставок углём худшего качества, цена его импорта выросла в прошлом году для Польши в 2,4 раза, с 118 долларов за 1 тонну до 280 долларов. Кстати, на третьем месте среди поставщиков угля в Польшу оказался по итогам прошлого года Казахстан с 3,1 млн тонн, которые, понятно, могли попасть импортёру только через Россию – либо напрямую по железной дороге, либо через порты Черного моря или Балтики.

Не только в Польше, но по всей Европе отказ от российского угля вызвал увеличение вредных выбросов в атмосферу, т. к. среднее содержание серы в импортном угле ЕС выросло с менее 1% до 1,4%, сообщила угольная ассоциация Eurocoal. И это произошло, несмотря на то, что эмбарго на российский угольный импорт стало действовать с 10 августа 2022 года, и большую часть прошлого года российский уголь продолжал поступать в Европу. А увеличение содержание серы обеспечил рост поставок угля из США. Да и уголь из ЮАР и Колумбии, из которых ЕС вынужден был нарастить поставки, имеет содержание серы лишь чуть ниже 1%. Казахстанский уголь мог бы выступить неплохой альтернативой российскому по качеству, содержание серы в нём в среднем 0,4%, но его оказалось недостаточно по количеству. Между тем, российский уголь поступал в Европу с содержание серы не более 0,3%. А ведь уже в апреле 2022 года при объявлении предстоящего эмбарго ЕС аналитики Bank of America предупреждали, что замена российскому углю из других стран, например, из Индонезии, «может помочь компенсировать потерю тоннажа из России», но «не компенсирует разницу в качестве». А ещё один из западных аналитиков предупреждал, что «российский уголь является самым доступным и дешёвым видом топлива в Европе, в частности, в Германии, наиболее подходящей спецификацией для электростанций с точки зрения теплотворной способности и содержания серы», и его запрет «станет серьёзной проблемой для покупателей ЕС». Так и случилось.

В конце июля 2023 года Международное энергетическое агентство в своем докладе о состоянии мирового угольного рынка отметило, что в прошлом году потребление угля в мире достигло своего исторического максимума в 8,3 млрд тонн, увеличившись на 3,3%. Поворот к угольной генерации, обеспечивший рост использования угля, был обусловлен «слабой выработкой электроэнергии на АЭС и ГЭС, в результате чего общая выработка электроэнергии на угле также составила рекордные 10,44 трлн кВт-часов». Более половины всего угля в мире использовал Китай – 4,52 млрд тонн. Что также стало рекордным показателем с ростом на 4,6%. В Индии потребление угля выросло на 6,9% и составило 1,15 млрд тонн. Потребление угля в ЕС увеличилось на 0,9%, до 448 млн тонн, в первую очередь за счёт выработки электроэнергии. Но больше всего, на 36%, до 201 млн тонн, вырос спрос на уголь в Индонезии, сделав её пятым потребителем угля в мире после КНР, Индии, США, где оно снизилось на 7%, и России. В то же время снизили потребление угля Вьетнам (на 4,2%), Корея (на 5,3%) и Тайвань (на 6,4%). В 2023 году по прогнозу МЭА общее потребление угля в мире вырастет уже не так значительно – на 0,4% – и составит 8,39 млрд тонн.
Результаты переориентации

Как отметил в интервью «А-П-Р» министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев, «спрос на уголь велик во всём мире, и в ближайшей перспективе массового отказа от него не прогнозируется». По его данным, экспорт кузбасского угля по итогам первого полугодия этого года составил 59,3 млн тонн, что на 0,7 млн больше, чем годом ранее. Рост при этом произошел при поставках в восточном направлении – на 1,2 млн тонн, до 26,8 млн, а вот через порты Северо-Запада экспорт сократился на 3 млн тонн, до 21,5 млн, а через порты Юга – на 0,5 млн тонн снизился, до 10,6 млн. Это увеличение прошло в контексте более широкого прироста всего российского угольного экспорта. Он вырос, по оценкам западных аналитиков, в первом полугодии 2023 года на 7% и составил по данным компании Kpler 89,2 млн тонн. Главными импортёрами выступили Китай, куда поставки угля из России выросли на 63%, до 37,2 млн тонн и Турция (+94%, до 10,5 млн). А вот импорт Японии сократился на 79% – до 1,1 млн тонн.

В первом полугодии 2023 года на фоне почти что отказа Японии от российского угля заметно увеличила закупки Южная Корея – на 34%, с 10,7 млн тонн год назад до 14,4 млн. По итогам второго квартала Россия вышла даже на первое место среди поставщиков угля для Кореи, опередив Австралию. При этом средняя стоимость российского угля на входе в Корею была не такой уж дисконтной – 192 доллара за тонну. Индия увеличила импорт российского угля за 5 месяцев (более поздних данных пока не опубликовано) в 2,8 раза – с 3,87 млн тонн до 10,79 млн. Стоимость импорта этого угля выросла в 1,83 раза – с 1,17 млрд долларов до 2,14 млрд. Таким образом, средняя цена российского угля при доставке в Индию сократилась с 303 долларов до 199 за тонну. При этом в мае Индия импортировала в 4 с лишним раза больше российского угля по сравнению с маем 2022 года – 2,9 млн тонн против 0,7 млн.

Среди прочих оставшихся или ставших недавно сравнительно крупными импортёрами российского угля за год угольного эмбарго можно отметить также Индонезию, которая сама будучи крупнейшим экспортёром угля за 5 месяцев текущего года увеличила ввоз угля из России в 2,7 раза, с 0,48 млн тонн до 1,29 млн, Тайвань, купивший за этот период 2,93 млн тонн российского угля (-15% год к году), Малайзию – 634 тыс. тонн импорта (-29%). Есть и другие, хотя и не такие крупные импортёры российского угля по всему миру – на Среднем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке и в Африке. Конечно, и там есть страны, которые вынуждены под западным давлением сокращать российский угольный импорт. Но поскольку полного его замещения не складывается, они все равно остаются покупателями недорогого и хорошего качества топлива из России. И хотя потеря европейского рынка была чувствительной для кузбасских угольщиков, переориентация на новых потребителей, точнее, на увеличение поставок некоторым из них, позволяет компаниям работать стабильно и прибыльно.

 


Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко