-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 30.05.2023

Разворот на восток и юг

Последние 15 месяцев экономика России и Кузбасса занята перестройкой. Заметно пришлось менять рынки сбыта экспортной продукции и получения импортной, перестраивать логистику и системы оплаты, налаживать работу с новыми поставщиками и подрядчиками, в том числе, на внутреннем рынке. Ведь оттуда с него ушли или заметно сократили своё присутствие многие российские подразделения ведущих западных компаний – производители техники и оборудования, сервисные центры.

Угольные горки

Оценивать развитие углепрома Кузбасса, действие компаний на внешних рынках и переориентацию в поставках необходимого для добычи угля оборудования и машин весьма непросто. В условиях санкций большинство угольных компаний воздерживаются от подробных сообщений по поводу новых инвестиционных проектов, закупок или даже простых производственных пусков, типа очередной добычной лавы. Иногда сообщают, но без деталей, чаще совсем не информируют общественность. По многим компаниям можно вообще не найти новостей по производству, лишь сообщения о социальных мероприятиях, праздниках, награждениях ветеранов или передовиков производства, о спортивных соревнованиях, конкурсах профессионального мастерства и т. п. К счастью, сохранилась практика информирования об экологических мероприятиях. Поэтому о состоянии дел в угольной отрасли Кузбасса, о её успехах и проблемах можно судить главным образом по сообщениям представителей региональной и федеральной властей и по данным государственной статистики.

В прошлом году добыча угля в регионе составила 223,6 млн тонн, сократившись против уровня 2021 года, 243,1 млн, на 8%, или 19,5 млн тонн. Поставка угля потребителям снизилась на 18,6 млн тонн, или на 9,3%, и составила 180,9 млн, в том числе, 120,2 млн тонн на экспорт (на 14% меньше). При этом во второй половине прошлого года шёл рост добычи, и в декабре 2022 года она уже выросла и к предыдущему периоду, и к декабрю прошлого года, составив 21,8 млн тонн. К началу нынешнего года такой показатель углепрома как добыча угля полностью вышел на уровень вполне благополучного и удачного 2021 года.

Как отмечает заместитель губернатора по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов, вызовы 2022 года стали серьёзным испытанием, поэтому объёмы добычи пришлось сократить, но при этом, несмотря на санкции и другие проблемы, инвестиции в отрасль составили в прошлом году 151 млрд рублей, что на 36,1 млрд рублей больше, чем годом ранее. Кроме того, по его словам, был поставлен рекорд по налоговым поступления в бюджет – область получила от угольщиков 121,9 млрд рублей налогов, что почти в 2 раза больше, чем в 2021 году, 68,1 млрд (подробнее см. интервью заместителя губернатора  Андрей Панов: «Угольные предприятия Кузбасса не останавливаются в своём развитии»).

В этом году весьма вероятно таких рекордных финансовых результатов угольщики не покажут, ведь в начале года добыча снова пошла вниз, поскольку согласно заявлениям властей Кузбасса, угольщики столкнулись с проблемами вывоза продукции на экспорт в восточном направлении (европейский рынок, как известно, закрылся от российских поставок с 15 августа прошлого года). В конце марта губернатор Сергей Цивилев доложил президенту России Владимиру Путину об отставании от плана вывоза кузбасского угля в восточном направлении на 7% или 710 тыс. тонн – 9,35 млн вместо 10,06 млн тонн, подчеркнув в очередной раз, что «вывоз угля – важнейший вопрос для Кузбасса, т. к. в связи с внешнеполитической ситуацией приоритетно наладить экспорт в восточном направлении». По соглашению между правительством Кузбасса и ОАО «РЖД», в 2023 году в восточном направлении предусмотрено вывезти в индикативном объёме не менее 55,1 млн тонн, в гарантированном объёме – не менее 53,1 млн. Соответственно, гарантированный вывоз угля на экспорт в первом квартале был запланирован в объёме 15,1 млн тонн.

Но уже через месяц отставание от плана было сокращено до 290 тыс. тонн, вывоз угля в восточном направлении за январь-март составил уже 14,8 млн тонн против запланированных 15,1 млн тонн. Об этом губернатор Кузбасса Сергей Цивилев сообщил на совещании с сибирскими угольщиками и представителями ОАО «РЖД» 18 апреля, подчеркнув, что «в этом году наряду с контролем строительных работ по Восточному полигону необходимо усилить контроль исполнения плана-графика вывоза угля в восточном направлении». Поскольку во втором и третьем кварталах «РЖД» проводит плановые ремонтные работы, и с вывозом угля могут возникнуть дополнительные проблемы. Заместитель гендиректора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило сообщил, что по итогам первого квартала 2023 года объём грузоперевозок составил 305 млн тонн, при этом внутрироссийские перевозки угля выросли на 1,5 млн тонн, но поскольку растёт отгрузка руды, зерна и контейнерных грузов, на железной дороге «очень высока конкуренция грузоперевозчиков». Тем не менее, он заверил, что свои обязательства железнодорожники планируют выполнять, а отставание по вывозу кузбасского угля в восточном направлении – выровнять во втором квартале.

Несмотря на снижение добычи угля в Кузбассе в январе-апреле 2023 года на 3%, тенденции адаптации к сложным изменившимся обстоятельствам налицо. Во-первых, в апреле углепром региона вернулся к росту, добыча составила 19,1 млн тонн, что уже соответствует уровню добычи первых месяцев прошлого года. Во-вторых, угольщики всё в большей степени ориентируются не на абстрактные объёмы добычи, а на конкретные возможности его поставок потребителям, в первую очередь на экспорт. Поэтому на фоне снижения добычи экспорт угля в сравнении с первыми месяцами прошлого года понемногу растёт (см. график №1).
 

Восточный вектор угольного экспорта из Кузбасса и других сибирских угольных регионов заявлен, по сути, как основное средство приспособления к изменившимся обстоятельствам на внешних рынках. На западном направлении исчез довольно существенный рынок ЕС и Украины (для Кузбасса более 48 млн тонн экспорта в 2021 году), часть импортёров на Атлантическом рынке сократили ввоз из России в прошлом году (например, Бразилия и Марокко, в совокупности на 5,3 млн тонн). Тогда как экономическое развитие стран Восточной и Южной Азии постоянно требует дополнительной энергии. А уголь – это самый доступный энергоноситель в мире. И такая ситуация сложилась уже давно, поэтому 27 марта 2021 года президент России Владимир Путин поручил поэтапно увеличить вывоз кузбасского угля в восточном направлении на экспорт по сравнению с уровнем 2020 года не менее чем на 30% к 2024 году. В 2021 году экспорт планировался в объёме 53 млн тонн, в 2022 году – 58 млн тонн, в 2023 году – 63 млн тонн и в 2024 году – 68 млн тонн. От уровня 2022 года на восток не вывезено на экспорт 10,1 млн тонн кузбасского угля. «Мы исходим из того, что поручение должно выполняться и необходимо обеспечивать плановые показатели», заявил Сергей Цивилев на совещании 18 апреля.

Восточное направление сбыта российского угля, а в нём и кузбасского, действительно, заметно выросло в прошлом году, компенсировав потери на западном направлении. В частности, поставки в Китай, по данным его таможенной статистики, выросли в прошлом году на 9,4 млн тонн (17,3%) и составили 64 млн тонн только каменного угля (был также импорт бурого). Дополнительная отгрузка в КНР полностью покрыла потерю такого заметного рынка в ЕС как Польша (8-9 млн тонн поставок в год). Корея увеличила импорт российского угля в 2022 году на 21%, до 26,5 млн тонн, а в целом страны Восточной и Южной Азии из числа дружественных стран (Корея к ним не относится) увеличили импорт угля из России почти на 16,4 млн тонн (14%), до 135,5 млн тонн. Здесь выделяется рост в 2,3 раза поставок угля в Индию, до 18 млн тонн. Конечно, «восточная» прибавка, к сожалению, не может полностью компенсировать потерю рынка ЕС, но на западном направлении, к счастью, есть Турция с быстро растущими энергетическим потребностями. В прошлом году поставки российского угля выросли в эту страну в 1,4 раза, до 19,7 млн. И эти 5,5 млн тонн компенсируют потерю таких рынков сбыта российского угля как Италия и Франция вместе взятые (см. диаграмму №1).
 

Правда, в прошлом году 7,5 месяцев экспорт российского угля продолжался вплоть до полного ввода эмбарго, а в этом году его нет совсем, но переориентацию на рынки за пределами Европы российские угольщики рассматривают как неизбежный процесс (вне зависимости от политических обстоятельств, санкций и эмбарго). Ведь энергетическая политика ЕС направлена на полный и довольно скорый отказ от угля, а затем и всех остальных видов ископаемого топлива, так что экспорт на этот рынок сокращался в любом случае. Как отметил в интервью китайскому изданию «Хуаньцю шибао» (в изложении РИА «Новости») генеральный директор крупнейшей угольной компании АО «СУЭК» Максим Басов, уход с западных рынков не оказался для компании неожиданным, угольный рынок Европы давно и неуклонно сжимался, прежде всего, в силу царивших там политических настроений отказа от применения угля в энергетике, поэтому минувший год только ускорил изменения в российском угольном экспорте. В таких обстоятельствах СУЭК развивает и ускоренно поставки в КНР, с наращиванием «экспорта, как за счёт увеличения морских отгрузок, так и развития сухопутного экспорта через погранпереходы, а для развития поставок и взаимодействия с китайскими потребителями создала дочернюю компания SUEK Shanghai Trading с центральным офисом в Шанхае и филиалами в Пекине и Харбине».

По итогам трёхдневных переговоров в Китае Максим Басов сообщил агентству ТАСС, что китайский рынок импорта угля превышает 300 млн тонн в год, Россия на нём вышла на второе место после Индонезии, и СУЭК намерена увеличить поставки угля в соседнюю страну до 50 млн тонн в год. При этом планирует предложить практически любой продукт калорийностью от 3 тыс. ккал/кг до 6 тыс., помимо своей продукции поставлять также уголь других российских производителей и из Индонезии, и разными способами, включая «большими судами в большие порты, маленькими судами в речные порты, в первую очередь на реке Янцзы, и через железнодорожные переходы». Представители других угольных компаний, в том числе, с кузбасскими подразделениями, признают, что даже из северных китайских провинций с собственной развитой добычей постоянно поступают запросы на поставки угля из России, причём различных видов, включая бурый.

Отдельный промышленный рост

О развороте всей промышленности Кузбасса, но уже не на новые экспортные рынки, а на открывшиеся дополнительные потребности внутреннего рынка, свидетельствуют результаты прошлого года. При общем падении промышленного производства в регионе на 3,7% (при росте на 3,9% в первом квартале 2022 года) заметный рост продемонстрировали отрасли, ориентированные на внутренний спрос. И он, судя по всему, вырос значительно. В частности, производство пищевых продуктов выросло в прошлом году на 6,4%, а в последний месяц года даже на 14,1%. В производстве машин и оборудования годовой рост составил 10%, а декабрьский 43,1%, в ремонте/монтаже машин и оборудования – 26% и 64%, соответственно. Вагоностроение выросло в декабре 2022 года на 68,1% и в результате смогло подрасти на 1,1% по итогам всего года.

Эта тенденция импортозамещения и удовлетворения растущего внутреннего спроса сохранилась и укрепилась уже в 2023 году. В марте промышленность Кузбасса вернулась к росту – на 1,2% по сравнению с мартом 2022 года. И хотя в целом за квартал отмечено падение на 2,1%, но нужно иметь в виду, что это снижение к уровню заметно подросшего первого квартала 2022 года (см. выше). И здесь нужно отметить, в первую очередь, что во всей обрабатывающей промышленности Кузбасса производство в первом квартале выросло на 3,8%. И снова оно быстрее всего росло в производстве пищевых продуктов – на 14,8% в первом квартале, в производстве машин и оборудования – на 66,4%, в ремонте/монтаже машин и оборудования – на 31,3, соответственно. Кроме того, рост в первом квартале был в химии – на 5,2%, в выпуске электротехнического оборудования – на 10,7%, а также в производстве готовых металлических изделий – на 5%.

Если брать показатели отдельных машиностроительных предприятий Кузбасса, то практически все из них заметно или даже очень резко увеличили свою выручку в прошлом году (конечно, она не всегда отражает рост физического производства, но, тем не менее, это важный и объективный показатель). Например, крупнейший машиностроительный завод региона – ООО «Сиб-Дамель» в Ленинске-Кузнецком – получил в 2022 году 5,4 млрд рублей выручки, на 17% больше, чем годом ранее. Кемеровские ООО «Торгинвест» и ООО «Перспективные технологии» увеличили выручку на 41%, до 3 млрд рублей, и в 2,9 раза, до 2,6 млрд рублей, соответственно. АО «Томусинский ремонтно-механический завод» в Междуреченске получило в прошлом году в 1,5 раза больше выручки, чем годом ранее (1,3 млрд рублей), старейшее предприятие отрасли – ОАО «Анжерский машиностроительный завод» – на 29% больше (2,1 млрд рублей), ООО «Киселевский завод горного оборудования» – также на 29% (609 млн рублей). Новокузнецкие ООО «Сибэлектро» и «Горный инструмент» нарастили выручку на 14% (до 2,6 млрд рублей) и в 2,4 раза (до 1,6 млрд), соответственно.
 


Объявленные закупки

Как отмечает заместитель губернатора Андрей Панов, кузбасские угольщики находят решение проблем с поставками нужного им оборудования и машин и за счёт использования отечественного оборудования, и налаживая импорт из Китая. Очевидно, что, несмотря на бурный рост машиностроительных отраслей, обслуживающих углепром Кузбасса и смежные отрасли (например, грузовые железнодорожные перевозки, для которых строятся и ремонтируются вагоны), его явно недостаточно для удовлетворения новых нужд потребителей. Когда их разом лишили поставок зарубежные компании. Даже те, что уже давно работают в России и имеют в ней свои производства, сократили присутствие на рынке (например, «дочка» японской Komatsu ООО «Комацу СНГ» уменьшила свою выручку в прошлом году на 25%). Очевидно, что и с нынешними высокими темпами производства и не только в Кузбассе, но и других регионах, отечественным производителям не под силу импортозаместить утраченные поставки. Поэтому угольщики Кузбасса обратились за замещение западных машин и оборудования к главной промышленной и экспортной державе мира – Китаю.

В прошлом году, по данным национальной таможенной статистики, КНР увеличила экспорт своей машинотехнической продукции в Россию не так уж и значительно – по стоимости до 16,9 млрд долларов, или на 15% при общем росте экспорта на 12% (а импорта из РФ – на 46%!). Однако рост экспорта различной горнодобывающей, горнотранспортной техники и оборудования оказался куда значительнее. Например, бульдозеров, экскаваторов, грейдеров и т. п. – в 2 раза, до 1,8 млрд долларов, горных машин, включая проходческие и очистные комбайны, на 85%, до 255 млн долларов, а ещё запчастей для этого оборудования и машин, а также двигателей внутреннего сгорания, и, конечно, различных грузовиков, включая специализированные горные (поставки выросли по стоимости с 355 млн долларов до 1,53 млрд, то есть, в 4,3 раза!). Кроме того, Китай выступил поставщиком автомобильных шин, включая для карьерных самосвалов.

Характерными в таких обстоятельствах стали, к примеру, закупки кузбасской угольной группы «Стройсервис». В конце марта она объявила о поступлении на свои предприятия первых для неё 10 фронтальных погрузчиков китайской компании Lonking. При этом самый первый из них для разреза «Березовский» был передан экипажу, который ранее более 5 лет работал на погрузчике уже европейской компании Liebherr. К моменту получения этой партии машин с начала нынешнего года предприятия группы получили универсальный погрузочно-транспортный мотовоз отечественного производства, 8 карьерных самосвалов «БелАЗ» из Беларуси, карьерный экскаватор SANY SY980H и 8 самосвалов Shacman X3000 из Китая.

Гендиректор «СУЭК» Максим Басов в интервью по итогам визита в Китай в середине апреля сообщил, что компания планирует увеличить поставки китайского горного оборудования в разы, заключив соответствующие долгосрочные контракты, и её «сотрудничество с Китаем будет расти и с точки зрения поставок в КНР, и с точки зрения приобретения оборудования из Китая. Поскольку со многими образцами китайской техники и оборудования кузбасские угольщики знакомы неплохо, а производители из КНР имеют в регионе свои представительства и сервисные подразделения, сотрудничество по линии замещения западных поставок восточными будет развиваться и дальше, помогая закрыть потребности углепрома.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко