-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 31.05.2018

Перспективы кузнецкого угля

Угольная промышленность Кузбасса выступает лидером экономики региона уже не один год по многим показателям. В ней самая большая занятость. Она – самый крупный инвестор. Она занимает первое место по объёмам выпуска товарной продукции. Она – крупнейший экспортер. Но важно также отметить, что кузбасский углепром ещё и самая гибкая и самая приспособленная к внешним условиям отрасль. В трудных условиях, в периоды кризиса отрасль не закрывает свои производства, даже не снижает добычу, не сокращает экспорт. Угольщики реагируют на негативные обстоятельства по-разному, в итоге сохраняя и основные производственные активы, и доли на рынке, и основные инвестиционные планы. Перспективы отрасли в значительной степени определяют и перспективы всего Кузбасса. Пока они выглядят неплохо, но всё может измениться, если сменится конъюнктура мирового рынка угля.
 
Время преодоления

Даже сложный период падения цен на уголь 2013-2016гг. (см. график №1) углепром Кузбасса прошёл без особых потерь. Основные производственные показатели отрасли в этот период нисколько не ухудшились – добыча продолжала расти, так же как и загрузка производственных мощностей (см. диаграмму «Углепром в период низких цен»). Конечно, не обошлось без проблем на отдельных предприятиях. На некоторых из них были введены процедуры банкротства, как например, на разрезе «Степановский» или шахте «Анжерская-Южная-2». Но это были скорее частные случаи, чем общая тенденция.

Безусловно, главным негативным следствием времени низких цен стало ухудшение финансового положения угольщиков. Оно было настолько значительным, что утянуло за собой всю экономику региона (см. таблицу «Финансовые показатели кузбасских предприятий»). Как можно видеть, с 2013 по 2016 годы компаниям углепрома пришлось трудно, особенно в 2014 году, когда сальдированный убыток в отрасли превысил 80 млрд рублей. По итогам этого года две трети угольных предприятий были убыточны, только просроченная кредиторская задолженность по итогам составила 79 млрд рублей. На следующий год она выросла еще на 20 млрд.

Сложно сказать, как бы вышла угольная промышленность Кузбасса из периода низких цен, убыточной работы и растущих долгов, но со второй половины 2016 года цены на уголь (и спрос на него) на мировом рынке постепенно стали расти. Затем восстановились и даже превысили уровень до 2013 года. Показательно, что сальдированный результат только 2016 года в углепроме составил 100 млрд рублей, в 3 раза больше, чем в 2012 году. Данных за прошлый год по угольной отрасли пока нет, но общий результат известен – рекордная сальдированная прибыль в 276 млрд рублей. С такой суммы и обеспечиваются рекордные поступления в областной бюджет за счёт налога на прибыль.
 
Внешние факторы

Давно уже не секрет, что Кузбасс добывает уголь не для себя и даже не для внутреннего российского рынка. Хотя, напомним, изначально промышленная разработка угля в Кузнецком бассейне была развернута для местных нужд – Транссибирской железной дороги, строящихся коксохимического и металлургического производств. Однако, в современную эпоху отрасль переориентировалась на мировой рынок, поскольку внутренние потребности в разы меньше производственных возможностей одного Кузбасса, не говоря уже о добыче в других регионах. В итоге, 60% всего кузбасского угля уходит на экспорт. Неудивительно, что именно внешние факторы определяют состояние дел в углепроме Кузбасса.

Причиной трудностей кузбасских угольщиков в 2013-2015гг. стали, безусловно, проблемы на мировом рынке энергоносителей, точнее, в Китае. Именно там переизбыток угля привел к резкому падению цен, затем спроса на импортный уголь, и к снижению мировых цен. В этот  момент были заключены Парижские климатические соглашения в декабре 2015 года. Они предусматривают сокращение выбросов тепловыми электростанциями на угле. Власти Кузбасса в ответ заявили, что падение цен на уголь, снижение доходов региона и другие неблагоприятные последствия вызваны не «китайским» фактором, а происками Запада. В декабре 2015 года губернатор Кузбасса Аман Тулеев заявил, что против угля на Западе развернули «настоящий крестовый поход», который нацелен на подрыв российского углепрома. Когда цены и доходы кузбасских угольщиков выросли в 2016-2017гг., он «вышел» из этой темы.

В тот момент, однако, действительно казалось, что перспективы развития угольной промышленности в России и в Кузбассе, неблагоприятны. Это отмечали представители государственных органов федеральной власти и самой отрасли, ученые, эксперты. Зам министра энергетики России Анатолий Яновский в Кемерове в феврале 2016 года говорил о сдаче позиций угля и в Европе, и в Китае, и в США, где в полтора раза упала доля угля в производстве электроэнергии, закрылось множество угольных электростанций и еще больше готовятся к закрытию. В таких обстоятельствах было совершенно неясно, зачем и куда растёт углепром Кузбасса.
 

Однако, все тот же «китайский» фактор привёл к полному развороту на рынке. Цены на уголь вновь начали расти, держатся на высоком уровне уже полтора года, останутся на нём в этом году и, вероятно, ещё какое-то время. Поддерживают их высокий спрос на уголь в странах Азии, помимо Китая, в Индии и в Юго-Восточной Азии. Поэтому в этом году мировая морская торговля углем вырастет, как ожидается, ещё на 48 млн тонн или 5% к уровню 2017 года, до 974 млн тонн. О такой оценке гонконгской Noble Group (мировой трейдер сырьевыми товарами) сообщало в начале этого года специализированное агенство Platts со ссылкой на оценки конференции Coaltrans в индийском Гоа. Глава отдела анализа Noble Resources International Родриго Эчеверри отмечал, что спрос на уголь двигают «новый строительный цикл» в Китае и ожидаемый в этом году 10-процентный рост выплавки стали в Индии. При этом он отмечал дефицит угля на мировом рынке в 10 млн тонн, поскольку только три поставщика – США, Индонезия и Россия – были в прошлом году в состоянии увеличить добычу.
 
Рост к новым рекордам

В прошлом году углепром Кузбасса установил очередной рекорд – предприятия отрасли выдали на-гора 241,5 млн тонн угля против 227,4 млн годом ранее (рост в 6,2%). И на этом останавливаться, судя по всему, не собираются. Объявленные на этот год планы компаний предусматривают дальнейшее поступательное развитие – освоение наличных запасов угля, рост добычи, приобретение новых угольных участков. 

Впрочем, у каждой компании свои особенности в объявленных планах, свои расчёты. Исходя из наличных и возможных потребителей, материальных и кадровых ресурсов, наличия или отсутствия каких-то производственных или иных мощностей. У некоторых компаний рост предусмотрен стратегией и конкретным планом, определенным этой стратегией в установленные сроки. Кому-то требуются недостающие мощности обогащения или напротив добычи. Кто-то рассчитывает на расширение экспорта в восточном направлении, кто-то в западном (см. таблицу «Планы кузбасских угольщиков в 2018 году»). Так или иначе, реализация заявленных планов приведёт к очередному рекорду.

Уже в начале февраля это признали власти Кузбасса. Добыча угля в 2018 году может увеличиться ещё на 6-8 млн тонн. Как сообщил журналистам 2 февраля первый заместитель губернатора Кузбасса Владимир Чернов, «мы исходим из того, что добыча сохранится примерно на том же уровне, что и в  прошлом году, а вырасти может еще на 6-8 млн тонн». Он объяснил предполагаемый рост восстановлением добычи на предприятиях угольной компании «Заречной», которая сильно сократила его в прошлом году из-за серьёзного внутреннего кризиса и последовавшего затем банкротства.

Ожидаемые инвестиции угольщиков Кузбасса в 2018 году составят не ниже 65 млрд рублей против 63 млрд рублей в прошлом году, сообщил в своем докладе на совещании по итогам работы углепрома региона в 2017 году заместитель губернатора по ТЭК и экологии Евгений Хлебунов. Из новых предприятий отрасли в этом году планируются пуски участка открытых горных работ Убинский-1 АО «Разрез «Шестаки», запуск проекта по освоению участка «Гусинский-Южный» на участке недр (поле шахты «Глушинская») ООО СП «Барзасское товарищество». Кроме того, запланирован пуск обогатительной фабрики на разрезе «Кийзасский» и начать строительство ещё трех фабрик.
 
Перспективы и сложности

Нужды нет указывать на то, что углепром Кузбасса давно уже прошел все пределы, которые устанавливали ему и региональные, и федеральные власти. Еще в 2004 году губернатор Аман Тулеев говорил об уровне добычи в 170 млн тонн, как о предельном уровне для региона (затем он повысил этот предел до 200 млн тонн, потом до 220 млн тонн) в силу экологических ограничений. Современная действующая стратегия развития ТЭК России до 2025 года предусматривает, что на уровень добычи в 240 млн тонн угля в год Кузбасс должен выйти в 2025 году.

До отставки и уже после неё Аман Тулеев объявлял протесты кузбассовцев, выступающих против расширения открытой добычи угля, раскачиванием ситуации, информационной, очернительской войной, в которой «раздувается любой негатив». Однако, новое руководство региона, хотя и признает углепром «локомотивом развития», может согласиться с введением некоторых ограничений на расширение добычи. По крайней мере, открытой и поблизости от населенных пунктов.

Пока кузбасские угольщики не замечают конкурентов из других регионов, ведь на долю Кузнецнего бассейна приходится 60% всей российской добычи угля и 78% экспорта. Хотя Аман Тулеев и обращал внимание на эту угрозу в апреле прошлого года, и её нельзя снимать со счетов. Почти в каждом крупном угольном регионе России, в Якутии, Хакасии, Хабаровском крае, на Сахалине реализуются крупные угольные проекты. Все они ориентированы на экспорт. К примеру, на Сахалине планируется увеличить добычу угля в 3 раза в ближайшие три года. В Хакасии реализуется программа тоже трехкратного роста до 2030 года, до 46 млн тонн годовой добычи. Заметное увеличение добычи угля происходит в Новосибирской области на месторождениях западного ответвления Кузнецкого бассейна.

А есть ещё абсолютно новые экспортно-ориентированные угольные проекты на Чукотке, на Камчатке и даже на Таймыре. В них уже привлечены значительные средства, проекты вплотную подошли к практической реализации. При этом все конкуренты обладают одним простым преимуществом перед Кузбассом – расположением ближе к мировому рынку. И при каждой поставке туда угольщики из этих регионов будут выигрывать у кузбасских конкурентов. Не исключено, что когда цены и спрос на внешнем рынке снизятся, этот выигрыш сыграет ключевую роль.
 
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко