-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 12.12.2017

НАЛОГИ 20•18: выход из тени?..

Татьяна Куприянова, генеральный директор ООО «Аудит-Оптим-К»
Татьяна Куприянова, генеральный директор ООО «Аудит-Оптим-К»
Налоги существовали во все времена.  Этот способ пополнения казны был и остаётся основным по сегодняшний день. Поэтому о налогах говорили, говорят и будут говорить. Тем более, накануне очередного финансового года – периода традиционного вступления в силу изменений в сфере налогов и налогообложения. И хотя 2017 г. на исходе, базовая платформа для внедрения ФНС России новых практик администрирования во многом определяется положениями Кодекса, обновленными в предшествующие периоды. В этом отношении результативность ФНС России не может остаться не замеченной: собираемость налогов растёт быстрее зарплат, прибыли и инфляции. За девять месяцев 2017 года сборы ФНС в консолидированный бюджет выросли на 19%, в федеральный – на 30%, пятая часть дополнительных сборов (286 млрд рублей) была обеспечена улучшением администрирования и стратегией максимально «бесконтактной» и цифровизированной работы с налогоплательщиком1. Достаточно вспомнить успешно реализуемую  ФНС технологию АСК НДС-2,  внедренную с января 2015 года.
 
Курс на сокращение теневого сектора

В основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 г. в составе структурной трансформации экономики  Министерством финансов России заложены мероприятия по сокращению теневого сектора. Основным инструментом бюджетной политики2  в этой сфере названо улучшение качества администрирования доходов бюджета за счёт создания системы, построенной на единой методологической и информационной основе. В этих целях запланирован:

•Полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС.

•Интеграция информационных сис-тем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов; создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до  реализации  конечному  потребителю.
 
Запуск (1 февраля 2018 года) пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификацией ввезённого товара путём присвоения ему уникальных классификационных признаков.

•Интеграция информационных массивов – запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении.

•Постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы.

•Международный автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.

•Цифровизация и интеграция всех источников информации и потоков данных в единое  информационное пространство с последующей автоматизацией её анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов данных.
 
Личная ответственность руководителей

В этом смысле  легкомысленное отношение к исполнению налоговых обязательств и недооценка контролирующего органа – уверенного пользователя технологии Больших данных, может стоить  не только потери бизнеса, но без преувеличения изъятия  личного имущества и свободы. 

Последние изменения налогового законодательства направлены на смещение акцентов ответственности на собственников бизнеса. Общество уже не отвечает по долгам только своим имуществом и уставным капиталом, с ликвидацией общества не происходит прекращение обязательств по уплате налогов, как это предусмотрено статьей 44 НК РФ –  фактически тихо произошла налоговая революция и направлена она на личную ответственность руководителей.

Изменения, которые внесены в первую часть Налогового Кодекса  в конце 2016 г. получили своё дальнейшее развитие и активно внедряются на практике в 2017 г. Пункт 2 статьи 45 Налогового Кодекса  допускает взыскание в судебном порядке недоимки, возникшей по итогам налоговой проверки за счёт зависимых лиц. К зависимым лицам Налоговый Кодекс относит как юридически зависимые  (дочерние)  общества, так и физические лица (обычно бенефициары, директора, главные бухгалтера).

На сегодняшний день практика применения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ значительно расширилась, и данная тенденция будет сохраняться в дальнейшем. Контролирующие органы активно внедряют для анализа  хозяйственной деятельности предприятий риск-ориентированный подход. Инструменты контроля налогового органа всё меньше зависят от квалификации конкретных исполнителей, активно используются цифровые технологии, внедряется интеграция товарных и денежных потоков, анализируется бизнес-периметр и анализ связей хозяйствующего субъекта, бенефициарного владельца, производится типизация схем уклонения от уплаты налогов.  Если на сегодня система АСК2 НДС позволила налоговому органу в кратчайшие сроки выявлять и нивелировать последствия взаимодействия бизнеса с недобросовестными контрагентами, то на сегодняшний день Центральный аппарат налогового органа ставит задачи по нейтрализации последствий для бюджета способов ведения бизнеса, которые по мнению налогового органа призваны минимизировать платежи в бюджет.

Термин «дробление бизнеса» прочно вошёл в практику. Фактически налоговый орган вменяет «номинальное» деление бизнеса, а основной целью собственников и руководства позиционируется снижение налогов. Чтобы этого избежать, необходимо чтобы бизнес был разделен не формально, а фактически – должна быть деловая экономическая цель ведения бизнеса обособленно, которая обусловленная технологическим особенностями, законодательством; у компаний должен быть разный штат сотрудников, разные юридические адреса, и адреса деятельности, руководство, бухгалтерия, контрагенты и т.п.
 
Запрет на уменьшение налогов

С 19 августа 2017 года напряжённости  в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами вне сомнения добавит новая статья 54.1 НК РФ, определившая  официальный запрет на уменьшение налогов с помощью схем и фирм-однодневок (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ). Теперь  законодательство разрешает учитывать любые расходы и вычеты, только если одновременно соблюдается два условия:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачёт (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Таким образом, для отказа в признании расходов и вычете НДС налоговому органу достаточно доказать один  из двух тезисов – об отсутствии разумной (деловой) цели у сделки либо о непричастности к выполнению сделки именно того поставщика (исполнителя), который указан в договоре поставки (работ, услуг). 

Обратите внимание, что сложившаяся с 2012 года судебная практика3, позволяющая признать в расходах для исчисления налога на прибыль затраты по сделке даже при наличии пороков первичных документов (исходя из расчетного размера действительного размера налоговой выгоды), с вступлением в силу  норм статьи 654.1 НК РФ – не работает. Об этом недвусмысленно указано в  Письме ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@.

Арсенал средств доказывания искажений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения у налоговых органов не изменился, однако претерпел изменения сам подход налогового органа к доказыванию – теперь акценты делаются:

- на недопустимости формального сбора компрометирующей информации о налогоплательщике и его контрагентах первого звена;

- на установлении умысла в действиях должностных лиц налогоплательщика,  ориентации стиля изложения решений по проверке, принятого при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного кодекса;

- как следствие, на ужесточении мер ответственности, включая наложение санкций в объеме 40% от сумм недоимки.

В этом плане соответствующие методические рекомендации были подробно освещены  в Письмах  ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ и от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@.

На этом фоне компаниям следует серьёзнее относиться к налоговым проверкам, анализировать свои финансово-хозяйственные операции и понимать, чем отступления от  Кодекса может обернуться для неё.
 
Итак, комплексный взгляд  на ожидаемые нас изменения в сфере налогового администрирования,  позволяет проследить весьма угадываемый вектор: налоговый учёт вводится под тотальный контроль государственных органов.

г. Кемерово, пр. Октябрьский, 2»Б», пом. 704
т. 8 (3842) 900-928, 900-924, факс: 8 (3842) 900-020
office@auditoptim.ru   •   http://auditoptim.ru
Справедливости ради стоит признать, что российскому бизнесу, увы,  характерно массовое искажение параметров, значительные масштабы неформальных практик на рынке труда, стремление скорее вывести деньги, нежели обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества. По мере «перезагрузки» налоговой системы и расширения возможностей налогового администрирования существенно возрастает риск повышения налогового пресса – переход из «серой» в «белую» зону может оказаться болезненным даже для добросовестных участников рынка. Хочется верить, что проводимая государством налоговая политика прорывных технологий в области администрирования  изменит бизнес исключительно в позитивном векторе: мошенники исчезнут, заключать сделки станет безопасно, неопределённости и неясности законодательства канут в лету, а новые настройки налоговых отношений не перейдут за границу конституционных  гарантий.
 

1Данные об итогах работы ФНС за январь—октябрь, обнародованные  службой после встречи главы ФНС Михаила Мишустина с президентом Владимиром Путиным накануне профессионального праздника службы — Дня работника налоговой службы (https://www.kommersant.ru).  
2Источник: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru
3Получившая широкое применение на основе Постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 года №2341/12
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко