-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 31.05.2017

Больше своего горно-шахтного

«Анжеромаш» в 2016 году увеличил чистую прибыль по РСБУ до 405,75 млн рублей, что в 11 раз превышает показатели 2015 года
Последние три года кузбасские машиностроители получили немало заказов на горно-шахтное оборудование, что позволило многим предприятиям успешно восстановить и даже увеличить производство. Эта тенденция, наметившаяся ещё в позапрошлом году, в начале нынешнего года проявилась ещё сильнее – в первом квартале производство в местном машиностроении выросло почти на 60%.
 
Тенденция роста

По данным Кемеровостата, индекс производства по виду «производство машин и оборудования» составил за 2016 год 119,8% к 2015 году, притом, что в 2015 году этот показатель равнялся 127,7% по отношению к предыдущему году. За первый квартал 2017 года индекс производства составил 159,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Отчёт Кемеровской таможни показывает, что за первый квартал 2017 года из Кемеровской области вырос и экспорт машиностроительной продукции, составив 4,96 млн долларов, что на 56% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

К примеру, ОАО «Анжерский машиностроительный завод» («Анжеромаш»), согласно отчёту, в 2016 году увеличило чистую прибыль по РСБУ до 405,75 млн рублей, что в 11 раз превышает показатели 2015 года. Выручка предприятия при этом увеличилась в 2 раза – до 977,4 млн рублей. Такой рост финансовых показателей руководство завода объясняет увеличением количества заказов на выпуск горно-шахтного оборудования (ГШО) в 2016 году, которое удвоилось по сравнению с 2015 годом. Стоит отметить, что горно-шахтная продукция «Анжеромаша» также экспортируется в Казахстан. В соседних российских регионах, например, Воркуте, предприятие побеждает на торгах польских и чешских производителей, но в самом Кузбассе у него заказов не так много, как могло бы быть.

Производить ГШО в Кемеровской области, по понятным причинам, стали и иностранные производители, которые ранее лишь продавали в регионе свою продукцию. Так, американская компания Komatsu Mining Corp. (ранее компания Joy Global Inc.) на базе своего сервисного центра, расположенного в Прокопьевском районе Кемеровской области, наладила производство самоходных электрических вагонов, предназначенных «для эксплуатации в повышенно агрессивной среде», то есть в шахтах. Грузоподъёмность вагона – 14 тонн, вместимость кузова – более 12 кубических метров. Корпус машины полностью изготовлен российскими специалистами
из российского металла, но двигатель и другие компоненты – импортного производства. Первый и пока единственный экземпляр данной продукции был представлен в июне 2016 года на XXIII-й Международной выставке «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке. Как рассказал генеральный директор ООО «Джой Глобал» Виктор Гордиевский, в 2016 году один такой экземпляр уже продан угольщикам. В 2017 году компания планирует произвести уже пять подобных машин. Кроме того, в планах наладить производство  проходческих комбайнов.

Начальник департамента промышленности Кемеровской области Сергей Карпунькин поясняет, что, в первую очередь, сегодняшний рост машиностроения в Кузбассе – это результат многолетней работы трудовых коллективов предприятий. «Машиностроители последовательно шли по пути повышения конкурентоспособности своей продукции и расширения перечня выпускаемых изделий, – говорит он. – Примечательной чертой в работе предприятий стала их проактивность. Это активность и ответственность, что вместе является необходимым условием для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы современности и продолжать успешную работу по повышению качества производимой продукции и оказываемого сервисного обслуживания. Во-вторых, мы наблюдаем ожидаемый результат от изменения условий ведения деятельности, которые для предприятий Кемеровской области являются внешними. Так, например, произошедшее изменение курса валют привело к тому, что цена оборудования, производимого за рубли, стала более привлекательной для предприятий, эксплуатирующих горно-шахтное оборудование. Также не стоит забывать, что у техники зарубежного производства помимо закупочной цены значительно возросла стоимость обслуживания и ремонта. Этим не преминули воспользоваться кузбасские машиностроители и существенно нарастили объём производимых запасных частей, а также услуг, оказываемых именно в сфере ремонта. Также необходимо отметить профессионализм, прозорливость и уверенность в собственных силах руководителей машиностроительных предприятий Кемеровской области. Их приверженность идеям непрерывного развития и модернизации позволяет предприятиям день за днем смело идти вперед и строить фундамент стабильности и динамичного развития в регионе».

Кроме того, Сергей Карпунькин отмечает, что угольные предприятия, готовящиеся к вводу в строй в 2017 году в значительной мере укомплектованы техникой, произведенной именно в Кузбассе. Речь в первую очередь о шахте имТихова в Ленинск-Кузнецком районе (входит в ООО «Кокс-Майнинг») и шахте «Увальная» (АО «Угольная компания «Сибирская») в Новокузнецком районе. В обоих случаях поставщиком ключевого технологического оборудования на эти предприятия стало ООО «Юргинский машиностроительный завод»  (Юрмаш).
 
Заказы растут, проблемы остаются

Однако происходящий рост производства происходит на фоне нерешенных проблем, в первую очередь, финансовых. Наиболее ярким примером здесь является флагман кузбасского машиностроения – ООО «Юргинский машиностроительный завод». С середины прошлого года завод увеличивает производство ГШО и другого оборудования, но проблем у него накопилось слишком много. В октябре прошлого года тогдашний генеральный директор Юрмаша Алексей Самоукин сообщал, что пока вся годовая производственная программа на 2016 год предусматривает выпуск готовой продукции на 2,8 млрд рублей. В том числе, на 1,4 млрд рублей горно-шахтного оборудования (ГШО), на 350 млн рублей – грузоподъёмных машин и специальной техники, на 250 млн – металлургической продукции, на 750 млн рублей – тепло- и электроэнергии с собственной ТЭЦ и других изделий. При этом коммерческая служба завода пытается привлечь заказов на конец 2016 года и начало 2017 года ещё на 2 млрд рублей. Для сравнения: за весь 2015 год предприятие выпустило продукции на 1,5 млрд рублей.

В январе 2017 года руководство Юрмаша заявило, что в декабре прошлого года, точно в намеченные сроки, завод завершил изготовление секций крепи механизированной для шахты «Грамотеинская» (заказ был на сумму 190 млн рублей) и продукция уже отгружена заказчику. В начале этого года полным ходом шли работы по выполнению заказа для шахты им. Тихова – производство секции крепи механизированной. Согласно договору, заказ должен быть выполнен до 15 марта. Всего должно быть изготовлено157 секций на сумму 82 млн рублей. По сведениям «А-П», в 2017 году объём производства на Юрмаше, как ожидается, увеличится на 40%.

К сожалению, все эти позитивные результаты не способны исправить сложное финансовое положение на заводе. Только кредиторская задолженность Юрмаша в октябре прошлого года составляла порядка 7 млрд рублей. В прошлом году Следственное управление СК России по Кемеровской области возбудило уголовное дело по факту невыплаты налогов на доходы физических лиц общей суммой более 42,9 миллионов рублей. К 24 марта 2017 года завод погасил все долги по зарплате. На 1 марта сумма долга составляла более 60 млн рублей. Однако в том же месяце вырос до 156,8 млн рублей объём задолженности Юрмаша перед газовой компанией «Газпром межрегионгаз Кемерово». Помимо прочего, «головной болью» завода является его собственная ТЭЦ, работающая не столько для собственных нужд, сколько на отопление Юрги, а компенсацию выпадающих доходов при нынешних тарифах на тепло предприятие не получает в полном объёме.

В середине марта на областном штабе по финансовому мониторингу администрации Кемеровской области тогда ещё и.о. гендиректора Юрмаша Игорь Чапаев (официально вступил в должность генерального директора ООО «Юргинский машиностроительный завод» с 1 апреля 2017 года) сообщил, что на предприятии подготовлено четыре варианта антикризисной программы, которые отправлены на утверждение в корпорацию «Уралвагонзавод» (УВЗ). Выбрав одну из этих программ, УВЗ должен утвердить её уже к лету 2017 года, но пока информация об этом отсутствует.
 
Импортозамещение: трезвый подход

Напомним, что в связи с внешнеполитическими и экономическими событиями последних лет в России стали много говорить об импортозамещении, в том числе в машиностроении. В Кузбассе для преодоления зависимости от импорта в машиностроении была создана межведомственная рабочая группа, площадка для взаимодействия машиностроителей и их основных потребителей – угольных компаний.

«Создание условий для прямого открытого общения стало фундаментом последующей конструктивной работы, – рассказывает Сергей Карпунькин. – В состав группы вошли представители бизнеса, науки, финансовой сферы, трудовых коллективов и администрации региона. Обозначив приоритеты в работе, нами было принято решение двигаться поступательно, придерживаясь принципа: «от простого к сложному». Это позволило быстро добиться первых результатов. Опыт и профессионализм руководителей предприятий в условиях быть услышанными широким кругом потенциальных партнеров, позволили в короткие сроки запустить ряд амбициозных проектов. На новый уровень вышло взаимодействие крупнейших предприятий отрасли. Компания «Объединенные машиностроительные технологии» («ОМТ», Киселевск) сегодня осуществляет ремонт силовой гидравлики, а также систем управления и основных узлов к комбайнам из Польши и Германии. В сентябре 2016 года «ОМТ» выполнило для «Распадской угольной компании» заказ на производство 10 комплектов гидравлических домкратов. Партия гидродомкратов была изготовлена для шахты «Осинниковская» и установлена на механизированной крепи польской фирмы «Глиник», вместо изношенных гидродомкратов польского производства. Также в 2016 году совместно с ООО «Сиб-Дамель» (Ленинск-Кузнецкий) в рамках программы по импортозамещению завод реализовал инвестиционный проект, направленный на импортозамещение взрывозащищенных электродвигателей. Так была собрана пробная партия из четырех электродвигателей и успешно завершены испытания, получен сертификат на продукцию. В 2017-2018 годах «ОМТ» планирует продолжить модернизацию производства и освоение новых видов продукции направленных на замещение импортного оборудования в Кузбассе».

При этом начальник департамента отмечает, что больших экономических результатов в этой сфере быстро получить не возможно. «Мы трезво оцениваем положение региона и его зависимость от продукции зарубежного производства, особенно в сегменте высокопроизводительной выемочно-погрузочной и горнотранспортной техники. Это многовекторная и очень разноплановая работа, затрагивающая широкий спектр отраслей промышленности: машиностроение, металлургию, химическую и лёгкую промышленность, – говорит он. – Результаты ведущейся масштабной работы, которая объединяет все заинтересованные стороны, не ограничивается только экономическим эффектом. Здесь необходимо вести речь о том, что регион имеет комплексный долгосрочный синергетический эффект. При этом важнейшую роль играет принципиальное понимание предприятиями важности текущего момента. Грамотная расстановка приоритетов, демонстрируемая руководителями предприятий, их ориентация на результат и готовность к модернизации производства, открывает широкие перспективы для промышленности региона. В сложившихся условиях уместно говорить о последовательном развитии в рамках выбранного курса на вытеснение импортной продукции качественными товарами собственного производства. Это, несомненно, один из наиболее важных достигнутых результатов. Предприятия обрабатывающей промышленности Кузбасса гибко и весьма отзывчиво реагируют на динамично изменяющиеся условия. Сигналы власти в адрес бизнеса о необходимости интенсифицировать работу по обеспечению страны продукцией своего производства и осложнение международной обстановки ожидаемо отразились на росте инвестиций в обрабатывающие отрасли на территории Кемеровской области».

Учитывая политические проблемы не только в глобальной политике, но и в самом регионе, скачки цен на уголь (в конце 2016 и начале 2017 годов цены на коксующийся уголь радовали, хоть и были нестабильными, но с марта нынешнего года вновь пошли вниз), прогнозировать дальнейшее развитие событий сейчас сложно. Остаётся только надеяться, что цены на кузбасский уголь вновь вырастут или хотя бы останутся стабильными, и угольные компании смогут больше инвестировать в модернизацию, закупать не только импортное, но и отечественное, кузбасское оборудование.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко