-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2016

Попытка экспорта

 
Удельный вес машиностроительной продукции в экспорте  Кемеровской области стабильно продолжает держаться на уровне 0,2%. Местные производители ищут и находят выход на мировые рынки, но, в силу множества причин, по-прежнему продолжают топтаться на месте.
 
Экспорт есть

По предварительным данным Кемеровской таможни, в первом полугодии 2016 года стоимостной объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств из Кемеровской области составил 7 900,2 тысячи долларов США. Это на 27,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Физический объём экспорта машиностроительной продукции из Кемеровской области в отчётный период составил 2216,8 тонн, что на 26,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

«Снижение стоимостного объёма, прежде всего, связано с нестабильной экономической ситуацией на внешнем рынке и падением общемировых цен. Вместе с тем, стоит отметить, что удельный вес продукции в стоимостном объёме экспорта в целом в январе-июне 2016 г. остаётся стабильным и составил 0,2%, как и в прошлом году», – прокомментировал ситуацию начальник Кемеровской таможни Дмитрий Колыханов.

Существенное влияние на снижение экспорта продукции машиностроения, по его словам, оказала, в том числе, девальвация тенге, что негативным образом отразилось на покупательской способности предпринимателей Казахстана. Это притом, что доля Казахстана в экспорте машин, оборудования и транспортных средств из Кемеровской области превышает 70%. Всего Кузбасс экспортирует машиностроительную продукцию в 17 стран. Большая часть оборудования, а это почти 90%, вывозится в Казахстан, Беларусь и США.

Если посмотреть статистику Кемеровской таможни за первые пять месяцев 2016 года, то окажется, что картина не такая уж удручающая, а даже наоборот. В стоимостном выражении экспорт машин, оборудования и транспортных средств из региона составил за январь-май этого года 7 815,6 тысяч долларов, что на 1,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, решающую роль в снижении показателей первого полугодия 2016 года сыграл июнь месяц. По информации, полученной «А-П» из неофициальных источников, в июне прошлого года был резкий рост из-за того, что крупную партию продукции отправил на экспорт один из местных производителей. Но, это была удачная разовая сделка, так что сокращение экспорта в июне 2016 года стало вполне ожидаемым и непоказательным для экономики в целом.

Что поставляем?

Как правило, на экспорт из Кузбасса поставляется горно-шахтное оборудование, оборудование для взвешивания, вагоны-цистерны всех типов, сельскохозяйственная техника и её части, оборудования для фильтрования, лифты и подъёмники, элеваторы и конвейеры непрерывного действия, погрузчики, насосы, двигатели переменного тока и прочее.

Так, ООО «Горный инструмент» последние два года расширяет работу со странами дальнего зарубежья и теперь поставляет свою продукцию в Турцию, Вьетнам, арабские страны. Доля экспорта в общем объёме производства пока незначительная (менее 10%), но в планах руководства компании за ближайшие 5-10 лет довести её до 50%.

«Научный потенциал и опыт работы с российскими предприятиями способствует развитию экспорта, наша продукция становится более конкурентоспособной на мировом рынке, – говорит руководитель экспортного направления ООО «Горный инструмент» Константин Попов. – Мировой рынок поделен между иностранными производителями, преимущественно американскими, китайскими и европейскими. Испытания показывают, что по качеству мы на уровне Европы и США. С ними, в основном, и боремся на внешних рынках, предлагая более выгодные условия. Кроме того, мы принимаем активное участие в подборе инструмента, изучая работу оборудования в конкретных горно-геологических условиях. Иногда инструмент разрабатывается специально для работы на конкретных предприятиях. Мы предлагаем не тот же самый товар, что у конкурентов, но по более низкой цене, а другой, более эффективный».

Одну из таких успешных сделок Горный инструмент заключил в мае этого года в Саудовской Аравии, в конкурсе обойдя американцев. «Успешно прошли испытания. Показали качество не хуже американского, при этом цена наша оказалась на 10% ниже. Что показательно – наш инструмент применяется там на американском оборудовании», – поясняет Константин Попов.

С прошлого года компания начала поставки во Вьетнам, потеснив там китайских конкурентов за счёт более высокого качества.

По производству забойных конвейеров достойную конкуренцию мировым лидерам, например Joy Global и DBT, не говоря уже о польских производителях, на мировом рынке способно составить ОАО «Анжеромаш». Но, сегодня кузбасское предприятие поставляет продукцию, из зарубежных стран, пока только в Казахстан. Была попытка пробиться на белорусский рынок, но она оказалась тщетной, в первую очередь, из-за протекционистской политики братского государства.

«В Казахстане наш основной покупатель – компания «АрселорМиттал», – рассказывает начальник отдела продаж ОАО «Анжеромаш» Константин Голдаев. – У них есть свои заводы, которые не загружены сегодня на полную мощность, поэтому компания часто вынуждена размещать  заказы у себя, чтобы не сокращать людей. Хотя, наше оборудование лучше качеством и порой даже дешевле».

В этой ситуации руководство «Анжеромаша» намерено, в первую очередь, потеснить мировых конкурентов на внутреннем рынке. Уже есть успехи в этом направлении за пределами региона. Например, в Воркуте кузбасские машиностроители смогли победить в конкурсном отборе польских и чешских производителей, в том числе за счет более высокого качества своей продукции, увеличения срока ее эксплуатации. В настоящее время предприятие загружено заказами из Воркуты. По итогам 2016 года ожидается двойное увеличение производства в сравнении с 2015 годом. А вот в родном регионе – Кузбассе продвижение «Анжеромаша» идет медленнее. Здесь многие угольщики упорно продолжают делать ставку на импортное оборудование.

«Зная все проблемы выхода на мировой рынок, мы сможем взять его только лучшим качеством, лучшей ценовой политикой, сделав продукт, способный не только удовлетворить сегодняшние пожелания угледобывающей компании, но и предвосхитить ее ожидания, – продолжает Константин Голдаев. – Мы работаем на будущее. Ещё пять лет назад наш завод специализировался только на производстве забойных конвейеров, перегружателей и дробилок. Увеличив ресурс своей техники, мы рисковали остаться без работы, поэтому за последние годы стали осваивать новые направления, наладили выпуск ленточных конвейеров. На рынке горно-шахтного оборудования, как и на автомобильном рынке, идёт жёсткая конкурентная борьба за счёт улучшения потребительских свойств. Но, к сожалению, здесь многое ещё зависит от личностных предпочтений руководящего состава компаний. Остаётся надеяться, что рынок ГШО однажды всё-таки станет более цивилизованным и те, кто принимает решения о покупке оборудования, будут делать это, основываясь не на каких-то политических соображениях или собственных меркантильных интересах, а сугубо на потребительских свойствах продукции».

Помимо горно-шахтного оборудования, кузбасские машиностроители также производят и экспортируют сельскохозяйственную технику. В частности, ООО «Агро» поставляет в Казахстан посевные комплексы «Кузбасс».

«В основном, продажи нашей продукции осуществляются через дилеров, – рассказывает и.о. директора по коммерции ООО «Агро» Денис Власкин. – Если удается найти надёжного партнёра, поставки идут стабильно. Кроме того, наша техника успешно продаётся там, где покупают отечественные тракторы. Например, наш дилер в Казахстане является также дилером «Петербургского тракторного завода». Они продали там большую партию «Кировцев» и вместе с ней «прицепом» – наши машины».

По словам Дениса Власкина, спрос на отечественную агротехнику в целом и кузбасскую в частности растёт с переменным успехом с 2012 года. И, хотя, 2015 год был рекордным по производству, в 2016 году компания «Агро» планирует выпустить продукции на 10-20% больше в сравнении с прошлым годом. Причин тому несколько. Связано это не только с повышением курса валют, антисанкциями, но и с  правительственной программой № 1432 (Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники»), созданием Таможенного Союза.

«Повышение цен на импортную технику в совокупности с Постановлением № 1432 заставило сельхозпроизводителей задуматься и начать закупать отечественную технику, – поясняет Денис Власкин. – Интерес к нам вырос и, если раньше сезон для нас был февраль-май, то сейчас он не закончился ещё. Перед озимым севом резко выросли продажи в южных и центральных регионах РФ. Сейчас закончится производство для них и начнется подготовка к озимой посевной в Сибири. С созданием Таможенного Союза значительно упростилась процедура оформления документации. Раньше особенно проблема возникала с запасными частями. Сейчас оформление документов стало более простым, и запчасти экспортируются в Казахстан без проблем».
 
Не замкнуться в себе

Несмотря на отдельные успехи на мировом рынке, на сегодняшний день экспорт не является приоритетным направлением для кузбасских машиностроителей, что не удивительно.

«Доля машиностроительной продукции в экспорте Кемеровской области всегда была незначительна, – отмечает заместитель председателя ТК 269 «Горное дело» Юрий Малахов. – И основная часть её приходилась на страны ближнего зарубежья, СНГ, а сейчас ЕврАзЭС, то есть на тот региональный рынок, где остались ещё хозяйственные связи. Учитывая сложное финансово-экономическое состояние наших машиностроителей, потенциала для роста экспорта в этом направлении пока не вижу. Изменить ситуацию без глубокой комплексной модернизации производства, без использования современных технологических решений и оборудования будет сложно. Для успешной конкуренции нужна основа для создания продукции с характеристиками «опережения». Для всего этого нужны инвестиции. Инвестировать в себя в существующих экономических условиях наши машиностроители позволить, к сожалению, не могут. Чтобы быть успешным экспортером, помимо модернизации производства под международные стандарты, нужно понимать, что для успеха мало выпускать просто качественную продукцию – требуются грамотный маркетинг, доступ к финансам, НR и управление персоналом. Продукция машиностроителей Кузбасса, поставляемая на экспорт, должна соответствовать ожиданиям заказчика по уровню качества, сервиса, ремонтного обслуживания и, конечно же, цене. Для достижения коммерческих результатов иностранные компании объединены в глобальные корпорации и стратегические альянсы. И конкурировать в таких условиях одиночным компаниям, в том числе и из Кузбасса, финансово затратно. Кроме того, нашим машиностроителям приходится конкурировать на их территории с глобальными мировыми корпорациями, региональными компаниями  по правилам, установленным  в стране назначения. В части технических требований и соответствий эти правила регламентируются региональными и международными стандартами. Для того чтобы иметь возможность поставки оборудования, необходимо проводить процедуры международной сертификации  продукции. В рамках таможенного союза эти правила изложены в единых технических регламентах, основанных на межгосударственных стандартах стран СНГ и национальных стандартах. В странах таможенного союза у нас единая система технического регулирования, единые требования к сертификации продукции. Поэтому в настоящее время нашим машиностроителям в рамках экспорта нужно сосредоточиться на рынок стран СНГ и отстаивать свои позиции на внутреннем рынке. Конкуренция с импортными поставщиками, укрепление позиций на внутреннем рынке позволят дать толчок и нарастить экспортный потенциал в будущем».

Однако приоритет внутреннего направления для кузбасских машиностроителей, по мнению экспертов, вовсе не означает, что им следует забыть про экспорт, наоборот, это направление следует изучать и осваивать, тем более что здесь есть не только проложенные, но и перспективные «тропы».

«Существующий опыт поставок оборудования из Кузбасса в разные страны говорит о том, что частные машиностроительные компании без всякой  поддержки от государства уже участвуют в мировом рынке и конкурентоспособны, – говорит директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» (АМК) Сергей Никитенко. – Да, поставки нашего оборудования не идут в Австралию или в Америку, где достаточно развиты машиностроение и горная промышленность. Но, речь может идти о странах, с которыми у России сегодня лояльные отношения. В первую очередь, это азиатский регион (страны СНГ, Индонезия, Индия, Вьетнам). Возобновить добычу угля пытаются Эстония и Германия. Грузия говорит об увеличении объёмов добычи. Мы совместно с ведущими специалистами из Института угля ФИЦ УУХ СО РАН посетили шахты в Индии и в Грузии. Можно отметить, что  уровень технологического развития шахт там примерно такой же, как у нас, и что наше оборудование там наиболее подходящее, так как по цене ниже, а по техническим характеристикам и качеству не уступает зарубежным аналогам. К тому же, нет необходимости закупать роботизированные комплексы, которые предлагают другие страны. С другой стороны, если мы говорим о программе импортозамещения, то она не должна сводиться к производству только того, что ранее завозилось к нам из-за рубежа. Необходимо осваивать также новую продукцию, исходя из экспортной ориентации. Внешний рынок предопределяет развитие машиностроения, впитывает новые технологии, новые материалы и участие в нем оздоравливает отрасль».

На сегодняшний день Ассоциация машиностроителей Кузбасса совместно с Федеральным исследовательским центром угля и углехимии СО РАН, машиностроительными предприятиями работает над реализацией трех крупных проектов, связанных с созданием нового оборудования, аналоги которого не производятся нигде в мире. В частности, одним из таких проектов, – механизированная крепь с управляемым площадным выпуском подкровельной и межслоевой толщи для отработки мощных пологих и наклонных угольных пластов или просто «шагающая крепь», – заинтересовалась индийская компания Coal India Limited. В декабре прошлого года кузбасские машиностроители при поддержке государства посетили крупнейшую в Индии выставку по горному делу и оборудованию. Там и завязался контакт.
«Индийцы заинтересовались предложениями из Кузбасса. Однако существует объективное ограничение: Coal India Limited – государственная компания и предпочитает работать только с госпредприятиями, а у нас нет ни одного государственного машзавода, – рассказывает Сергей Никитенко. – Но, мы нашли способ туда зайти с помощью, так сказать, «организационного ноу-хау». Индийцев предложенный вариант устроил, и в ближайшее время они собираются приехать к нам с делегацией. Так что переговоры продолжаются, и в перспективе открывается хороший рынок  для наших производителей в Индии».

В данном случае вариантом выхода на мировой рынок является кооперация, причем не только с российскими предприятиями, но и с зарубежными, в числе которых предприятия из Томской и Новосибирской областей, из Белоруссии и Германии.

«В этом году мы посетили Белоруссию, – продолжает директор НО «АМК». – Каждая страна вольна защищать свой рынок от импортных производителей и Президент республики Беларусь делает это активно, но в рамках закона. Из Белоруссии практически полностью вытеснили польских и немецких производителей, есть проблемы у наших, как и у белорусских в России, но всё это обсуждается. Сейчас мы ведём переговоры о кооперации в рамках Таможенного Союза по освоению выпуска горной техники. Угольные компании часто требуют от машиностроителей комплекс под ключ, а они предлагают, кто редуктор, кто конвейер. Если создать конгломерат производителей, в котором будут участвовать несколько предприятий, а заказчик получит возможность заказать сразу полный комплекс оборудования с надлежащим сервисным обслуживанием, таким путем наши предприятия могут поставлять свою продукцию и на внутренний рынок, и в третьи страны».

Таким образом, кузбасское машиностроение медленно, но верно пробивает себе дорогу на мировой рынок. По мнению экспертов, в силу объективных обстоятельств, связанных, в первую очередь, с внешней политической обстановкой и глобальной экономической ситуацией, экспорт для наших машиностроителей ещё долго будет оставаться в зоне небольших возможностей, но присматриваться к нему более пристально и искать новые пути для расширения экспансии уже стоит. Правда, делать это, для большей эффективности, лучше не в одиночку.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко