-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 26.08.2011

Долговременное значение

Опыт последнего экономического кризиса показал, что, какими бы сильными не были финансовые потрясения в мировой и российской экономике, какие бы попытки технологических изменений и инноваций не предпринимали российские и кузбасские власти, самыми значимыми в народнохозяйственном комплексе Кузбасса были и остаются угледобыча и металлургия.
 
Как бы не сокращались производство и занятость в этих основных отраслях, показатели ведущих их предприятий и в обозримом будущем недосягаемы для предприятий других отраслей. Конечно, быстрое развитие постиндустриальных отраслей экономики, таких как торговля, финансовая сфера, а также некоторые новые производства в промышленности, строительстве и на транспорте будут занимать всё большую долю в экономике региона. Но темпы её роста пока не позволяют рассчитывать на уменьшение значимости традиционных лидеров. Плюс последние события в сфере корпоративных слияний поспособствовали даже увеличению веса лидера нашего рейтинга. Теперь уже под новым именем.
 
История со структурой
Как видно из составленного по итогам 2010 года рейтинга (использованы данные отчётности применительно только к одному юридическому лицу, см. таблицу), ведущие позиции в нём занимают предприятия, основанные ещё в старую индустриальную эпоху. Некоторые из них, такие как кемеровский «Кокс» и «Новокузнецкий металлургический комбинат», начали строиться или проектироваться ещё в начале XX века, в «досоветскую» эпоху. В значительной степени именно тогда была заложена структура современной экономики Кузбасса, в первую очередь, как большого горно-металлургического комплекса. Под него, его развитие, причём на длительную перспективу, ещё до установления советской власти были разведаны и подготовлены к разработке основные месторождения угля и железной руды, построены или спроектированы главные железные дороги. В начальный период советской эпохи эти замыслы были реализованы в той или иной степени, затем к ним было добавлено несколько дополнительных проектов, которые сложно назвать обычными инвестиционными. Они были скорее форс-мажорными, поскольку были реализованы в годы Великой Отечественной войны. Так в Новокузнецке появились (что, соответственно, «перегрузило» окружающую среду и породило серьёзные экологические проблемы) алюминиевое и ферросплавное производства.
 
На НКМК (теперь уже опять бывшем) главным и практически
единственным проектом развития была и остается модернизация
рельсобалочного производства
 
Из послевоенных проектов, значение которых сохраняется и по сей день, следует отметить постройку Западно-Сибирского металлургического комбината всё в том же Новокузнецке (что лишило регион последних резервов воды в реке Томь) и Новокемеровского химического комбината (ныне ОАО «Азот»). Большинство других проектов послевоенного времени утратили своё значение полностью или в большей степени. Так некогда крупнейшее предприятие химической и легкой промышленности  — кемеровское «Химволокно» — условий работы в сложных рыночных условиях не выдержало и оказалось закрыто. А ведь сравнительно недавно, уже в современную эпоху на нём работало более 5 тысяч человек, оно имело градообразующее значение для Кемерова, было крупным потребителем сырья с ОАО «Азот» и поставщиком готовой продукции для многих предприятий шинной и резинотехнической промышленности России. Похожим образом исчез с карты кузбасской индустрии Беловский цинковый завод, одно из самых старых металлургических производств Кузбасса, также некогда градообразующее предприятие.
Тем не менее, следует признать, что горно-металлургический комплекс понёс сравнительно приемлемые потери. Помимо Беловского цинкового, да многочисленных золотых рудников и приисков, все остальные производства в том или ином виде сохранились и продолжают работать. Даже Салаирский горно-обогатительный комбинат (ныне подразделение угольной компании «Кузбассразрезуголь»), ещё несколько лет назад шедший, казалось, к неизбежному закрытию, продолжает работать, сменив специализацию со свинцово-цинковой на медную.
 
Перемены в металле
Конечно, за последние три года металлургия Кузбасса прошла путь, который в иное время пришлось бы идти десятилетиями. Жёсткие условия кризиса вынудили металлургов пойти на серьёзные сокращения — из производства были выведены многие агрегаты, уволено множество работников, логичным итогом сжатия отрасли стало ожидаемое слияние Новокузнецкого и Западно-Сибирского меткомбинатов. Результатом его стало увеличение и без того самого крупного предприятия Кемеровской области. Впрочем, нельзя не признать, что общее социально-экономическое значение и отрасли, и её отдельных производств заметно уменьшилось. И продолжает сокращаться.
Слияние ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» и ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» ожидалось ещё в прошлом году, фактически же движение к единому предприятию и единому производственному комплексу началось ещё раньше. Главной предпосылкой объединения стали, конечно, сокращения в НКМК — с закрытием в 2008-2009 году многих его производств в том числе, из металлургического комбината полного цикла он превратился в средних размеров передельный завод. И необходимость сохранения его в качестве самостоятельной бизнес-единицы в рамках одной группы предприятий на юге Кузбасса, контролируемых одним собственником, конечно, отпала.
В июне прошлого года на два комбината был назначен один управляющий директор. Тогда же в Новокузнецке пошли слухи о скором объединении предприятий, но они были опровергнуты. Однако, в сентябре «Евраз» подтвердил наличие планов объединения, «дальнейшей интеграции производственных цепочек, объединения логистики и сервисных функций (финансы, снабжение, сбыт)».
Тем не менее, объявление о предстоящем слиянии и обоснование его было сделано не компанией-собственником, а главой региона. В конце февраля это сделал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он напомнил о давнем зарождении идеи объединения, ещё в 70-е годы прошлого столетия, когда стала развиваться кооперация между предприятиями. Когда с КМК на Запсиб стали поставлять жидкий чугун в специальных миксерах по железной дороге, а в 1984 году был построен трубопровод для поставок кислорода с Запсиба на КМК. Губернатор говорил об общей сырьевой базе, на которой работают комбинаты — на кузнецких углях, железной руде Горной Шории и Хакасии, и о «переплетении» технологической цепочки двух предприятий в настоящее время.
В то же время существование в виде отдельных юрлиц со своими документооборотами, расчётными счетами, руководителями «усложняет работу, приводит к дублированию функций», вызывает «дополнительные финансовые затраты, которые напрямую сказываются на цене продукции», снижает её конкурентоспособность. «Главный резерв снижения издержек», соответственно, — «в объединении двух комбинатов в один», поскольку устраняются дублирующие функции, сокращаются непроизводительные расходы: на лицензирование одних и тех же видов деятельности, на управленческие работу и др. «За счёт этого себестоимость одной тонны стали может снизиться примерно на 500 рублей (при условии стабильности цены на железную руду)», — сообщил в феврале Аман Тулеев, что при общем объёме производства 8,5 млн тонн стали в год может дать общую экономию в 4,25 млрд рублей.
Получится ли такая экономия, покажет время, но очевидно, что одной из предпосылок к объединению стало неважное финансовое положение НКМК. Согласно годовому отчёту предприятия, в прошлом году оно работало с отрицательной рентабельностью (-2% против -4% в 2009 году), при этом себестоимость произведенной продукции составила 25,3 млрд рублей при выручке от её продаж — 24,8 млрд рублей. Хотя формально НКМК и получил чистую прибыль в 2010 году, но, вероятно, это произошло не за счёт производственной деятельности (в отчёте нет пояснений по этому поводу). Не исключено, что «разбавление» Запсиба бывшим КМК сделано для получения общего положительного финансового результата для двух предприятий, объединённых в одно. ЗСМК в прошлом году работал с рентабельностью +6%, и на 102,77 млрд рублей выручки у него пришлось 96,7 млрд рублей затрат.
В прошлом году металлургия Кузбасса вышла на докризисные уровни выпуска продукции. Тому способствовали и благоприятная внешняя конъюнктура, и постепенное восстановление внутреннего спроса. Однако дальнейшие планы развития действующие металлургические предприятия раскрывают мало. На Запсибе, как были запланированы в прошлом году, так и остались только проекты по реконструкции мелкосортных станов 250-1 и 250-2, и создание комплекса для использования пылеугольного топлива в доменных печах для снижения потребления кокса и отказа от применения природного газа. Строительство установки по вдуванию пылеугольного топлива началось в апреле нынешнего года.
На НКМК (теперь уже опять бывшем) главным и практически единственным проектом развития была и остается модернизация рельсобалочного производства. Первый её этап был завершён в октябре прошлого года. Реализация второго намечена на 2012 год. Ничего другого на площадке НКМК не намечается, весь объём запланированных на этот год капитальных вложений составляет всего 157 млн рублей, в том числе, 89 млн рублей на новое оборудование.
Если учесть, что помимо «стабилизации» инвестиционной активности происходило довольно быстрое сокращение занятости на Запсибе и НКМК (см. график), то неизбежно ожидать дальнейшего сокращения общего социально-экономического веса лидеров кузбасской индустрии. Меньше занятости на ОАО «Евраз Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (даже если учесть, что в результате вывода части служб комбинатов на аутсорсинг она фактически сохраняется) означает снижение привлекательности металлургических специальностей в вузах и средних специальных учебных заведениях и, соответственно, сокращение уже их производственных мощностей. Закрытие доменного производства бывшего КМК и сокращение производства чугуна означает снижение спроса, как на железорудное сырьё, так и на коксующийся уголь, и вот уже «Евраз Груп» объявляет о предстоящем закрытии Таштагольского рудника в составе «Евразруды». Формально причина этого в горных нарушениях, которые выводят из строя стволы рудника, но фактически в основе таких решений — отсутствие чётких намерений развивать рудную базу в Кузбассе в условиях, когда потребности в руде сокращаются.
На этом фоне результаты других ведущих предприятий металлургии региона, таких как ОАО «Кузнецкие ферросплавы» и ОАО «Гурьевский металлургический завод» (ГМЗ) выглядят несколько оптимистичнее. Оба предприятие не сократили, а увеличили занятость: «Кузнецкие ферросплавы» даже на 11%, с 3,7 тыс. человек до 4,1, ГМЗ — на 2%, до 1,7 тыс. человек. Конечно, по такому ключевому показателю как выручка эти предприятия не проходят в десятку самых значимых в Кузбассе, но развиваются они в тех же условиях, что и предприятия группы «Евраз», при этом, не уменьшая своего влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе, а, напротив, увеличивая его.
 
«Южный Кузбасс» превзошёл даже показатель выручки докризисного 2008 года
и вышел по нему на третье место среди промышленных предприятий региона
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко