-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 26.08.2011

Проверенным путём

Несмотря на сезонный спад социально-политической активности, кузбасские власти в последние три месяца старались не ослаблять своё внимание к отдельным отраслям промышленности и сферам бизнеса. Тактика при этом была выбрана опробованная: предоставление льгот предпринимателям и разработка долгосрочных отраслевых стратегий.
 
Лёгкая станет тяжелее
Лёгкая промышленность, ещё недавно считавшаяся «уделом» малого и среднего бизнеса, отраслью с малыми оборотами и такими же шансами заметно поправить дела, похоже, теперь воспринимается властями иначе. В ближайшие 15 лет доля местных производителей на рынке одежды и обуви в регионе должна вырасти минимум в 5 раз до 20%. Такие показатели, предусмотрены в стратегии развития лёгкой промышленности до 2025 года, которую коллегия обладминистрации приняла в мае. Впрочем, по словам представлявшего разработанную стратегию на заседании коллегии обладминистрации заместителя губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергея Кузнецова, принятый документ  — лишь ориентир. А «точный сценарий» — дело владельцев предприятий отрасли, которых в области сегодня 277. Причём более 80% предприятий — это малый бизнес. Это, как считает вице-губернатор, положительный фактор для развития. Малый бизнес более «мобилен», следовательно, в большей степени, чем крупные предприятия, способен к переменам.
По сравнению с советскими временами структура отрасли, даже после закрытия самых значимых производств  — камвольносуконного комбината в Ленинске-Кузнецком, трикотажного производства в Белове, швейной фабрики «Горнячка» в Прокопьевске и ряда других, поменялась кардинально. Если ещё лет пять назад на долю одного кемеровского «Ортона» приходилось до 70% общего производства в легпроме, то сегодня всё наоборот. Основную долю производства обеспечивают мелкие предприятия. Ситуация не изменится и после перепрофилирования бывшего кемеровского комбината шёлковых тканей  — нынешнего ОАО «Ортон».
 
Сергей Кузнецов, заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству
По мнению Сергея Кузнецов, основными задачами для власти и бизнеса в легпроме должно
стать импортозамещение, установление барьеров для контрафактной продукции с
одновременным принятием стимулирующих мер по развитию местного производства
 
По словам Светланы Чертан, гендиректора «Ортона», предприятие, которое с прошлого года полностью перешло на выпуск геосинтетических материалов, в следующем году выйдет на проектную мощность: по георешётке на 1,5 тыс. тонн в год, а по геотекстилю  — 9,4 тыс. тонн в год. Уже в 2015 году «Ортон» намерен увеличить выручку более чем на 60% по сравнению с планом на 2011 год, перешагнув планку в 1 млрд рублей год. Однако, в стратегии заложено, что в этот период «Ортон» должен занимать лишь четверть от общего объёма производства отрасли, которое запланировано на уровне 4 млрд рублей. А к 2025 году, как пояснил Сергей Кузнецов, объём отгруженной продукции предприятий лёгкой промышленности должен превысить 5 млрд рублей.
 
Владимир Васильев, руководитель крупнейшего компании «Кузбасслегпром»
По словам Владимира Васильева, в регионе уже фактически работает
кластер предприятий, способных разрабатывать и производить качественную,
отвечающую потребностям конкретного заказчика спецодежду
и средства защиты
 
Как считает вице-губернатора, основными задачами для власти и бизнеса в отрасли должно стать импортозамещение, установление барьеров для контрафактной продукции (по данным обладминистрации, доля нелегального импорта продукции лёгкой промышленности сравнима с легальным импортом и составляет порядка 40%) с одновременным принятием стимулирующих мер по развитию местного производства. Одним из перспективных рынков власти считают производство спецодежды. С такой позицией согласен руководитель крупнейшего производителя спецодежды в области, компании «Кузбасслегпром», Владимир Васильев. В регионе на базе компании, по его словам, уже фактически работает кластер предприятий, способных разрабатывать и производить качественную, отвечающую потребностям конкретного заказчика спецодежду и средства защиты. Сейчас же речь идёт о том, чтобы подключить органы власти и научные институты к совершенствованию законодательных норм для средств индивидуальной защиты. По его словам, идея развития кластера, поддержанная региональными властями, нашла отклик у иностранных партнёров «Кузбасслегпрома», готовых «заводить» в Кузбассе новые технологии.

В 2010 году, по данным обладминистрации, розничный товарооборот продукции лёгкой промышленности в регионе составил 33 млрд рублей. На долю местной продукции пришлось не более 4%. Всего предприятия отрасли выпустили товаров на 1,236 млрд рублей, что на 3,7% больше, чем в 2009 году. Удельный вес лёгкой промышленности в совокупном объёме ВРП — 0,2%. Доля в обрабатывающем производстве Кемеровской области — 0,4%. Численность занятых в текстильном и швейном производстве, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 9,2 тыс. человек, что составляет 0,7% от общей численности занятых в экономике области.

Нынешнюю ёмкость регионального рынка спецодежды Владимир Васильев в 1 млрд рублей в год. А перспективы его развития он предлагает считать, исходя из западных ориентиров: «Сегодня предприятие, скажем, на шахтёра тратит в среднем 3,5 тыс. рублей в год. Это деньги на средства индивидуальной защиты, спецодежду. Европейские же сопоставимые показатели — 20 тыс. рублей».
Относительно же большинства предприятий отрасли — компаний малого и среднего бизнеса, стратегией предусмотрено:
1). Развитие ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование разработки новых инновационных продуктов;
2). Содействие продвижению продукции лёгкой промышленности местного производства через товаропроводящие сети;
3). Проработка механизма введения в образовательных учреждениях Кемеровской области единой одежды для школы;
4). Обеспечение широкого применения новейших технологических направлений в области дизайна и конструирования изделий лёгкой промышленности;
5). Привлечения предприятий к участию в «Кузбасском региональном центре субконтрактации»;
6). Проведение исследования потребности в кадрах, формирование отраслевого заказа на специалистов.
А самой действенной мерой финансовой поддержки отрасли, судя по словам Сергея Кузнецова, будет предоставление налоговых льгот и других послаблений. Это уже применялось в отношении «Ортона». Проект по перепрофилированию производства предприятия был включён в список приоритетных инвестпроектов области. Это дало «Ортону возможность получать региональные льготы по налогам. В отношении же большинства предприятий отрасли, как считает вице-губернатор, необходимо активней применять «всё, что предусмотрено областным законодательством для малого бизнеса»: налоговые льготы, субсидирование процентных ставок банковских кредитов, компенсацию затрат на лизинговые операции. И, если область будет создавать благоприятные условия для бизнеса и привлечения в отрасль инвестиций (потребность в них оценивается не менее чем 100 млн рублей в год), то бизнес, уверен Сергей Кузнецов, будет заниматься внедрением инноваций и расширением производства.
Подобная логика уже нашла подтверждение. Новосибирский предприниматель Сергей Рыженков, гендиректор ООО «Винзиони» (VINZIONI) сообщил на заседании коллегии, что до конца года намерен запустить в Юрге новое швейное производство. Сейчас его фабрика в Бишкеке выпускает мужские костюмы и школьную форму. Как пояснил г-н Рыженков «Авант-ПАРТНЕРу», выгоды от дешёвой рабочей силы и технологического уровня фабрики в Киргизии (а это  — часть построенной перед развалом СССР фабрики) «съедаются» политическими рисками. Выпускать там мужские костюмы и школьную форму становится просто опасно. Когда же встал вопрос о выборе нового места для производства «возник Кузбасс». Потому что, как уверяет Сергей Рыженков, нигде он не нашёл таких благоприятных условий: кроме областных льгот он ожидает преференций от Юрги, где создана зона экономического благоприятствования. Ещё один плюс Юрги  — наличие подготовленных кадров: местный технологический колледж готовит техников швейного производства. В обладминистрации подчёркивают, что речь идёт о создании первого крупного швейного производства в регионе за последние годы, поэтому инициатива бизнеса будет всячески поддерживаться.
Сейчас предприниматель подбирает помещение для будущей фабрики. По его словам компания отказалась от варианта строительства «с нуля» и сейчас рассматривает предложения от частных владельцев помещений. Но рынок Кузбасса ООО «Винзиони» уже осваивает. Первый заказ получен на пошив одежды для одной юргинской школы.
Конкурентов в Сибири у новосибирцев, теперь уже почти «прописанных» в Кузбассе, по мужскому костюму нет. Никто не шьет и всевозрастную школьную форму. Потому покорение сибирского рынка русскими костюмами, сшитыми в Юрге, как считает Сергей Рыженков, вполне возможно. В первый год работы план для новой фабрики — продажи на уровне 100 млн рублей. «Костюм  — это своеобразная спецодежда для мужчин. Это пользуется стабильным спросом. Но сейчас мы имеем дело с перепродажей дешёвых турецких костюмов за 15-60 тыс. рублей. Это просто мародёрство, на мой взгляд. На самом деле такого класса костюм стоит 150 евро — 6 тыс. рублей. У нас получится за 4,5-6 тыс. рублей ГОСТовского качества. А рынок школьной формы растёт в России в геометрической прогрессии. Всё чаще родители, решая на собраниях в школах, в чём ходить их детям, отдают предпочтение форме. Исследования показывают, что одеть ребенка в школу стоит 6-8 тыс. рублей (я не беру совсем бедных людей). Наша форма  — в пределах 2 тыс. рублей: костюмы-тройки», — так объясняет предприниматель свои слагаемые успеха.
Руководитель кемеровской производственной компании «NARNI» Татьяна Кузнецова на это замечает, что пыталась реализовать проект по созданию в регионе крупного производства школьной формы и детской одежды. Однако с 2007 года её цех в Кемерове остановлен: большие кредиты, высокая конкуренция с импортным товаром, сокращение госзаказа подорвали экономику предприятия. По её мнению, ситуацию спасти может только приход в отрасль крупного инвестора, который будет заинтересован в развитии местных производств. В областной администрации признают, что сегодня несколько предприятий лёгкой промышленности испытывают серьёзные проблемы. Но, как пояснили «Авант-ПАРТНЕРу» в департаменте промышленности, торговли и предпринимательства, с той же компанией «Винзиони» сейчас работа выстраивается не только в плане организации производства в Юрге, но и налаживании отношений с действующими в Кузбассе предприятиями. Не исключено, что часть заказов компании может быть размещено на кузбасских фабриках. «Нужно исходить из имеющихся ресурсов. И работать в разных направлениях. Тогда будет результат»,  — считают в департаменте.
А глава «Кузбасслегпрома» Владимир Васильев отмечает, что в целом направления, обозначенные принятой областной стратегией, отвечают запросам отрасли. По его мнению, если всё заложенное будет реализовано «хотя бы на 30—40%, уже будет большой сдвиг».
 
Льготы приоритетам
Кузбасские власти, обозначив в начале года в качестве одного из основных приоритетов в развитии бизнеса поддержку деятельности по переработке отходов, в мае определились с формами такой поддержки. Совет народных депутатов принял закон, согласно которому с 1 января 2012 года переработчики отходов в Кузбассе будут получать налоговые преференции.
Сейчас, по данным обладминистрации, в регионе работаю менее трёх десятков предприятий, которые осуществляют первичную сортировку бытовых отходов, переработку отходов пластмасс, древесины, отработанных автомобильных шин, сбор отработанных масел, обезвреживание ртутьсодержащих ламп, медицинских отходов и т.д. Действующие переработчики, естественно, «не справляются со всем объёмом отходов в регионе. Между тем, учёными СибГИУ разработали целый ряд технологий, обеспечивающих переработку и обезвреживание широкого спектра отходов  — от многотоннажных промышленных до особо токсичных. Например, разработаны составы и технологии новых малоцементных и бесцементных вяжущих, мелкозернистых бетонов, закладочных смесей исключительно из вторичных ресурсов. Многие технологии внедрены или находятся в настоящее время на стадии разработки и внедрения. То есть можно ожидать появления новых предприятий. Чтобы стимулировать этот процесс и поддержать действующие производства и был принят такой закон»,  — пояснил замгубернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов (подробнее об этом читайте ст. «Отходные доходы»).
 
 
Короткий, всего в три статьи закон, установил переработчикам ставку в 13,5% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет (стандартная ставка 18%), обнулил налог на имущество (стандартная ставка 2,2%). Для предприятий, применяющих упрощённую систему налогообложения, ставка налога снижается в 3 раза с 15 до 5%. Ничего оригинального, впрочем, в этом нет. Такой же подход у властей к поддержке инвестиционных и инновационных проектов и отдельных предприятий. Так что, можно считать, что власти просто расширили льготный список за счёт компаний, занятых обработкой неметаллических отходов и лома (за исключением обработки драгоценных камней); производством цинка, свинца и олова методом электролитического рафинирования отходов и лома свинца, цинка и олова; уничтожением отходов методом сжигания или измельчения. Если эта деятельность занимает не менее 70% в выручке компании, она может претендовать на такие льготы.
Так же, льготами, в июле под занавес законодательного сезона, власти решили поддержать и бизнес, деятельность которого не раз становилась предметом критики — розничная продажа ГСМ. Но не целиком. Соответствующий закон, действие которого распространяются на правоотношения с 1 января текущего года, ориентирован на поддержку только независимых АЗС. По словам замгубернатора Сергея Кузнецова, пойти на такой шаг власти заставила ситуация с поставками ГСМ в регион, возникшая весной этого года.
 
Дмитрий Исламов, замгубернатора по экономике и региональному развитию
По мнению Дмитрия Исламова, закон, согласно которому переработчики
отходов в Кузбассе будут получать налоговые преференции, принят для того,
чтобы стимулировать процесс создания новых предприятий и поддержать
действующие производства
 
Напомним, в апреле в ряде регионов Сибири, в Кузбассе в том числе, сложилась критическая ситуация с обеспечением моторным топливом населения. Спровоцировало это, по мнению властей, введение в действие новых положений о реализации нефтеперерабатывающими заводами горюче-смазочных материалов на электронных биржевых площадках, а также увеличение экспорта нефтепродуктов для сдерживания цен на внутреннем рынке и повышение оптовых отпускных цен. В результате у предприятий, осуществляющих розничную продажу моторного топлива и не входящих в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) возникли проблемы с бесперебойным обеспечением своих заправочных станций моторным топливом, в том числе из-за несвоевременных регистрации и оформления документов для участия в биржевых торгах.
Независимые продавцы моторного топлива не в состоянии конкурировать с ВИНК, так как оптовая цена моторного топлива превышает предельно допустимую (рекомендованную департаментом цен и тарифов Кемеровской области) розничную цену, считают в обладминистрации. При этом в сравнении с соседними регионами, в Кемеровской области уровень розничных цен на моторное топливо существенно ниже. Что делает продажу ГСМ убыточной и непривлекательна ни для ВИНК, ни для независимых продавцов.
В то же время сейчас помимо того, что независимые АЗС лишаются альтернативы выбора поставщика моторного топлива, «создаются условия для недобросовестной конкуренции, поскольку очевидно, что ВИНК имеют возможность компенсировать убытки за счёт увеличения цен в других регионах России в сравнении с независимыми продавцами, для которых данная мера невозможна», — говорится в пояснительной записке к новому областному закону. Всё это в итоге сказывается на потребителе, т.к. ВИНК не готовы в полной мере заместить высвободившийся рынок. А строительство одной АЗС требует времени и значительных ресурсов. По оценке властей, строительство АЗС длится не менее 2 лет и стоит около 50 млн рублей. При таких обстоятельствах сохранение сети независимых продавцов является необходимым условием должного обеспечения региона моторным топливом, считает Сергей Кузнецов. По его мнению, налоговые послабления — это «необходимая, безотлагательная мера».
По расчётам областных властей, больше половины действующих в области АЗС подпадают под действие закона: розничную торговлю моторным топливом в Кемеровской области осуществляют 405 автозаправочные станции, из них 290 не входят в состав ВИНК. Но у претендентов на льготы не менее 70% выручке должна составлять реализация моторного топлива. Налоговые послабления для АЗС — такие же, как и для переработчиков отходов. Плюс к этому они освобождения от уплаты транспортного налога на автобензовозы.
По подсчётам обладминистрации, от снижения налоговой ставки налога на прибыль организаций бюджет не досчитается 6 млн рублей, налоговой ставки по налогу на имущество организаций — 1 млн рублей; налоговой ставки при применении упрощённой системы налогообложения — 934 тыс. рублей; от освобождения от уплаты транспортного налога — от 4 до 10 млн рублей. В оценках весомости такой поддержки бизнес разошёлся, потому что налоги, далеко не главная составляющая расходов этого бизнеса. К тому же несмотря на неоднократные претензии антимонополных органов к главным игрокам — структурам ВИНК — на рынке региона, ситуация с доминирующим положением этих компания не изменилась.
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко