-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 23.03.2011

На перспективу

Начало года, обещавшее сложности в экономике из-за роста ставок страховых взносов для работодателей и другими налоговыми новациями, на деле оказалось сравнительно благоприятным для региона. Общее оживление промышленности привело к увеличению налоговых поступлений. Как следствие, областные власти сосредоточились не только на текущей корректировке расходов, но и разработке стратегий развития различных отраслей на будущее. Впрочем, соответствующие документы в большей степени требование федерального центра, чем собственная инициатива региона.
 
Бюджет не так уж плох
По данным управления ФНС России по Кемеровской области, в январе поступления в консолидированный бюджет области (с учётом предприятий, переданных на налоговый учёт в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №3, №4, №5) налогов и сборов было собрано 8,1 млрд рублей, что на 0,5 млрд рублей (6,4%) больше, чем в январе 2011 года. В том числе, в федеральный бюджет, 3,2 млрд рублей (рост в 1,3 раза), в областной бюджет — 3,5 млрд рублей (в 1,7 раза), в бюджеты муниципальных образований  — 1,3 млрд рублей (рост на 13,8%). Причём рост налоговых поступлений был отмечен почти по всем статьям.
Основной рост, что естественно для региона с сырьевой экономикой, был обеспечен за счёт налога на прибыль: в консолидированный бюджет поступило 0,9 млрд рублей (рост в 2 раза к уровню января 2010 г.). Поступления по НДС, НДФЛ, НДПИ возросли соответственно в 1,3 раза, на 14,8% и 51,2%.
Тенденция получила продолжение и в феврале. В целом за первые два месяца 2011 года на территории области в консолидированный бюджет было мобилизовано налогов и сборов на сумму 13,7 млрд рублей, что в 1,3 раза больше чем в соответствующем периоде прошлого года. В том числе поступления в областной бюджет выросли на 36% (1,6 млрд рублей) составив 6,3 млрд рублей.
Уже в феврале такие благоприятные обстоятельства подвигли областные власти первый раз в этом году пересмотреть параметры бюджета региона на текущий год. Как сообщил на февральской сессии областного совета народных депутатов заместитель губернатора — начальник главного финансового управления Сергей Ващенко, в целом сумма налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с плановыми параметрами увеличена на 363,5 млн рублей, 350 млн рублей из которых «принёс» налог на прибыль. По словам Сергея Ващенко, показатели были увеличены на основании анализа спроса и предложения, а также цен на продукцию бюджетообразующих отраслей Кемеровской области. По сравнению с декабрём 2010 года цены на мировом рынке чёрного проката увеличились, по его данным, на 10%. А в настоящее время из-за наводнений в основных угледобывающих странах (Австралии и Колумбии) прогнозируется значительный рост цен на каменный уголь на мировом рынке. Всё это позволяет ожидать увеличения налогооблагаемой прибыли угольных и металлургических предприятий Кемеровской области, отметил замгубернатора.
Однако, как и в кризисное время, основная прибавка для областного бюджета — от федерального. Это 1,33 млрд рублей в виде субсидий, субвенций и безвозмездных трансфертов различные социальные выплаты, обеспечение лекарственными средствами, реализация мероприятий по занятости населения, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и т.д. Суммарно доходы бюджета на текущий год в феврале были увеличены на 1,721 млрд рублей. При этом расходы были повышены на 1,764 млрд рублей. Как пояснил заместитель председателя облсовета, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Александр Микельсон, средства, полученные из федерального бюджета, распределены строго по целевому назначению. А дополнительные доходы непосредственно областного бюджета будут направлены на капремонт Калтанского и Беловского филиалов ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Берёзовского психоневрологического интерната и социального приюта для детей и подростков г. Мариинска, на софинансирование оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Самые значительные дополнительные выплаты (289 млн рублей) предусмотрены на стимулирование труда воспитателей и дошкольных учреждениях и на содержание ребёнка в семье опекуна и приёмной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приёмному родителю (180,4 млн рублей). Увеличен и объём финансирования (в целом на 494,9 млн рублей) на реализацию некоторых долгосрочных целевых программ: «Жилище» — 300 млн рублей для улучшения жилищных условий работникам УВД, спортсменам-олимпийцам, юниорам — победителям первенства мира по хоккею и молодожёнам; «Оптимизация развития транспорта»  — 150 млн рублей для приобретения подвижного состава для государственных муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий Кемеровской области; «Чистая вода» — 30 млн рублей для реконструкции гидротехнических сооружений на водозаборе реки Яя; «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности энергосбережения на территории КО» — 30 млн рублей; «Здоровье кузбассовцев» — 15 млн рублей и т.д.
В итоге на сегодня общие параметры бюджета на 2011 год выглядят следующим образом: доходы — 67 млрд 878,5 млн рублей, расходы — 74 млрд 748,9 млн рублей. Дефицит бюджета — 6 870,4 млрд рублей хоть и был увеличен на 43,2 млн рублей, но по прежнему составляет 11,6% от уровня собственных дохода региона.
 
Александр Микельсон, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Сергей Ващенко, заместитель губернатора — начальник главного финансового управления
По словам Александра Микельсона, средства, полученные из федерального бюджета, распределены строго по целевому назначению
 
Сергей Ващенко призывает подождать итогов работы региона хотя бы в первом квартале, чтобы сделать выводы о состоянии экономики, а соответственно, и бюджета области
 
На подъёме о будущем?
Сергей Ващенко сегодня призывает подождать итогов работы региона хотя бы в первом квартале, чтобы сделать выводы о состоянии экономики, а соответственно, и бюджета области. Впрочем, если судить по соглашениям о сотрудничестве на 2011 год, которые крупные компании, работающие в регионе, заключали с областной администрацией, от главных налогоплательщиков в текущем году стоит ожидать только роста налоговых платежей.
На таком фоне областные власти 1 февраля презентовали один из основных стратегических документов до 2025 года — стратегию развития строительного комплекса Кузбасса. По словам заместителя губернатора по строительству Антона Сибиля, ещё в ноябре прошлого года в Министерстве регионального развития РФ была защищена комплексная программа «Развитие жилищного строительства в Кемеровской области на 2011-2015 годы». Наличие этой программы, пояснил замгубернатора, позволяет Кузбассу рассчитывать на поддержку федерального центра в рамках целевой программы «Жилище».
Показатели, утверждённые в документе, более чем амбициозные. В ближайшие 5 лет в Кузбассе планируется построить 6,5 млн кв. метров жилья, благодаря этому жилищные условия должны улучшить более 130 тыс. семей (или 4,6% населения области). Темпы строительства (из расчёта на год по сравнению с нынешними показателями) должны вырасти в 1,6 раза, уровень обеспеченности жильём – вырасти с 21,3 до 23,5 кв. метров. При этом в регионе должно вводиться жилья из расчёта не менее 1 кв. м на человека в год. Таковы требования федерального центра, отметил Антон Сибиль.
Оценивая возможности региона достичь всех этих показателей, замгубернатора отметил, что уже сегодня в области есть «задел для строительств в общей сложности 6,150 млн кв. метров жилья в многоквартирных домах. В одном только Кемерове речь идёт о шести площадках на 1,6 млн кв. м, в Новокузнецке – о пяти площадках на 950 тыс. кв. м. Плюс 30 площадок под малоэтажную застройку в целом на 2,5 млн кв. м». Однако с источниками финансирования всё сложнее. Всего на реализацию программы потребуется порядка 150 млрд рублей. Лишь 27 млрд рублей из них  — из федерального, областного и местного бюджетов. При этом область намерена придерживаться политики стимулирования граждан к приобретению жилья: бюджетные средства предполагается направлять главным образом на жилищные кредиты и субсидии.
 
В январе облсовет решил поддержать бизнес, который будет заниматься развитием инфраструктуры в зонах экономического благоприятствования (ЗЭБ) туристско-рекреационного типа. Депутаты приняли закон, расширяющий виды деятельности участников ЗЭБ. Наряду с деятельностью, ориентированной на строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, устанавливается вид деятельности, ориентированный на строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры, которая используется для обслуживания объектов туриндустрии. Сейчас такая ЗЭБ создана в Таштагольском районе.
 
Основные же средства на реализацию программы должны быть привлечены из внебюджетных источников. Главным же инструментом, по мнению Антона Сибиля должна стать ипотека. После презентации программы руководителей банков-лидеров ипотечного рынка области, отвечая на вопросы журналистов, неофициально заявляли, что знакомы с программой и в целом одобряют заложенную в ней тактику и стратегию. Ставку на ипотеку, которая заложена в документе, банкиры считают верной. Однако расходятся в оценках того, когда можно будет говорить о новом ипотечном буме. Одних усилий банков по либерализации ипотечных программ, не достаточно, нужны не только окончательная стабилизация экономики региона после кризиса, но существенный рост доходов населения. Пока же банкам сложно найти «хороших» заёмщиков.
Участники строительного рынка тоже были не слишком оптимистичны в отношении стратегии развития жилищного комплекса. Отсутствие инженерной инфраструктуры для комплексной застройки, дефицит кадров, низкая стоимость квадратного метра жилья, которое строится по бюджетным программам, сложности с получением разрешительной документации, усилившаяся после кризиса монополизация строительного рынка. Эти проблемы, как считают представители компаний-застройщиков, сегодня сдерживают развитие строительства.
Антон Сибиль признаёт, что пока ещё низкая платёжеспособность населения является сдерживающим фактором в жилищном строительстве. Согласен он и с претензиями застройщиков относительно инженерной инфраструктуры, добавляя к этому высокую стоимость подключения к сетям. В самой же строительной отрасли высок процент износа основных фондов и низкая производительность труда. На вопрос же о том, как же при этих обстоятельствах добиться роста объёмов строительства, замгубернатора отвечает, что уже к 2013 году региональные власти хотят добиться завершения формирования градостроительной документации на территориях и разработки проектов планировки новых площадок. Выработка механизмов государственно-частного партнёрства, создание правовой и нормативной базы для развития новых и совершенствования действующих институтов жилищного рынка, устранению административных барьеров Антон Сибиль считает основными задачами власти на предстоящие годы.
 
 
Задачу наращивания доли малого и среднего бизнеса в экономике региона для областных и для местных властей поставил в начале года замгубернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов. Выступая в конце января на депутатских слушаниях в облсовете, замгубернатора оценил на «неудовлетворительно» работу по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса на местах. Несмотря на то, что вес малого бизнеса в экономике Кузбасса в прошлом году вырос (доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте составила в прошлом году 11,3%, по сравнению с 10,8% в 2009 и 10,3% в 2008 годах) и количество предприятий выросло на 2% до 26,5 тысяч, замгубернатора считает, что далеко не везде в Кузбассе поддержке малого бизнеса уделяется должное внимание. «Сегодня в малом бизнесе работает каждый четвёртый кузбассовец или 28,5% от общей численности занятых в экономике области. Впрочем, на мой взгляд, должно быть ещё больше, не менее 40% от всех занятых», — заявил он «Авант-ПАРТНЕРу».
 
Сергей Кузнецов, замгубернатор по промышленности, транспорту и предпринимательству Дмитрий Исламов, заместитель губернатора по экономике и региональному развитию
Сергей Кузнецов полагает, что именно в городах и районах должны быть сосредоточены основные первоначальные меры поддержки бизнеса – микрокредитование, консультирование и т.д.
Как отметил Дмитрий Исламов, в Кемерове и Новокузнецке нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов уже превышены
 
 
Сергей Кузнецов полагает, что именно в городах и районах должны быть сосредоточены основные первоначальные меры поддержки бизнеса — микрокредитование, консультирование и т.д. А на областной уровень за поддержкой должны выводиться проекты, требующие более серьёзного финансирования. Сейчас же в городах по факту программы поддержки малого бизнеса финансируются если не по остаточному принципу, то крайне скудно. Но речь не только финансовой помощи. «Господдержка должна стать настоящим «экономическим коридором» для малого бизнеса. Через центры поддержки предпринимательства нужно, и мы стараемся это делать, не просто давать бесплатные консультации, а учить начинающих предпринимателей формировать бизнес-идеи, готовить экономические расчёты, технико-экономические обоснования, комплексные программы развития бизнеса, составлять бизнес-планы для старт-апа. Более того, специалисты центров поддержки предпринимательства могут выступать адвокатами при защите интересов начинающих бизнесменов в режиме работы центра «одного окна», а при случае выступать своего рода омбудсменами  — защитниками прав — представителей малого бизнеса», — отметил Сергей Кузнецов.
Говоря же о программе поддержки бизнеса непосредственно на 2011 год, замгубернатора пояснил, что это — комплекс мер, направленных на популяризацию рационального развития и поддержку малого бизнеса. Областные власти, по его словам, разработали механизм субсидирования муниципальных программ в соотношении 60 на 40 в пользу областного бюджета. «Каждая муниципальная программа развития бизнеса должна стать инвестиционным периодом, в течение которого капиталовложения будут оказывать воздействие на производственный процесс малого и среднего бизнеса в Кузбассе в его широком значении», — отметил Сергей Кузнецов.
Впрочем, областная поддержка пока, мягко говоря, не поражает масштабами. На помощь муниципалитетам в развитии малого бизнеса в областной программе запланировали 20 млн рублей. Хотя при этом сохранены льготные займы, поручительство по кредитам и лизингу, поддержка инноваций и работы малого бизнеса на аутсорсинге у крупных предприятий, развитие ремёсел. На это предусмотрено 10,3 млн рублей, ещё 23,3 млн рублей — на создание, развитие и оснащение региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Что даст такой подход, пока не ясно, — в городах и районах не спешили пересматривать программы поддержки малого и среднего бизнеса. А тем более — разрабатывать муниципальные программы развития торговли. А в области, между тем, был принят закон «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». Как пояснил представлявший законопроект депутатам облсовета заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов, с одной стороны, документ — всего лишь реализация полномочий, предоставленных субъекту федерации. С другой — установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов необходимо для разработки документов территориального планирования, генеральных планов, региональных и муниципальных программ развития торговли, схем размещения нестационарных торговых объектов.
 
Николая Шатилова, председатель облсовета
По мнению Николая Шатилова, типовые формы договора управления многоквартирным домом и квитанции оплаты за жилищно-коммунальные услуги позволят хотя бы понимать, кто и за что платит
 
При расчёте нормативов для всех городов и районов области за основу в законе были взяты базовые показатели минимальной обеспеченности населения по Российской Федерации и применён региональный корректирующий коэффициент, рассчитанный на основании статистических данных в целом по области, а также по городским округам и муниципальным районам за 2009 год (розничный товарооборот на душу населения, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг и др.). Такова специальная методика, утверждённая правительством РФ, пояснил Дмитрий Исламов. Согласно закону, общий норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Кемеровской области в целом, а также для входящих в ее состав муниципальных образований, установлен в размере 542 кв. м на 1 тыс. человек, для продажи продовольственных товаров — 165 кв. м на 1 тыс. человек, для продажи непродовольственных товаров — 377 кв. м на 1 тыс. человек. Для сравнения в среднем по России базовый показатель обеспеченности для продажи продовольственных товаров установлен на уровне 159 кв. м на 1 тыс. человек, непродовольственных — 362 кв. м на 1 тыс. человек. Как отметил Дмитрий Исламов, в частности, в Кемерове и Новокузнецке установленные показатели (общие нормативы 712 и 643 кв. м на 1 тысячу человек) уже превышены.
Местным властям, видимо, придётся теперь учитывать позицию областных властей и в отношении другого бизнеса  — управляющих компаний в сфере ЖКХ. После длительных обсуждений проблем, связанных с деятельностью управляющих компаний комитет по вопросам промышленной политики и предпринимательской деятельности облсовета совместно с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области разработал типовые формы договора управления многоквартирным домом и квитанции оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Введение единого платёжного документа (типовой формы квитанции) для всех жителей области, как считают чиновники и депутаты, является необходимым условием достижения целей реформы ЖКХ, обеспечения прозрачности в работе организаций коммунального комплекса. Суть документа — это удобство для потребителей и прозрачность начисляемых сумм за коммунальные платежи и жилищные услуги. А типовой договор позволит сдерживать амбиции управляющих компаний, полагают разработчики. Форма платёжного документа и типовой договор рекомендованы к внедрению во всех территориях. По мнению председателя облсовета Николая Шатилова, оба документа позволят хотя бы понимать, кто и за что платит.

 


Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко