|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010
В кризисной обстановке торговля быстрее и точнее других отраслей реагирует на ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, ведь результаты её работы напрямую зависят от каждодневного потребления населения. И при падении его доходов именно розница сразу же сокращает свои обороты. Ритейлеры по-разному отвечают на такие негативные перемены. Кто-то вынужден снижать свой оборот вслед за потребителем, кого-то такие сокращения разоряют, а кого-то, напротив, делают сильнее, ведь кризис — это всегда новые возможности.
По данным территориального органа Федеральной службы госстатистики (Кемеровстата), весь прошлый год реальные доходы населения Кузбасса падали. Сокращение сразу на 16% к аналогичному уровню 2008 года было отмечено уже в январе 2009-го, в первом полугодии прошлого года оно составило в итоге 11%, что нашло своё отражение и в сокращении розничного товарооборота. В первом полугодии, по данным областного департамента потребительского рынка и поддержки предпринимательства, оно составило 17%, т.е. даже больше, чем падение доходов покупателей. Падение доходов населения продолжилось и во втором полугодии 2009 года, несмотря на то, что базовые отрасли кузбасской индустрии стали понемногу восстанавливать производство. В результате, во второй половине лета снижение доходов населения составило уже 23%, а в целом за прошлый год — 14%.
В таких обстоятельствах торговля не могла не сократить свои обороты, причём как товарами длительного пользования (от них потребитель отказывался в первую очередь), так и продовольственная розница. Общий товарооборот Кузбасса по итогам 2009 года упал на 21% и составил 237,3 млрд рублей. Примечательно, что именно такой результат с опасениями ожидали представители отрасли, в частности, Сергей Колесник, тогда генеральный директор ООО «Система РегионМарт» (магазины «Чибис» и «Поляна»). В то время как эксперты, например, профессор кафедры маркетинга и рекламы КемИ РГТЭУ Владимир Киселёв в начале 2009 прогнозировал продолжение потребительского бума в России, хотя и меньшими темпами, и увеличение розничного товарооборота. Рецессия в торговле, по его мнению, «начнется позже в 2010 году, достигнув максимума на рубеже 2010-2011 годов».
В этом году восстановление региональной экономики и доходов населения продолжились, и вместе с ними розничный товарооборот начал понемногу расти: за январь-сентябрь 2010 года, по данным департамента потребительского рынка Кемеровской области, он вырос на 1%, при этом в сентябре уже на 2% к сентябрю прошлого года, составив 20,4 млрд рублей. Тенденция роста, по данным Кемеровстата, характерна для большинства территорий области, при этом темпы этого роста варьируются в пределах от 0,1% до 12% .
Большинство ритейлеров отмечают снижение товарооборота своих сетей за время кризиса. Но не все, ООО «Система РегтонМарт» в кризисный 2009 год увеличило оборот по сравнению с 2009 годом на 31,3%.
На кризис многие ритейлеры ответили политикой скидок. Компании, торговые марки которых ранее не имели магазинов формата «дискаунтер», обзавелись ими. Примером стали «Холди-дискаунтеры» новосибирской группы компаний «Холидей» (больше известной в Кузбассе супермаркетами «Кора»), которые начали открываться в Кемерове и других городах Кузбасса, начиная с сентября 2009 года. Это стало перспективным в связи с ростом покупательского спроса на товары с пониженной ценой. Весной 2010 года значительно расширила сеть своих дискаунтеров и компания «Система «РегионМарт», в основном, за счет объектов разорившихся конкурентов. Кроме того, в прошлом году вслед за той же «Системой «РегионМарт» многие сети стали прибегать к регулярным скидочным акциям для привлечения покупателей. И это не перестало быть их практикой и в этом году, несмотря на опредёленное восстановление оборотов.
Кризис больнее всего ударил по тем игрокам на рынке, которые пытались быстро развиваться за счёт строительства (или аренды) в кредит. Самым ярким примером такого краха стало банкротство красноярской компании «Алпи» весной 2009 года. Большинство её торговых объектов в итоге досталось «Системе «РегионМарт», кое-что – группе «Холидей». Часть крупных торговых проектов так и остались нереализованным даже при практически 100-процентной готовности. Ярким примером такого готового объекта выступает торговый центр «Гранд-Сити» в Кемерове площадью порядка 30 тыс. кв. метров. Инвесторами в этом проекте выступили акционеры металлургической компании «Эстар», также не пережившей кризис и потерявшей в нем свои активы, и холдинг «Сибирский деловой союз». Строительство кредитовал «Райффайзен Банк», он и забрал «Гранд-Сити» за долги, но так пока никуда и не пристроил.
Кризис заметно обострил конкуренцию между сетевыми игроками — крупными и средними. Серьёзные проблемы локальных торговых сетей стали оборачиваться для некоторых из них банкротством с последующим поглощением их крупными сетевыми компаниями. Так в ноябре 2009 года в кемеровской сети ООО «Элис-Компани» была введена процедура банкротства, наблюдение, в апреле 2020 года — конкурсное производство, но еще до этого, в феврале, 20 магазинов сети перешли к ООО «Система РегионМарт». Это увеличило сеть магазинов торговых марок «Чибис» и «Поляна» на 12,5%. Заметим, что примерно такое «приращение» своей сети руководство «Системы «РегионМарт» планировало ещё осенью 2009 года.
Помимо падения спроса ритейлеры столкнулись с принципиально новой проблемой — утратой покупательского доверия и, как следствие, массового оттока потребителей. По оценке экспертов, к этому их подтолкнули сами ритейлеры, сделавшие себе перед кризисом приоритетом стремительное расширение и постоянное повышение прибыльности, пренебрегая формированием потребительской лояльности. Дополнительно ударили по ней и перебои с поставками товаров в некоторые сети из-за утраты ими ликвидности (опять же из-за необходимости срочно гасить набранные перед кризисом кредиты). Типичной такая ситуация была в сети магазинов «Кора» в прошлом году. Сейчас многие сети декларируют стремление вернуть лояльность покупателя.
Значительно меньшее негативное влияние кризис оказал на представителей несетевой торговли: малая зависимость от глобальных финансовых процессов, быстрый оборот средств, возможность моментально реагировать на изменения спроса, наличие постоянной «соседской» клиентуры, всё в целом — позволило малым торговым формам не только выжить, но и упрочить своё положение на продовольственном рынке.
По данным, озвученным в феврале этого года Еленой Мазанько, тогда заместителем губернатора по развитию предпринимательства и поддержке, сетевая торговля в области занималадо 14% всего товарооборота. Следовательно, малые и индивидуальные формы торговли берут на себя 86% рынка. Владимир Киселёв оценивает расстановку сил продовольственного рынка Кемерова наоборот, по итогам докризисного 2007 года определяя доли сетей и индивидуалов как 40 к 60. Является ли это доказательством того, что роль сетей в розничной торговле падает по отношению к торговле индивидуальной, сказать трудно, хотя бы потому, что реально определить объёмы торговли продовольствием на рынках фактически невозможно. Да и степень непрозрачности торговых предприятий малого бизнеса не позволяет опираться на данные их отчётности при определении товарооборота.
В настоящее время развитие малых форм торговли продолжается. Растут и местные локальные сети. Это видно на примерах сети супермаркетов «Солнышко» ООО «Новокузнецкобувьторг» или кемеровских сетей магазинов «Бегемот» ООО «Колибри», магазинов «Пенсионер».
Тем не менее, для Кузбасса в период кризиса актуальной проблемой стало регулирование отношений между поставщиками и торговлей, в первую очередь, сетями. Крайне обострившиеся в период кризиса отношения ритейлеров и производителей касались, в первую очередь, несвоевременностью расчёта со стороны первых за поставленные товары. В какой-то мере продвинуться к решению этой проблемы помогло принятие федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Сегодня мнения о сроках расчётов с поставщиками расходятся. Так, например, ещё в начале 2010 года директор ОАО «Суховский» Геннадий Левин утверждал, что по сравнению с концом 2009 года их дебиторская задолженность сократилась более чем вдвое. С другой стороны известно, что ООО «Астронотус» только для того, чтобы вернуть часть дебиторской задолженности за поставленную ритейлерам продукцию, пришлось заплатить коллекторскому агентству 80% от суммы долга.
Недовольство поставщиков товара вызывают и отдельные условия, навязываемые им вопреки действующего закона торговыми сетями. Это может быть отдельная плата «за вход в сеть», за «особое размещение» товара на полках и даже за расширение самой сети магазинов. Чаще всего нарушения закона касаются возврата поставщику скоропортящихся продтоваров, не проданных по истечении определённого срока. В конце ноября этого года именно по этим признакам Кемеровского УФАС России признало нарушителем ООО «Пенсионер».
Прогнозы о том, как в дальнейший — посткризисный период — будут развиваться отношения на рынке розничной продовольственной торговли, существуют разные. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что расстановка сил непременно изменится с заходом на местный рынок крупных федеральных и транснациональных сетей. Представители отрасли ожидают этого уже давно, но пока кроме немецкой сети Metro Cash&Carry, открывающей свой торговый центр в Кемерове (один уже есть в Новокузнецке), никто в Кузбасс не приходит. Впрочем, как и в большинство других сибирских регионов, возможно, для этого есть вполне объективные причины, и в обозримом будущем розница будет преимущественно местной отраслью.
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |