-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 24.06.2008

Налоговые льготы: необходимый инструмент экономической политики или потенциальная угроза конкуренции?

 По мере развития рыночных отношений в Российской Федерации региональные органы власти и органы местного самоуправления всё более освобождаются от необходимости вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Однако полномочия, способные повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынках, на конкурентную среду, за ними сохраняются.
Безусловно, поддержка со стороны органов власти отдельных предприятий или отраслей является важным элементом экономической политики. Однако предоставление средств (из государственной или муниципальной казны), льгот, исключительных прав и привилегий может существенно влиять на состояние конкуренции. Контроль за предоставлением льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам со стороны органов власти является одним из важнейших вопросов антимонопольного законодательства.
В практической деятельности нередко встречаются случаи искусственного создания неравных условий для действующих на одном рынке хозяйствующих субъектов, создаваемые путём установления органами власти индивидуальных налоговых льгот или  пониженных ставок арендной платы.
Органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления активно пользуются предоставленным им Налоговым кодексом Российской Федерации правом устанавливать льготы соответственно по региональным и местным налогам, при этом фактически установление льгот не всегда обоснованно.
С точки зрения антимонопольного законодательства необоснованное предоставление льгот – это действие по предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам, способное привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других (в первую очередь, действующих на том же товарном рынке).
Можно выделить несколько ситуаций, в которых действия органов власти по введению налоговых льгот могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства.
1. Случаи предоставления налоговых льгот индивидуального характера. Подобное предоставление преимущества отдельным организациям (или индивидуальным предпринимателям) является прямым нарушением как статьи 15 Закона «О защите конкуренции», так и статьи 56 Налогового кодекса РФ.
2. Предоставление налоговых льгот государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Так как унитарные предприятия, учреждения в большинстве случаев осуществляют деятельность, приносящую доход, то есть являются хозяйствующими субъектами, по смыслу антимонопольного законодательства предоставление им льгот по уплате налогов и сборов является введением преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов в зависимости от формы собственности.
3.  Предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам определенных видов (отраслей) деятельности. Само по себе установление льгот по такому критерию к ограничению конкуренции не ведет. Однако при наличии в актах о предоставлении льгот определенных ограничений, обуславливающих получение этих льгот, такие акты могут иметь место признаки нарушения Закона о конкуренции. Например, освобождение от уплаты налога организаций общественного транспорта, принимающих участие в реализации определенных федеральных или региональных программ. Безусловно, каждый подобный случай рассматривается антимонопольным органом индивидуально и всесторонне.
4. Предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации налоговых льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность. Федеральным законом, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации, органам местного самоуправления право устанавливать субъектам инвестиционной деятельности льготы по уплате местных налогов. При этом у органов государственной власти субъектов Российской Федерации право предоставлять льготы хозяйствующим субъектам, руководствуясь только критерием осуществления ими инвестиционной деятельности, отсутствует. Таким образом, принятие органами власти субъекта РФ правовых актов о предоставлении налоговых льгот конкретным получателям для реализации инвестиционных проектов без проведения публичных конкурсных процедур выбора такого получателя, имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В заключение необходимо отметить, что опасность превышения органами власти своих прав в хозяйственной сфере, несомненно, существует, в настоящее время  нередки случаи нецелевого использования льгот, предоставление их тем,  кто в них не нуждается, использование их для ухода от налогообложения без достижения тех целей, ради которых они предоставлялись, выявление и пресечение фактов коррупции и иных должностных преступлений в этой сфере входит в компетенцию органов внутренних дел и прокуратуры.
Контроль за тем, чтобы налоговые льготы законно выступали тем инструментом финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства, не ограничивали, а способствовали развитию конкурентных отношений, возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

Управление федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко