Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 октября] А царское ли это дело – корпоратив организовать?
[19 октября] Торгово-экономическая онлайн-миссия немецких компаний в Кузбасс
[19 октября] ВТБ в Кузбассе провел первые сделки с применением «зонтичного» поручительства Корпорации МСП
[15 октября] Кузбасская ГСХА в рамках Третьего Евразийского Женского форума подписала два соглашения о развитии женского предпринимательства на селе в регионе
[14 октября] Сбер и компания «СДС-Уголь» договорились сотрудничать в сфере ESG


 
 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 23.09.2021

Стандартизация в машиностроении как фактор роста

Сергей НИКИТЕНКО Владимир КЛИШИН Юрий МАЛАХОВ
Сергей НИКИТЕНКО Владимир КЛИШИН Юрий МАЛАХОВ
 
Шесть лет назад приказом Росстандарта Ассоциации машиностроителей Кузбасса было поручено ведение секретариата Технического комитета по стандартизации ТК 269 «Горное дело», за которым были закреплены такие объекты стандартизации как горно-шахтное оборудование и горные технологии. ТК 269 организует работу по разработке, экспертизе и подготовке к утверждению стандартов на продукцию, на нормы и требования безопасности, на правила приёмки и методы испытаний, на термины и определения.
 
Горно-шахтное оборудование является профильным для кузбасских машиностроителей, поэтому накануне их профессионального праздника «А-П» встретился с директором Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергеем НИКИТЕНКО (С.Н.), директором Института угля ФИЦ УУХ СО РАН Владимиром КЛИШИНЫМ (В.К.) и с председателем комитета Юрием МАЛАХОВЫМ (Ю.М.) чтобы выяснить, какое значение имеет стандартизация для развития отрасли.

Площадка взаимодействия

– Давайте начнём сначала – зачем нужны стандарты и кто, по большому счёту, является основным потребителем этого «продукта»?

С.Н.: Стандарт задаёт требования к качеству продукции и услуг и требования к технологическому процессу, обеспечивающему это качество, а также критерии контроля этого качества. В первую очередь стандартизация необходима для потребителя продукции и услуг, так как это – обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества и т. п.

Если говорить применимо для промышленности, то это и эффективность производственного процесса, и экономия всех видов ресурсов, и безопасность с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому, конечно, с этой точки зрения, угольные компании – потребители, ведь высокие стандарты для горно-шахтного оборудования – это, прежде всего, рост производительности и повышение безопасности. Для машиностроителей же такие стандарты – конкурентоспособность. Поэтому и получается, что стандарты нужны всем, но такие, чтобы они максимально учитывали интересы сторон. Технический комитет, прежде всего, межотраслевая диалоговая площадка, которая позволяет зафиксировать, обсудить и учесть максимальное количество экспертных мнений.

С точки зрения потребности, угольщики должны задавать набор функций, необходимых для оборудования, машиностроители – предложить свою конструкцию, которая с их точки зрения решает проблемы. Но для того, чтобы корректно сформулировать проблемы и нужна площадка для обсуждения с аргументированными мнениями экспертов, причём не только в угольной и машиностроительной отраслях.

– Кто сегодня входит в ТК 269 и сколько стандартов разработано?

Ю.М.: На сегодняшний день у нас около 40 членов – горнодобывающие компании, машиностроители, представители науки и государственных контролирующих структур. При этом, разрабатывая стандарты, мы не ограничиваемся только членами Технического комитета. Работая над документом, мы стараемся привлечь максимальное количество экспертов, делаем широкую рассылку, чтобы включить в работу всех, кто может быть заинтересован в этой проблеме.

За 6 лет работы мы разработали более 50 стандартов.

Разработка стандарта – это серьёзный вопрос, в том числе и финансовый. На сегодняшний день разработка осуществляется либо за счёт федерального бюджета под конкретные государственные задачи, либо в инициативном порядке за счёт средств инициатора разработки.

Стандарты разрабатывают эксперты. У нас есть хороший костяк экспертов и они разные – угольщики, машиностроители, конструкторы, представители науки и государственных органов (Ростехнадзор, Минэнерго, Минэкономразвития РФ). Мы исходим из того, что должны создать такой документ, который максимально учитывает мнения всех заинтересованных сторон рынка, чтобы быть максимально объективным, чтобы не было одностороннего лоббирования интересов и т.д и т.п.

Надеюсь, нам удаётся эффективно проводить такую работу. Подтверждение тому – факт, что по итогам 2020 года Технический комитет «Горное дело» в рейтинге эффективности технических комитетов по методике Росстандарта и заключению экспертов по целой группе показателей вошел в число лучших технических комитетов и занял 23 место среди 252 среди действующих технических комитетов в Российской Федерации.

– А если всё-таки говорить о кузбасском машиностроении... Есть какие-то конкретные примеры, где сработало это взаимодействие, где работа комитета сыграла роль в деятельности и развитии местных предприятий?

В.К.: Специалистами Института угля ФИЦ УУХ СО РАН, например, был разработан стандарт на метод гидроразрыва, с использованием которого сейчас проводится посадка труднообрушаемой кровли на многих шахтах Кузбасса. Стандартизация здесь позволила обезопасить один из важнейших технологических процессов добычи угля. И при этом разработано и изготовлено необходимое оборудование для воспроизводства этой технологии. И оно уже работает.

Ещё один пример. По инициативе машиностроителей в комитете недавно были разработан и утвержден ряд инновационных стандартов, направленых на повышение конкурентоспособности горной отрасли. При этом стандартизированная продукция уже освоена или находится в стадии освоения машиностроителями Кузбасса, среди которых стандарты на: крепь анкерная из полимерных композитов; подвесные монорельсовые дороги; механические соединения конвейерных лент и метод оценки их прочности. Всё это –  перспектива для кузбасского машиностроения, которое не может быть оторвано от горнодобывающей отрасли, это возможность для создания новых точек роста.

Перспективы для развития

– Давайте ещё раз вернёмся к вопросу, как разработка стандартов влияет на повышение конкурентоспособности?

С.Н.: За техническим комитетом ТК 269 закреплено более 100 национальных и межгосударственных стандартов в области горно-шахтного, горнодобывающего оборудования и горных технологий. Важным моментом является разработка национальных стандартов в области импортозамещения, с учётом наилучших практик в сфере международной стандартизации.

Технический комитет ТК 269 «Горное дело» по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) представляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации в международном техническом комитете ISO/TC 82 «Mining» и имеет статус полноправного члена (P-member) с правом голосования. Можно сказать, что это инструмент лоббирования российских машиностроителей на международном рынке.

При этом, членство в международном комитете помогает не только лоббировать интересы российских машиностроителей, это ещё и доступ к лучшим разработкам ведущих экономически развитых стран. В основе новых национальных стандартов должны быть заложены международные требования, нужно сразу задавать международный уровень, чтобы обеспечить возможный экспортный потенциал для наших машиностроителей.

Комитет рассматривает документы, которые формируют мировую политику развития горного машиностроения. Кроме того, мы постоянно находимся в тренде происходящего в этой сфере. Мы можем использовать готовые международные стандарты, адаптируя их для России. Тем самым мы также снижаем барьеры для экспорта наших производителей.
Например, в следующем году на основе международных начнём разрабатывать стандарты для автономных горных машин.

Также у нас есть право внести определенный стандарт. Мы можем выйти с такой инициативой в любой момент. В 2019 году на пленарном заседании ISO/TC 82 «Mining» мы озвучили свои 3 намерения, который были поддержаны.

В этом году комитет вошёл в состав рабочей группы при ЕврАзЭс для формирования изменений в технический регламент горно-шахтных машин и оборудования.
Мы планируем на следующий год проведение заседания международного технического комитета на нашей площадке, в Новокузнецке в рамках выставки «Уголь России и майнинг».
По нашему мнению, всё это, в том числе будет способствовать нашим основным целям: повышение конкурентоспособности отечественного горно-шахтного оборудования, внедрение новых, опережающих технологий, снижение импортозависимости и повышение экономической безопасности горнодобывающей отрасли и экономики Кузбасса.

–Какие ещё планы у технического комитета на ближайшее время, чтобы по максимум реализовать такие цели?

Ю.М.
: В этом году мы сформировали Программу на ближайшие 5 лет исходя из того, что стандартизация горно-шахтного оборудование должна учитывать стратегические и технологические запросы горной отрасли: «цифровая экономика», «цифровое производство»; передовые технологии, высокотехнологичная продукция; безопасность и повышение конкурентоспособности.

Индустрия 4.0 активно входят в угольную отрасль. И в этом направлении нарастает потребность в стандартах, обеспечивающих безопасность в шахтах и разрезах при переходе на цифровые технологии.

Уже сейчас в перспективной Программе комитета запланированы к разработке проекты национальных стандартов для безопасной эксплуатации горно-шахтного оборудования, использование которых будет обязательно и при изготовлении горных машин, среди которых:
- на системы безопасности автономных и полуавтономных машин;
- на системы предупреждения и предотвращения столкновений горных машин.

С другой стороны, кузбасские машиностроители вышли с инициативой о разработке стандартов на продукцию, которая востребована у горняков:
- конвейерно-отвальные комплексы для открытых горных работ;
- подвижной состав монорельсовых дорог;
- устройства осланцевания горных выработок;
- крепь гидрораспорная.

Кроме того, комитету с 2020 года переданы полномочия по разработке стандартов на обогатительное оборудование и сейчас идёт формирование работы в этом направлении. Результат взаимодействия с обогатителями и  с горнодобывающими компаниями – это будущая перспективная продукция наших машзаводов.

С.Н.: Следует добавить, что наша ассоциация старается использовать всевозможные формы поддержки машиностроителей с целью закрепления на имеющихся либо освоения новых рыночных ниш. Одна из форм поддержки – формирование кластера производителей горно-шахтного оборудования. Ввиду, скажем так – неоднозначности трактовки текстов постановлений Правительства РФ и регулярности их корректировки мы не всегда можем оперативно отреагировать и получить результат. Тем не менее, формат кластера мы считаем ещё одной перспективной площадкой для взаимодействия машиностроителей, научных организаций и горнодобывающих компаний уже в практической плоскости – производства и эксплуатации новых видов оборудования. Дорогу осилит идущий.

Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех машиностроителей с профессиональным праздником и пожелать творческих успехов и коммерческих удач!
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

 


Рубрики:

Деловые новости

[18 октября] В Кузбассе готовят 660 дополнительных коек для больных коронавирусом
[18 октября] Запсиб получил сертификат ЕС на рельсовую продукцию
[18 октября] Приток туристов в Кузбасс в летний сезон вырос на 22%
[15 октября] Открыт путепровод над Транссибом у деревни Суслово стоимостью 1,1 млрд рублей
[15 октября] Кемеровский торговый центр «Спутник» открывается после месячного простоя

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко