-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 13.05.2008

Тезисы немецкого гостя

 25 апреля Кемеровский институт Российского Государственного торгово-экономического университета с деловым визитом посетил президент Европейской Академии розничной торговли, профессор Бернд Халлир. Немецкий гость провёл открытую лекцию-встречу с преподавателями, студентами и аспирантами института.
 
Бернд Халлир начал своё выступление перед студентами… со стриптиза. Стремительно войдя в аудиторию, он картинно снял пиджак, расслабил узел галстука и (через переводчицу) заявил: «Немного стриптиза! Но, не пугайтесь! Это наша западная модель работы. Впрочем, вы её тоже хорошо знаете. Сначала мы делаем что? Правильно, закатываем рукава!» И, действительно, закатав рукава, начал.
Жанр этого выступления определить трудно. Ни на привычную для нас университетскую лекцию, ни на научный доклад, ни на стандартную пресс-конференцию это похоже не было. Но шоу завораживало своим динамизмом, потоком информации и самыми неожиданными парадоксальными выводами. Скорее всего, это была своеобразная увертюра к тому процессу, который только открывает новый проект.
 
Тезис первый: «Глобализация была всегда!»
 
Всех нас почему-то пугают «страшным словом» глобализация. Её сравнивают чуть ли не чумой нового века. Но так ли это? Давайте вспомним нашу историю.
Что делал русский царь Пётр? Он отправлял своих подданных в Голландию – чтобы они там учились строить корабли. А зачем Петру нужны были корабли? Совершенно верно! Чтобы плавать в разные страны. То есть – расширять общение с миром. Недаром сказано, что именно этот русский царь «в Европу прорубил окно». Вот вам очень простой вывод: Пётр I был первым русским глобалистом. И не надо бояться этого слова.
Вообще, всё началось гораздо раньше. Вспомним историю древнего мира. Из-за чего началась Троянская война? Школьников во все времена учили, что причиной стало похищение некой Елены. Да, конечно, Елена существовала, и её действительно похитили. Но это был всего лишь предлог. Предлог для того, чтобы большое количество самых активных и жаждущих деятельности мужчин собрались вместе и отправились на кораблях в плавание по морю в ещё неизвестные им страны. Люди не хотели жить дальше в своём замкнутом маленьком мирке. Им хотелось жить в большом мире. Им хотелось чего-то глобального!
До сих пор спорят о том, кто первым открыл Америку. По официальной версии этим счастливцем был Колумб. Сейчас эту теорию оспаривают норвежцы. Они говорят, что викинги, за много веков до Колумба, плавали на своих кноррах к берегам неизвестной им земли, которой просто не удосужились дать названия. Русские тоже в претензии, говорят, что это они первыми побывали на Аляске. У меня тоже есть своё мнение на этот счёт. Америку открыли китайцы! Это самая древняя мощная культура. Они первыми изобрели всё на свете. Ну, не могли они не открыть Америки! Просто потом перестали плавать туда – другие задачи появились.
Но главное совсем не в том, кто был первым. Главное в том, что люди стремились осваивать наш огромный мир. Именно этому учит нас история. И она повторяет себя  снова и снова – только на других уровнях. Теперь этим вечным процессам, которые шли всегда, дали имя глобализация!
Каковы же причины глобализации? Зачем люди всё время куда-то идут, плывут, едут? За новыми эксклюзивными товарами. За дешёвыми товарами. За дешёвым трудом. За всем тем, что является составляющими успешной торговли. То есть, можно сказать, что весь процесс цивилизации идёт в целях развития торговли и ритейла.
 
Тезис второй: «Потребление – явление массовое»
 
Изобразительное искусство очень хорошо отражает исторические процессы, которые шли в развитии торговли. На полотнах голландских художников мы часто видим обилие продуктов в торговых лавках. Мы видим, как рыбаки, только что приплывшие с уловом, несут к прилавкам торговцев корзины с рыбой. Мы можем увидеть мясника с острым ножом и представить себе, как он предлагает покупателю отрезать кусок этого прекрасного окорока. Это лучше всех других источников рассказывает нам о том, как была организована розничная торговля в то время.
Я сам прекрасно помню, как ребёнком ходил в ближайший к нашему дому магазин. Это был очень маленький магазин. И его хозяин – он же и продавец, которого я называл дядюшкой, – сам предлагал покупателям свои продукты, сам брал их с полок, отрезал, взвешивал, заворачивал в бумагу или насыпал в бумажные пакеты…
Где вы увидите это сейчас? Это я помню, это помнят мои ровесники. Но сегодняшние студенты этого никогда даже не видели! Просто везде произошёл переход к массовому потреблению, и торговля кардинально изменилась. Сегодня покупателю не советуют, что ему купить, он хорошо знает сам, зачем пришёл в магазин и что ему нужно выбрать. То есть, это он так думает, что сам знает! Ведь кругом реклама, которая подталкивает купить конкретный товар.
 
Тезис третий: «Перемены – через 25 лет»
 
Ни в оптовой торговле, ни в ритейле никогда не было и не будет ничего стабильного. Постоянно возникают новые ситуации. Постоянно появляются новые конкуренты. Но всё же эти перемены цикличны, и их можно просчитывать. Один гениальный российский профессор по фамилии Кондратьев сказал, что эти инновационные циклы автоматически повторяются через каждые 50 лет. Он совершенно прав. Но другой немецкий профессор уточнил – скорее всего, они повторяются через 25 лет. И это хорошо видно. Во всяком случае, в 19-ом веке изменения в системе торговли происходили каждую четверть века. То же самое мы наблюдаем и в 20-ом веке. 1925 год – впервые в торговле появляется система почтовых заказов. 1950 год – изобретена система самообслуживания и разработана концепция супермаркетов. 1975 год – появление гипермаркетов, и новый этап в развитии торговых центров по типу универмагов, а двумя годами позже – изобретение штрих-кода. 2000 год – торговля посредством интернета. Примерно в это же время, даже чуть раньше – в 1995 году произошла интернационализация ритейла. И говорить о каких-то национальных границах уже не имеет смысла. Сила и власть переходят сейчас к крупнейшим мировым ритейлерам. Это не удивительно. Оборот некоторых из них превышает годовой бюджет таких европейских стран, как, например, Швейцария.
Через систему электронных карт ритейлер обладает самой полной информацией о людях. Новые технологии могут позволять не только вести учёт потребления продукции каждым покупателем, но и отслеживать дальнейший путь купленной продукции. Но и это не предел. Сейчас уже тестируются около пятидесяти новых электронных технологий, которые вскоре будут запущены в современных маркетах. Это кассы без кассиров, системы автоматического изменения цен на товары в торговых залах, безконтактные системы оплаты, идентификация покупателя на стадии выбора товара. Так что, не удивляйтесь, если вскоре в магазине, где вы возьмёте кусок вашего любимого сыра, услышите «неведомый» голос: «Прекрасно! Позавчера вы брали такой же сыр. Значит, он вам понравился. Кстати, к этому сыру прекрасно подойдёт вот такое вино. Попробуйте!»
 
Тезис четвёртый: «Конкуренция ещё впереди»
 
К сожалению, когда на Западе происходили последние революционные изменения в торговле, Россия и другие страны Восточной Европы находились за «железным занавесом». В 90-х эта стена рухнула, но бывшая социалистическая Россия сильно отстала. Сейчас сюда начали приходить крупные западные ритейлеры, конкурировать с которыми ваши торговые сети пока что не в состоянии. К сожалению, мы ещё находимся в мире, где глобализация пока что находится в условиях спекуляции. Это большая разница – быть богатым потому, что ваши предки заработали много денег, а вы своим трудом преумножили это состояние, и стать богатым потому, что кто-то помог вам раздобыть много денег. Многие российские олигархи сейчас заявили себя крупными ритейлерами. Но на самом деле они до сих пор не знают, что такое ритейл!
Внутри России состояние развития ритейла везде различно. Уровень торговых сетей в таких городах, как Новосибирск или Кемерово пока что не может идти в сравнение с Москвой или Екатеринбургом. И когда здесь говорят о высоком уровне конкуренции в розничной торговле, то сильно заблуждаются. Настоящая конкуренция ещё только на подходе. Спрашивают: как быть дальше? Я думаю, что всё будет зависеть от кооперации местных сетей и от внедрения системы франчайзинга.
Нужно знать мир. Нужно учить языки и путешествовать. Нужно устанавливать новые контакты. Мы ежедневно вовлечены в процесс глобализации, который будет непрерывно ускоряться. И успех ждет только того, кто будет двигаться вперёд вместе с этим мировым процессом.
 
Подготовил Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко