-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 27.08.2020

ОРВ в поддержку бизнеса

В последние годы в России идёт поиск новых источников роста и механизмов эффективного государственного управления региональным развитием. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) рассматривается в качестве управленческой инновации в системе государственного управления в рамках Концепции снижения административных издержек и повышения качества государственного управления. Кроме того, ОРВ выступает действенным инструментом взаимопонимания между государством и бизнесом, и внедрение данного института на федеральном и на региональном уровнях должно развивать конструктивный диалог между властью и бизнесом.
 
Для кого и зачем

ОРВ – это анализ проектов нормативных правовых актов с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, в том числе и необоснованным расходам. Такой механизм позволяет ещё на этапе проектирования выявить пробелы и несоответствия в принимаемом акте, оценить издержки.

Начальник департамента инвестиционной политики Елена Чурина отмечает, что «именно на этапе ОРВ через деловые объединения или лично представители бизнеса могут высказывать своё мнение по вопросу вводимых регуляторов и их влияния на развитие бизнеса, давать предложения по доработке нормативных правовых актов».

Почему процедура ОРВ необходима бизнесу? Во-первых, есть возможность отслеживать, какие инициативы на данный момент находятся в разработке, и быть готовыми к новым правилам регулирования. Во-вторых, можно принять непосредственное участие в разработке и корректировке этих правил. И, в-третьих, принимать активное участие в оценке уже введённого регулирования: предоставлять сведения о применении, издержках, процедурах, инициируя изменение существующих нормативно-правовых актов.

Однако на деле развитие института регулирующего воздействия сопряжено с решением многих острых системных проблем: недостаточное нормативно-правовое обеспечение, недостаток опыта и компетенций. И, как следствие, малая вовлечённость представителей бизнеса в саму процедуру.

Редакцией «А-П» был проведён небольшой опрос предпринимателей о знании и участии в процедуре ОРВ. Выяснилось, что многие представители бизнеса что-то «отдалённо слышали» об этом, но либо никогда не участвовали, либо «не собираются принимать участие». В таком случае играет роль либо скептицизм насчёт эффективности ОРВ, либо элементарная нехватка времени. Но если бизнес не принимает участие в разработке регулирующих его деятельность процедур, разработчики просто не в состоянии учесть все нюансы, которые можно узнать «изнутри». Вот и выходит: без обратной связи на выходе можно получить законодательный акт, который не только не помогает, но и откровенно вредит бизнесу.
 
Как это работает

Для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти создан специализированный портал (http://regulation.kemobl.ru/), на котором собрана информация обо всех НПА, проходящих процедуру ОРВ. Там можно посмотреть и сам текст НПА, и этап прохождения процедуры, а также контакты (электронная почта и телефон) сотрудника, ответственного за проведение экспертизы. Кроме того, возможно обсудить проект напрямую, заполнив мини-анкету в разделе «Ваши замечания и предложения».

Для удобства поиска нужной информации документы могут быть отсортированы по нескольким параметрам: кто разрабатывал документ, какого вида экономической деятельности он касается и прочее. Помимо этого на сайте можно подписаться на рассылку информации о размещении проектов НПА.

Нужно понимать, что экспертизе подвергаются не только новые НПА, но и действующие – они проходят оценку фактического воздействия (ОФВ). И обе процедуры проводятся в несколько достаточно похожих этапов.

Первый этап – публичные консультации. Разработчик размещает проект документа и сводный отчёт по проекту на официальном портале regulation.kemobl.ru. Эксперты и все заинтересованные лица могут принять участие в публичных консультациях, длительность которых определяется степенью регулирующего воздействия (5, 10, 20 рабочих дней).

Следующий этап – составление сводки предложений по итогам публичных консультаций – документа, в котором отражены все поступившие замечания и предложения к проекту нормативно правового акта (НПА) и ответ разработчика проекта НПА по каждому из них. Разработчик рассматривает все поступившие замечания и предложения, учитывает их при доработке текста проекта либо обоснованно отклоняет.

Если есть критические разногласия, разработчик организовывает согласительное совещание с приглашением участников публичных консультаций, экспертного сообщества и уполномоченного органа. По итогам согласительного совещания составляется протокол, в котором фиксируются достигнутые договорённости по доработке проекта НПА.

Если в рамках согласительного совещания достичь договоренностей не удалось, неурегулированные в рамках согласительного совещания разногласия рассматриваются на заседании Совета по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кузбасса. Принятые решения фиксируются в протоколе.

Последний этап процедуры ОРВ – подготовка заключения об ОРВ с учётом информации, предоставленной разработчиком (сводка предложений, протокол согласительного совещания, протокол заседания Совета).

ОРВ в развитии

Сама процедура ОРВ как для нашей страны, так и для региона достаточно нова. Она начала внедряться в России всего 10 лет назад на федеральном уровне, в Кузбассе – с 2013 года. С этого же времени департамент инвестиционной политики Кузбасса является ответственным за внедрение и развитие процедур ОРВ.

В течение только прошлого года было подготовлено 55 заключений об ОРВ на проекты НПА, 10 заключений об экспертизе действующих НПА и проведено три согласительных совещания. А за первые полгода 2020 – 35 заключений об ОРВ, два заключения об экспертизе, проведено одно согласительное совещание по «пивному» закону.

Хотя ОРВ актов, затрагивающих вопросы осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности в Кемеровской области и проводится с 2013 года,  только в 2015 году эта процедура стала обязательна для Кемерова, а с 2017 – ещё для 14 муниципалитетов: Белова, Киселёвска, Ленинск-Кузнецкого, Междуреченска, Новокузнецка, Осинников, Прокопьевска, Юрги, Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Прокопьевского, Топкинского округов,  а также Новокузнецкого и Таштагольского районов.

Такое массовое внедрение новой процедуры достаточно трудоёмкий процесс. В первую очередь, связанный с обучением всех, кто к ней причастен. Поэтому, региональный департамент инвестиционной политики взаимодействует с муниципалитетами по консалтингу в сфере ОРВ, проводит коммуникативные мероприятия, занимается непосредственным обучение сотрудников муниципалитетов. Так, например, в прошлом году прошла стратегическая сессия с участием ОМСУ и ОИВ, на которой специалистов в формате деловой игры учили формировать заключения. Также сейчас прорабатывается вопрос о повышении квалификации на базе областных вузов.

В начале июля этого года в формате видеоконференции прошёл круглый стол по вопросам развития института ОРВ в муниципальных образованиях Кузбасса. В обсуждении также приняли участие представители Томской и Новосибирской областей.

Кстати, в ходе круглого стола выяснилось, что у всех возникают похожие проблемы при проведении ОРВ. Например, невысокая активность представителей бизнеса или то, что на муниципальных уровнях процедура ОРВ иногда носит формальный характер, «затягивает» процесс принятия НПА. Либо информации об ОРВ недоступна на сайтах муниципальных образований областей. Поэтому, по итогам круглого стола было решено, что информация об обсуждении проектов документов в муниципалитетах Кузбасса будет также размещаться на официальном Интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти. Это позволит бизнес-сообществу быстро ознакомиться со всей необходимой информацией в одном месте.

Для оценки текущего состояния и динамики развития ОРВ проектов муниципальных НПА, их экспертизы, а также выявления лучших практик внедрения процедуры ОРВ  департаментом инвестиционной политики был сформирован рейтинг качества ОРВ в муниципальных образованиях Кемеровской области. В прошлом году среди лидеров были Новокузнецкий муниципальный район, города Ленинск-Кузнецкий и Кемерово. В этом году результаты будут подведены осенью.

Отметим, что по результатам ежегодного федерального рейтинга в 2019 году Кузбасс сохранил свои позиции в группе регионов с «хорошим» уровнем развития ОРВ.
 
Действенный инструмент

ОРВ – в первую очередь, инструмент для бизнеса, который позволяет  высказать своё мнение по поводу вводимых НПА. И даёт возможность предпринимательскому сообществу инициировать законодательные инициативы, влиять на принятие новых законодательных и нормативных актов.

Для этого сегодня созданы все условия: специализированный портал, на котором можно посмотреть необходимые документы, группа в социальных сетях, участники которой также оперативно получают информацию о рассматриваемых проектах НПА. Есть возможности «обратной связи», участия в согласительных совещаниях и т.п.

Безусловно, в одиночку очень сложно отследить все происходящие изменения, а тем более грамотно сформулировать замечания или возражения к обсуждаемому НПА. Но у бизнеса всегда есть возможность сделать это через бизнес объединения или обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей. И чем активнее представители бизнеса будут подключаться к этому процессу, тем более качественные законодательные и нормативные акты, необходимые для нормальной работы и развития получит предпринимательское сообщество, что, в конечном итоге, выгодно всем.
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко