-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 18 от 22.08.2019

Новые проекты моногородов: туризм, спорт и сервисы для угольщиков

На стратегической сессии «Моногорода 2024: нацпроекты» в Новокузнецке 15 августа обсуждали не только возможное участие кузбасских моногородов в национальных проектах и поддержку со стороны Фонда развития моногородов. Сами муниципалитеты и компании из них предложили проекты, которые должны получить поддержку Фонда. Пока это только декларации о намерениях, а не официальные заявки, но их обзор показывает направленность планов моногородов по уходу от монозависимости. Часть этих проектов действительно подразумевает его, но часть подменяет фактически новой зависимостью от угольной отрасли, только косвенной. Говорить о безусловной новизне предложенных проектов не приходится. В большинстве они вновь предлагают такие, уже выбранные ранее направления развития как деревообработка, туристические услуги, сервисы и производства в сфере горного оборудования и транспорта также угольной направленности.
 
Самым крупным и, наверное, самым привычным из предложенных на сессии выступает проект «Развитие туристско-рекреационного кластера «Шерегеш». Он уже получал поддержку Фонда развития моногородов (ФРМ) – в 2011 году 550 млн рублей на постройку ЛЭП на 110 кВ, что улучшило энергоснабжение туристических объектов, и в 2017 году 271 млн на строительство моста через Кондому в Таштаголе для обеспечения стабильного сообщения с правым берегом реки. Нынешний проект нацелен на повышение транспортной доступности кластера и решение проблем водоснабжения и водоотведения. Предлагается для решения первой проблемы наладить железнодорожное сообщение Шерегеша с аэропортом Спиченково, построив при этом ветку непосредственно к горе Зеленая. Во втором случае – реконструировать системы водоснабжения и отведения Шерегеша с учётом потребностей курортной зоны (78 млн рублей финансирования выделено только на подготовку проектной документации).

Здесь предусмотрено не только развитие уже освоенных и продолжающих развиваться горнолыжных секторов B (планируемые инвестиции в 2019-2025гг. 10 млрд рублей) и E (2,5 млрд на 2019-2020гг.), но также нового сектора D. Он располагается к северу от сектора E, и его задумано развивать не только как туристскую, но и как жилую зону, а также как место расположения высокотехнологичных компаний (заявленные инвестиции на 2020-2035гг. – 10 млрд рублей). ФРМ предложено оказать поддержку в сумме 400 млн рублей. Кластер предполагается сделать круглогодичным туристским центром с годовым потоком летних посетителей в 500 тысяч к 2035 году.

Подобное направление развития предлагают сегодня и многие другие муниципалитеты Кузбасса. На сессии это сделали Междуреченск и Топки с проектами развития «спортивно-туристического комплекса «Югус» и «спортивного кластера в моногороде Топки». Вложения для первого составляют 729 млн рублей, в том числе, 361 млн рублей от ФРМ. Основные новые объекты по проекту – оснежение (80 млн рублей) и освещение (10 млн), строительство сетей водоснабжения (25 млн) и водоотведения (60 млн рублей), а также пешеходного моста через Томь (295 млн). Кроме того, предусмотрено построить новую гостиницу, ресторан и канатную дорогу, организовать аттракционы. Мощность комплекса в результате реализации проекта должна составить 500 тыс. человек годового туристического потока. В случае реализации заявленных намерений будет создано 122 новых рабочих места.

Стоимость спортивного кластера в  Топках составляет 450 млн рублей, из которых 80 млн предполагается получить от Фонда развития моногородов, а основную часть в 350 млн должны составить средства инвесторов. Смысл проекта – монетизировать уже существующие спортивные объекты города, в частности, лыжероллерную трассу, мототрек и автодром. В качестве предполагаемых потребителей, которых должно быть 5 тыс. в месяц, рассматриваются крупные компании для проведения корпоративных состязаний (их число оценивается в 52 с минимум одним соревнованием в год), четыре спортивные федерации региона, «готовых организовать тренировочный процесс и проводить соревнования», и обычные посетители, занимающиеся спортом. По проекту предлагается не только реконструировать стадион «Локомотив» (80 млн рублей инвестиций) и увеличить лыжероллерную трассу (10 млн), но также провести ремонт и благоустройство города (250 млн), построить гостиницу (80 млн) и велосипедные дорожки (30 млн рублей). 

Столь же традиционными, хотя и на несколько другой манер, выглядят проекты предложенные от моногородов Мариинск, Белово и Прокопьевск. В первом случае это предложение наладить привычную для города в советские годы лесоперераработку от ООО «Резерв». Стоимость проекта по организации выпуска плит OSB в объёме 20 тыс. кубометров в год – 140 млн рублей, в том числе, собственных средств 112 млн, поддержки ФРМ – 28 млн рублей. Неясно, на какие цели предусмотрено финансирование Фонда, но запустить производство компания планирует уже в следующем году. Для этого она располагает собственной лесосырьевой базой, а для размещения производства приобрела 6 га с помещениями и коммуникациями из состава промплощадки бывшего спирткомбината.

Белово предложило снижение монозависимости от угольной отрасли и развитие новых направлений деятельности города. Впрочем, зависимость на самом деле сохранится косвенная, ведь предложено превратить город в углесервисный кластер. В добавление к уже действующему ремонтно-сервисному комплексу  Liebherr запланировано построить ещё 5 подобных от крупных зарубежных компаний по производству горного и транспортного оборудования. Объём вложений – 3,32 млрд рублей с учётом уже запущенных объектов. Число новых рабочих мест – 553.

Прокопьевск заявил проекты, требующие поддержки, сходные по своим направлениям с теми, что предложило Белово. Это переработка крупногабаритных шин, производства эмульсионной взрывчатки, конвейерных роликов, и вторую очередь вагоноремотного завода (2,7 млрд инвестиций, 840 новых рабочих мест). Правда, в случае их реализации, как и в случае с Белово, Прокопьевск получит зависимость от производств, зависящих от угольных заказчиков или поставщиков вторсырья. И как можно видеть, число новых рабочих мест за счёт реализации новых проектов также не устраняет существенно нынешнюю монозависимость. Для этого они должны исчисляться тысячами, а не сотнями.

Антон Старожилов
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко