-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 08.08.2019

УГОЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Нетипичным образом пришлось работать тепловым электростанциям (ТЭС) Сибири в начале лета 2019 года. Неожиданная, а потому и незапланированная нехватка воды на гидроэлектростанциях привела к повышенной нагрузке ТЭС. «Авант-ПАРТНЕР» разбирается в природе и экономике ситуации, которая привела к увеличению спроса на угольную генерацию.
 
По полной и не по сезону

В июне текущего года, по данным филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири, тепловые электростанции и электростанции промышленных предприятий произвели 6 670,7 млн кВт-час электроэнергии (на 30,8 % больше, чем за июнь 2018 года). В свою очередь гидрогенерация снизила выработку до 8 073,2 млн кВт-час, что на 13,8 % меньше уровня июня 2018 года.

При этом значительный рост выработки за аналогичный период продемонстрировали кузбасские угольные электростанции – почти на 40%, до 1,6 млрд кВт-час. Потребление же электроэнергии в Кемеровской области в июне 2019 года наоборот снизилось на 1% относительно июня 2018 года, составив 2,37 млрд кВт-час.

Наибольшее увеличение производства электрической энергии было зафиксировано на кузбасских электростанциях Сибирской генерирующей компании (СГК): в июне – на 47,7% в сравнении с июнем прошлом года (до 1,32 млрд кВт-час), а перед этим ещё и в мае в 1,32 раза в сравнении с показателем мая минувшего года (до 1,42 млрд кВт-час).

Энергосистема Кузбасса, в целом традиционно дефицитная, покрывающая потребность в электроэнергии в значительной степени за счёт межсистемных перетоков, работала также и на удовлетворение, так сказать, сторонних нужд. В июне, по данным филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири, сальдо перетока электроэнергии в энергосистему Кемеровской области составил 776,4 млн кВт-час, с начала 2019 года – 3,6 млрд млн кВт-час. Поставки в Кузбасс электроэнергии составили 790 млн кВт-час из Красноярского края и 444 млн – из Хакасии. В свою очередь в июне из энергосистемы Кемеровской области ушло 105 млн кВт-час в Новосибирскую область, 112 млн – Алтайский край, 240 млн кВт-час – в Томскую область (на деле через эти регионы идут поставки на общий рынок электроэнергии и мощности).

Уголь вместо воды

Причиной такой «аномалии» стали природные обстоятельства: неожиданная, поэтому и непланируемая, нехватка воды для работы гидроэлектростанций (ГЭС) Сибири. На помощь в такой ситуации пришёл… уголь. Объёмы выработки электроэнергии на тепловых угольных станциях свидетельствуют о том, что именно угольная генерация является опорой и резервом единой национальной энергосистемы. Хотя формально вроде бы совсем не по сезону: отопительный период завершен, на тепловых станциях нужно проводить ремонты и формировать новые запасы угольного топлива.

Директор по работе на энергорынках Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании Антон Данилов отмечает, что точное прогнозирование и основанное на нём планирование притока в отношении гидроэлектростанций довольно затруднительны, когда речь идёт о летнем периоде. Зимой всё более-менее предсказуемо в рамках двух базовых сценариев. По первому ГЭС входят в зиму с повышенными запасами воды, а значит будут загружены больше обычного и стабильно. По второму сценарию запасов воды не создано, поэтому гидроэлектростанции работают стабильно, поскольку новой воды зимой не прибывает, но с пониженной загрузкой.

Всю остальную часть года планировать работу сибирских ГЭС крайне сложно. Даже точный учёт снегозапасов мало что даёт, ведь весна может быть быстрой и тёплой, холодной и продолжительной. Статистически гидрогенерация имеет два пика выработки электроэнергии: в мае, когда тают основные объёмы снега, и в июне, когда к этому добавляется таяние верхового снега в горах, где находятся истоки рек. Третий пик возможен, но не каждый год, когда проходят сильные дожди осенью. Такое, например, имело место в прошлом году с многоводными сентябрём и октябрём.

Нынешнего маловодья, которое сильно повлияло на выработку электроэнергии на гидроэлектростанциях Сибири, никто не ожидал. Тем более, что из зимы сибирские реки выходили с большими запасами воды, загрузка гидроэлектростанций в марте-апреле была выше среднегодовых значений. Это видно по результатам работы СГК в Кузбассе. В марте и апреле станции компании в Кемеровской области выработали 1,7 млрд кВт-час и 1,63 млрд, соответственно, против 2,17 млрд и 1,72 млрд кВт-час в марте и апреле 2018 года (снижение на 22% и на 5%, соответственно).

В целом, загрузка станций Сибирской генерирующей компании в связи со спадом выработки на ГЭС выросла в мае-июне на 1 ГВт с небольшим. И это оказалось в пределах резерва мощностей летнего периода, так что откладывать намеченные ремонты по большому счёту не пришлось. Кроме того, были подключены свободные мощности и у других генерирующих компаний.

Кроме Кузбасса, выработку электроэнергии вынуждено увеличили тепловые электростанции и в других регионах Сибири: в Томской и Новосибирской областях, в Красноярском крае. Взамен перетоков дешевой электроэнергии от ГЭС поставки дополнительно выработанной угольными станциями электроэнергии пошли на запад – на Урал и в европейскую часть России. К счастью, не сильно поменялись объёмы потребления электроэнергии, хотя предсказывать данные колебания не проще, чем предсказывать стабильность работы ГЭС. Здесь тоже влияет множество факторов, и человеческих, и природных: от наличия кондиционеров и продолжительности светового дня до изменения объемов производств крупных промышленных предприятий.
 
Работать – значит зарабатывать

Впрочем, снижение выработки на ГЭС и увеличение на угольных станциях принесло ощутимую выгоду тепловым генераторам – дополнительные доходы. Этому способствовали не только сибирские обстоятельства: в частности, мало воды оказалось в водохранилищах Волго-Камского каскада.

«Однако следует понимать, что к зиме нужно готовиться, а чем больше оборудование работает, тем ниже становится его парковый ресурс, тем чаще оно ломается и нужно больше ремонтировать. Физику не обманешь. Поэтому заработанные в результате повышенной загрузки средства в том числе пойдут на плановый ремонт котлов, турбин и вспомогательного оборудования», – поясняет Антон Данилов.

Обычно цены на электроэнергию «на рынке на сутки вперед» меняются синхронно в целом по стране, а не только в одной ценовой зоне. Если они поднимаются в европейской части в первой ценовой зоне, это вызывает их рост и в Сибири. В мае и июне нынешнего года подъем цен тоже был синхронным, но неравномерным.

Однако дело не только в природных обстоятельствах, вызвавших снижение выработки на ГЭС, на состояние рынка электроэнергии влияют и другие факторы: экспорт и импорт электроэнергии, работа атомной генерации, межсистемные перетоки, которые могут ограничиваться теми же сезонными ремонтами на транзитных ЛЭП и подстанциях. Когда такое происходит, поставки дешёвой энергии, например, из Иркутской области становятся невозможными, и там цена падает, а западнее, в Красноярском крае и Кузбассе, растёт. Кроме того, при оценке роста цен нужно учитывать состояние базы отсчёта, ведь в прошлом году цены на электроэнергию в Сибири были низкими, заметно отличаясь от цен в европейской части, из-за системных ограничений на перетоки мощности. Они не позволяли дешёвой энергии из Сибири попасть в первую ценовую зону.

Ситуация с выработкой на ГЭС может быть не только такой, как нынешняя, когда случился неожиданный спад. У возобновляемых источников энергии буквально в их природе склонность к подъемам и спадам мощности. По данным филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири, обратные случаи резкого увеличения выработки тоже имеют место. В практике «Системного оператора» наблюдались скачки выработки электроэнергии в Красноярском крае в два с лишним раза в течение месяца. Как говорится, так распорядилась природа мощностями Красноярской ГЭС. По мнению директора Кузбасского филиала СГК по работе на энергорынках, чтобы компенсировать такого рода скачки, система российской энергетики должна быть абсолютно открытой, в ней не должно быть узких мест, сетевых ограничений по перетокам, а генерация обеспечиваться из разных источников, включая тепловые станции. Тогда не будет резких колебаний цены, ведь не только от генераторов такие движения зависят.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко