-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 16.05.2019

Образование как платформа для креативной экономики

В конце апреля в ИТ-офисе «ЭТО_» компании «Good Line» при поддержке Совета народных депутатов Кемеровской области представители вузов, бизнеса, Администрации собрались обсудить возможности развития кузбасского рынка образования, но по факту вопросы, которые были затронуты в ходе разговора оказались намного шире.
 
Тема мероприятия была задана глобально – «Концептуальное изменение рынка образования в Кузбассе», что сразу настраивало на разговор о масштабных проблемах и решениях.
 
Казалось бы зачем нужны такие обсуждения, если вы профессионально не занимаетесь философией? Тем более, что формат был задан как «проектная сессия», то есть на выходе должны получиться проекты или хотя бы «выход на проектирование», а не только разговоры.
 
По мнению модератора сессии Святослава Мурунова (урбанист, социальный инженер, исследователь российских городов, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ), преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, Московской школы управления «Сколково»), ключевая проблема сегодня – это отсутствие общего понимания происходящего и языка описания реальности – не хватает моделей реальности. Поэтому «проваливаются» междисциплинарные отношения – каждый находится в своём отраслевом колпаке. Базовая же функция любого образования – это формирование картины мира, объяснение как всё устроено.
 
Постсоветская территория не знает на что опереться в размышлениях о себе, так как все процессы в советское время были завязаны на идеологии. «Как только она ушла, всё перестало работать». Все говорят про инструменты, и почти никто про ценности и цели, без которых «не полетит».
 
«Постсоветский город»
 
Святослав предложил присутствовавшим модель постсоветской территории, которую использует ЦПУ, полученную по его словам в результате рефлексии «полевых исследований». При этом он оговорился, что модель не претендует на объективность, но позволяет описывать и объяснять реальность и, соответственно, строить решения. Отвечая на вопрос об универсальности представленной модели, Святослав сказал: «Модель универсальна, как язык описания процессов. Она позволяет понять и изменить систему, так как помогает отвечать на вопросы: какая ситуация? кто городские субъекты и что с этим делать?», хотя, конечно, для каждой территории в рамках представленной модели будет своя специфика.
 
Согласно этой модели основные субъекты социальной системы постсоветского города: администрация, средний бизнес (СБ), крупный бизнес (КБ), малый бизнес (МБ), «креативный класс» и городские активисты/ сообщества. Все эти субъекты находятся в автономном состоянии. И так как сегодня в городе кончились свободные ресурсы, закончились темы, которые можно делать по отдельности, то все вопросы, появляющиеся в городской повестке – конфликтные (будь то образование, градостроение или ЖКХ), а компетенций как их обсуждать нет.
 
Кроме того, постсоветский город – это вотчина для федеральных и региональных экспериментов, которые не всегда соответствуют интересам города – «мы на территории ведём себя как колонии, не обсуждаем критически то, что приходит из центра, но, с другой стороны, чтобы обсуждать эти вопросы «на территории должны быть компетенции, политическая воля, ресурсы».
 
Образование является общей платформой, так как касается всех. Оно как лакмусовая бумажка накапливает все проблемы системы: дефицит онтологии, социальных навыков, смыслов. В системе образования городская повестка не встроена, а реальные изменения возможны только с участием всех, кого это касается...
 
«Сегодня роль образовательных учреждений – быть платформой для создания новых кооперационных систем. Необходимо инвестировать в социальные компетенции, развивать навыки, связанные с личностными качествами, а образовательные проекты пропускать через гипотезы и эксперименты», – подчеркнул председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Вячеслав Петров.
 
У кого есть запрос
 
Что представляет из себя сегодня рынок образования? У кого из городских субъектов есть запрос на образование? Какие проблемы не позволяют реализовать этот запрос сегодня? И что нужно делать, чтобы изменить ситуацию? С каких проектов начинать? На эти вопросы участники семинара уже пытались ответить самостоятельно в группах, опираясь на модели, представленные Святославом Муруновым.
 
По большому счёту об изменении системы образования можно говорить только в контексте развития территории. Причём схему этого развития надо «родить» на самой территории теми реальными субъектами, которые здесь живут и работают, опираясь на базовые городские смыслы и запросы. Опора только на внешние тренды, без ответа на вопрос: «зачем?», рождает, как правило, неработающие проекты. «Большинство проектов строится, исходя из какой-то идеальной ситуации и утопических внешних целей, поэтому не работают».
 
На что сегодня может ориентироваться система образования, планируя изменения? На запросы субъектов местной социальной системы, которые на данный момент может и не представлены в виде технического задания. И, прежде всего, это запрос на локальную городскую, креативную экономику.
 
Такой запрос есть у СБ, по словам Святослава, именно с ним сейчас ЦПУ работает в городах. С одной стороны, они за эти годы построили в наших постсовестких городах торговые центры и жильё, научились создавать рабочие места и платить налоги. Но, с другой, они несут и часть ответственности за подрыв локальной городской экономики, потому что заказывали всё самое сложное не внутри, не у своих.
 
Вследствие, обнищание креативного класса привело к тому, что территория перестала рождать крупные проекты. Развитие СБ не учитывало особенности территории. Целеполагание – «заработать всё и сразу», поэтому сейчас 17% новых торговых площадей пустуют. Конкурентное преимущество – скорость и административный ресурс. И только сейчас, когда остро встали такие вопросы, как отток молодежи, давление «федералов», когда простые производства стали практически не нужны и/ или стали остроконкурентными, а что-то сложное запустить требует других вложений, других компетенций, когда снизился резко платежеспособный спрос населения, они наконец задумались о выживании, о будущем, о развитии территории. Хотя, специфика нашего региона в малом количестве таких компаний. На обсуждении звучало даже более категоричное суждение – «среднего бизнеса у нас нет».
 
Можно ли территории договориться с крупным бизнесом, который пока в большинстве своём живёт в логике «как можно больше ресурсов за меньшую компенсацию»? Надежда есть. Работники начинают повышать требования не только к рабочим местам, но и к территории, значит и КБ приходится меняться.
 
Запрос есть и у администрации городов, которая теряет население, а это практически все города постсоветского пространства. Но администрация – это одна из самых напряжённых социальных систем – это операционная система города, которая управляет всеми системами в ручном режиме. При этом все решения концентрируются в одной точке – мэр. И сегодня от компетенций мэра зависит как всё работает. Сейчас администрации сложно, так как появились субъекты системы с которыми она никогда не работала и работать не умеет, расширилась федеральная повестка, а городская администрация всё также «отвечает за всё». Хотя, например, явно не тянет стратегическую повестку города или создание рабочих мест, а отдать не может или просто некому.
 
И, конечно, первый заказчик на креативную экономику и на образование – креативный класс, который начал накапливаться в городах вопреки всему. У них запрос на образование не как на социализацию, а как на получение компетенций, потому что реальные компетенции – это возможность заработать. Базовый запрос на образование: объясните как всё устроено, дайте реальный опыт – учиться только у практиков, минус такого образования – «проседает теория». Кроме того, у них есть запрос на кооперацию, «научите работать в коллективе, где нет главных и подчиненных – работать в сложных горизонтальных системах». «Сейчас у нас весь креативный класс выглядит как ремесленники, так как на уровне системы управления они находятся в 11 веке, а любая сложная продукция – это результат кооперации разных специалистов».
 
Образование и креативная экономика
 
Нас никогда не учили думать локальной экономикой. Территория как локальная экономика не работает – каждый пытается заработать на чём-то своём. Локальная же кооперация позволяет зарабатывать на внешних рынках, где ключевая ценность – уникальные технологии. А они напрямую зависят от того, как территория свой уникальный опыт конвертирует в современный запрос.
 
Переход к кооперации сложнейший. Каждый из субъектов должен измениться, начать думать. Ведь горизонтальность – это не просто «все вместе и все равны», должна быть специализация – кто чем занимается, кто какой результат выдаёт. Результат кооперации – совместная реализация сложных проектов с реальными выгодами для каждого участника.
 
При этом совсем не обязательно начинать с грандиозных, масштабных проектов, нужно попробовать начать с небольших, неразрушающих существующую систему. Например, День города – отличная возможность спроектировать совместно, породить межсубъектные коммуникации. Сделать День города, как место продажи городских услуг, а не как концерт заезжих звезд. Развитие общественных городских пространств – ещё одна возможность совместных проектов.
 
Креативный рынок – это результат сложнейшей коммуникации всех со всеми. Совместные сложные проекты как раз и есть ответ, как развивать коммуникацию. И образование здесь играет ключевую функцию. Оно является платформой, так как только образование способно удерживать такой уровень сложности, такое многообразие компетенций и выстраивать это как некую систему. Креативную экономику может запустить только образование.
 
Сейчас все институции, которые на эту экономику претендуют в ней не участвуют, потому что работают по старой модели. Новая образовательная модель – это переход к другой модели деятельности. И в этом образовании ключевыми компетенциями становятся: фасилитация, модерация, медиация и пр., – социально-гуманитарные компетенции выходят на первое место.
 
Исходя их этого и были попытки сконструировать новые образовательные проекты на сессии.
 
Что дальше
 
Последнее время в стране и регионе прошло немало различных стратегических и проектных сессий, многие из которых закончились «проектами на бумаге», поэтому скепсис по поводу результатов таких мероприятий велик не только у сторонних наблюдателей, но даже и у самих участников. Это не стало исключением. «Вся наша цепочка деятельности выглядит как беганье по неработающим схемам. Мы часто делаем не задаваясь вопросом – зачем? Мы всегда находимся в ситуации, что кто-то должен поставить внешнюю оценку. Нужны собственные внутренние критерии, но нет инструментария», – говорит Святослав.
 
Отвечая на вопрос «А-П»: «В чем цель этого мероприятия?», он сказал: «Моя задача – расширить картину мира людей, которые занимаются образованием, а задача участников – поспорить с ней и в результате этого спора родить какие-то совместные проекты. Поиск идей, проектов, которые могли бы разных субъектов объединить, чтобы они начали получать/ применять новый опыт. Цель это семинара – запустить саморазвивающиеся процессы. Где в нашей жизненной практике есть опыт самоорганизации? Такие проектные семинары нужны, чтобы каждый из нас увидел, что то, что он думает, то что волнует его и других. Каждая самоорганизация строится на том, что вы берёте на себя ответственность. Задача – дать механизм как брать ответственность в сложных кооперационных проектах, чтобы вместе дойти до результата. У нас технологии самоорганизации в образовании нет: мы не учим самостоятельно думать, принимать решения, знакомиться, выходить из зоны комфорта, менять профессию, меняться».
 
По мнению Андрея Кречетова, ректора КузГТУ им. Т.Ф.Горбачёва, одного из участников сессии, полезность подобного мероприятия в том, что «любая модель позволяет наиболее системно взглянуть на многие вещи, тем более, если это взгляд со стороны. А это, в свою очередь, позволит выйти на решение, которое мы сами сможем реализовать».
 
В результате двухдневной работы были сформированы рабочие группы по нескольким направлениям, которые пытались выработать совместные проекты, понимая, что они находятся в конкурентом поле. «Полетят» ли эти проекты покажет время.
 
Галина Красильникова
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко