-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 20.09.2018

Сергей Никитенко: «Роль Ассоциации в создании условий и формировании перспективных точек роста»

Сергей НИКИТЕНКОПрошедшее лето и начало осени прошло в Кузбассе под знаком разработки стратегии социально-экономического развития до 2035 года. Уголь Кузбасса будет развиваться по сценарию «быстрого рывка» – планируется увеличение ее добычи к 2030 году до 350 млн тонн с сегодняшних 241 млн (в 2017г.). При этом глава региона Евгений Цивилев в своих презентация стратегии отмечал, что «в развитии углепрома следует делать ставку на подземную добычу». О том, какую роль может и должна играть машиностроительная отрасль региона «А-П» поговорил с директором Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергеем НИКИТЕНКО.

– Сергей Михайлович, исторически сложилось, что машиностроительная отрасль в нашем регионе, прежде всего, обслуживает угольную. Понятно, что при таких заявленных планах развития главной отрасли Кузбасса, машиностроители не могут остаться в стороне. Как Ассоциация видит своё участие в реализации Стратегии-2035?
– Когда руководители ведущих машиностроительных заводов нашего региона объединялись в ассоциацию, то в устав включили такую задачу: «Участие в формировании структуры рынков оборудования и технологий угольной, горно-рудной и др. отраслей с целью инновационного, технологичного и энергосберегающего развития угольных, горнорудных, транспортных и др. компаний, а также с учетом возможностей и интересов машиностроительных предприятий – членов Ассоциации». Как директор я считаю, что это направление в работе ассоциации – самое важное, и мы планомерно идём по этому пути. По сути, мы создаём условия и формируем перспективные точки роста в регионе. И Вы правильно сделали акцент, что машиностроительная отрасль, в основном, ориентирована на добывающую отрасль. Но, машиностроение также отображает и уровень развития технологий в добывающей отрасли. Мы активно работали над программой развития Кузбасса совместно с Институтом угля ФИЦ УУХ СО РАН и Департаментом промышленности Кемеровской области. Как результат – мы сформировали проект «Межрегиональный кластер производителей горношахтного оборудования», который  вошел в программу.

– В чём суть этого проекта?
– Сначала хочу отметить очень важный момент: проект ориентирован на решение технологических проблем горнодобывающей отрасли региона, где ежедневно борются за сокращение объёмов подготовительных работ, капитальных и эксплуатационных затрат, за повышение производительности труда и снижение себестоимости добычи, а также ищут возможность извлечения запасов из оставленных ранее охранных целиков. Поэтому, проект направлен на создание роботизированных очистных комплексов для разработки мощных угольных пластов, которыми богат Кузбасс. Проект обеспечивает реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в части повышения эффективности добычи углеводородного сырья, а также перехода к интеллектуальным, производственным технологиям и роботизированным системам. Этот проект – плод совместной работы бизнеса ведущих отраслей, научных организаций и органов власти.
Что он может дать Кузбассу? По самым скромным расчётам машиностроители получат стабильные заказы на новые виды оборудования около трёх миллиардов рублей ежегодно. Угледобывающие компании решат большинство из вышеописанных проблем. Будут реализованы результаты многолетних научных исследований, проводимых сотрудниками Института угля – наука реально становится одной из производительных сил в регионе. Органы власти получат рост предпринимательской активности, рабочие места и дополнительные доходы в бюджет. 
Ещё один очень важный момент: проект ориентирован на формирование внутреннего рынка потребления машиностроительной продукции добывающими компаниями не только в Кузбассе, но и в России, а также имеет чётко выраженный экспортный потенциал. Например, он может дать «второе дыхание» шахте им. Ф.Э. Дзержинского – единственной работающей шахте в Прокопьевске, которая находится под угрозой закрытия. На ней сейчас работают более 1000 человек, которые через год могут остаться без работы. При этом, уголь, который на ней добывается – высококачественный, востребованный на рынке. В предлагаемых технологиях добычи исключены буровзрывные работы, применяется принципиально новый не имеющий мировых аналогов безвзрывной способ управления труднообрушаемыми кровлями – метод направленного гидроразрыва.
Организация опытного участка на шахте и внедрение новых роботизированных систем позволят на несколько десятилетий обеспечить стабильную работу предприятия и, соответственно, нашим машиностроителям стабильные заказы. Машиностроительную продукцию ждут также в Индии и Грузии, где горно-геологические условия залегания угольных платов схожи с условиями прокопьевско-киселевского района. Это подтверждает экспортный потенциал наших разработок, что очень важно для программы развития Кузбасса. Вот все это мы и называем – кластер.
Проект также получил официальную поддержку Минэнерго России.

Новые технологические процессы, разрабатываемые в рамках кластера, проходят апробацию на создаваемых в Институте угля макетных образцах оборудования
– А что Вы можете сказать про смену ориентира на подземную добычу? Что машиностроители могут предложить здесь?
– Себестоимость добычи угля открытым способом дешевле, чем подземным. Что может способствовать такому переходу, кроме прямых запретов и законодательных ограничений? У открытчиков есть свои технологические проблемы: многие разрезы сегодня достигли или достигают критической глубины, когда в составе себестоимости одной тонны угля более 60% – это затраты на его транспортировку на поверхность. И здесь для угольщиков следующие варианты. Первый – уходить под землю – добывать подземным способом. Второй – «развезти» вскрышу, что десятилетиями на борта отсыпали (ведь, работали «в долг у природы»), вновь вскрыть угольные пласты. На это нужны средства, время на перевозку пустой породы, там тоже много вопросов...
Но есть и технические решения этих вопросов – крутонаклонный конвейер или грузовые канатные дороги. Их применения позволит «устроить передышку» и подготовиться к следующему этапу, например, к подземной добыче. Сейчас просто эта ситуация, действительно, назрела, она вынуждает открытчиков «уйти под землю», а заодно и поправить экологию.
 
– А аналоги этого решения есть?
– У угольщиков нет. Но нигде в мире никто ещё из угольщиков не уходил на глубину 400 метров открытым способом. Аналогичные решения применяют золотодобытчики. У нас в Кузбассе в конвейеростроении развиты компетенции, у нас сложилась уникальная ситуация – наши машиностроители делают конвейеры мирового уровня и давно уже вытеснили с местного рынка иностранных производителей. Крутонаклонные конвейеры – это новые горизонты для наших машиностроителей, освоение нового вида техники, который никто в мире пока не производит. 
Конечно, там есть технологические сложности, но всё реалистично. У нас есть институт Кузбассгипрошахт, который может всё это рассчитать и спроектировать. Есть сложности в изменении технологического процесса – надо отказаться от автомобильного транспорта, и от всего, что с этим связано, но, как я уже сказал, ситуация такая, что в скором времени большинству разрезов всё равно придется эти задачи решать. И лучше для региона решать их в связке с местной наукой и машиностроительной отраслью.
 
– Накануне Дня машиностроителя, что бы Вы пожелали всему Кузбассу и машиностроительной отрасли в частности в связи с новым этапом развития региона?
– Всё новое «приносит вред», так как ломается привычный образ жизни, технологические уклады, законодательная сфера, взаимоотношения и т.д. Но, мир устроен так, что если вы не выработали в себе способность постоянно изменяться под изменяющиеся внешние условия, то о «сладком» будущем мечтать не приходится. Это также относится и к коллективам предприятий машиностроительной и добывающей отраслей. И вот им я искренне желаю не бояться перемен, обретать новые знания и смело реализовывать их в своей деятельности. Только так можно сформировать новые и стабильные источники доходов, которые, в свою очередь, позволят поднять на высокий уровень качество нашей жизни в Кузбассе.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко