-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 26.10.2017

Фискальный пресс усиливается, а «законодательство принимает карательный уклон»

 
За прошедшие 9 месяцев с начала года в консолидированный бюджет на территории Кемеровской области (с учётом поступлений по организациям, состоящим на учёте в Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам г. Москвы) поступило 112,1 млрд рублей, что на 38,4 млрд рублей или на 52% больше уровня соответствующего периода прошлого года. Такой рост полностью укладывается в общероссийскую тенденцию. За 8 месяцев текущего года налоговые платежи в федеральный бюджет выросли на 32% относительно соответствующего периода прошлого года (данных за 9 месяцев пока нет).
 
Основной тренд

Сами представители налоговых органов связывают такой рост поступлений с улучшением экономических показателей добывающих компаний и с эффективностью налогового администрирования. Как отметил Сергей Вахрушев, зам руководителя управления ФНС по Кемеровской области: «Высокие темпы роста поступлений – в значительной степени реализация «очищения» налоговой среды, в том числе с помощью автоматизированных систем контроля, таких как АСК-НДС. Сокращение число фирм-однодневок, которые применяются недобросовестными налогоплательщиками для уклонения от уплаты НДС. Этому способствует также масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ. На основании информации о недействующих юридических лицах и выявлению схем минимизации налоговых поступлений в бюджет путем использования различных механизмов дабы не заплатить в бюджет все суммы налоговых платежей».

В свою очередь, Юлия Литовцева, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса юридической компании «Пепеляев групп» на XII Сибирском налоговом форуме, который состоялся в Кемерове в середине октября, отметила, что «бизнес крайне встревожен происходящим». Усиление фискального давления стало основным трендом последних лет. Причём, как отмечали участники форума со стороны бизнеса и практикующих юристов, происходит это по всем направлениям.
Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, опираясь на практику своей работы, выделила ключевые проблемы, с которыми сталкивается бизнес, при взаимодействии с налоговыми органами. Это – темы должной осмотрительности, необоснованной налоговой выгоды, а особое обострение, по её мнению, сегодня получила тема дробления бизнеса для предприятий, применяемых упрощённую систему налогообложения. При этом она отметила, что, так как налоги, которые платят предприятия на «спецрежимах» идут в муниципальный бюджет, переводя их на общий налоговый режим, изымаются деньги непосредственно из местных бюджетов.

По поводу решения вопросов с фирмами-однодневками Юрий Лысенко, руководитель Сибирского отделения компании «Пепеляев Групп» высказал определённый оптимизм: «Сейчас мы переходим от старой концепции к совершенно новым подходам в налоговых доктринах, которые нужно учитывать. Есть позитивные изменения в вопросе «фирм однодневок». Искренне уверен, что ситуация с ними окончательно решится в течение двух ближайших лет. Предпосылок решения этой проблемы четыре: внедрение системы НДС с 2015 года и НДС-2; обеспечение достоверности URL; интернет ресурсы на сайте федеральной налоговой службы; банки играют ключевую роль в этом вопросе. Это помощники налоговой службы. Можно сказать, что они являются агентами налогового контроля».

Кстати, это новая тема – по поводу банков – агентов налогового контроля, как проинформировала Елена Латышенко, привела к тому, что «в короткое время 500 тыс. счетов предпринимателей были закрыты», а сам бизнес узнал про это уже по факту. «Вроде и законодательство особо не меняется, а вот позиция, практика и трактовка меняются постоянно», – отметила она.

Изменение судебной практики в спорах между налоговыми органами и налогоплательщиками подтвердил Евгений Тарибо, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ: «С точки зрения конституционного суда, мы видим этот крен на переинтерпретацию старых положений, которые ранее толковались одним образом, а сегодня максимально толкуются в фискальных целях». Но при этом он философски заметил, что можно к этому вопросу подходить и так: «та практика была неправильной...».
 
Ответственность и банкротство

Все последние изменения законодательства о банкротстве, нормативные акты, которые были приняты применительно к банкротству и стали основными инструментами при взыскании налоговых недоимок, являются, по сути, продолжением или подтверждением основного тренда. В декабре прошлого года была усилена субсидиарная ответственность, затем установлена законом ответственность контролирующих лиц, сюда нужно добавить ещё письма ФНС России, всё это серьёзно влияет на бизнес и на решения, как его стоит вести. Как пошутил Юрий Лысенко, «империя наносит ответный удар».

Параллельно, в обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.),  появляются разъяснения, что, во-первых, инициировать дела о банкротстве можно на основании неподтвержденных судебным решением недоимок по налогам и платежам в пенсионный фонд, во-вторых, основанием для банкротства может быть задолженность юридического лица по НДФЛ, который в банкротстве относится ко второй очереди. И, в рамках обособленных споров, доказывать можно теми материалами, которые были получены налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля.

По мнению Юлии Литовцевой, «очевидно, что законодательство принимает определённый карательный уклон», расширился перечень лиц, с которых может быть взыскана недоимка в виде убытков, субсидиарной ответственности в рамках делах о банкротстве, и уже сейчас привлекают к ответственности лица, совершенно далёкие от реального получения выгоды от бизнеса. Кроме того, можно говорить об обратном действии норм в законодательстве о банкротстве. «Я очень надеюсь, что это привлечёт внимание конституционного суда, дело в том, что последние изменения в закон «О банкротстве», принятые в июле 2017 года, вопреки всем гражданско-правовым принципам говорят о том, что правовые нормы имеют обратное действие, и новые основания для субсидиарной ответственности можно применять к тем лицам, действия которых имели место задолго до вступления в силу этого закона. Такого правового нигилизма я давно не встречала и надеюсь, что соответствующая жалоба дойдёт до конституционного суда», – сказала она.

Кроме того, по её мнению, «все эти изменения снижают стандарт доказывания вины контролирующих лиц. В закон введён целый ряд новых презумпций, которые облегчают привлечение к ответственности. И, более того, перераспределение презумпции доказывания сведено к следующему: если раньше в гражданском праве существовал известный постулат «добросовестность предполагается, если не доказано обратное», то на сегодняшний день нам говорят о совершенно другом. Практически, вина предполагается, а доказывать нужно свою добросовестность».

И ещё, по данным зам руководителя управления ФНС по Кемеровской области Сергея Вахрушева, на сегодняшний день сильно расширены обеспечительные меры: «Мы накладываем обеспечительные меры не только на самого руководителя и на имущество руководителя, учредителя, но и на подконтрольных ему лиц, то есть если руководитель или учредитель является учредителем или руководителем в других юридических лицах, то мы вправе по заявлению в суд наложить обеспечительные меры на подконтрольных лиц руководителя или учредителя».

Правда, пока нельзя говорить о том, что все эти нововведения дали значительную прибавку бюджету. В Кемеровской области в рамках дел по субсидиарной ответственности в этом году за 9 месяцев подано 57 заявлений на сумму 5,5 млрд рублей, из которых удовлетворено 25 на сумму 183 млн рублей, а реально поступило в бюджет только 23 млн рублей (в прошлом году – 1,3 млн).

Анастасия Сорокина,
Галина Красильникова
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко