-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 20.07.2017

Промышленность растёт вместе с ценами?

Недавно Центробанк заявил о «шоковом» для него темпе июньской инфляции, который составил 4,4% в годовом выражении против 4,1% в мае. Потребительские цены, по данным Росстата, за первое полугодие выросли на 2,3%. Но, это в целом. Инфляция на промышленные товары ещё больше. Среди обывателей зачастую принято по этому поводу «спускать всех собак» на производителей, но, если приглядеться внимательней, то окажется, что и производители тоже повышают цены не просто так. Один из факторов, влияющих на себестоимость продукции, – тарифы и цены на энергоносители, транспортные расходы.
 
Энергетический рост

По данным Кемеровостата, индекс цен производителей промышленных товаров за январь-май 2017 года по отношению к аналогичному периоду 2016 года составил 148,8%. Индекс тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом – 103,1%. По виду экономической деятельности «производство, передача и распределение электроэнергии» – 106,4%.

Заметим, что пугающая цифра роста почти в 50% у кузбасских промышленников, в основном, обеспечена сегодняшней ценой на уголь, но для региона это как раз хорошо –  за счёт угля он живёт. Наибольшее внимание здесь стоит уделить другим показателям. Возьмём, к примеру, электроэнергию, на которой, в отличие от того же газа, завязаны все отрасли.

По данным исследований РАН и НИУ ВШЭ, которые привёл генеральный директор UC Rusal Владислав Соловьев в июньском письме министру экономического развития Максиму Орешкину (об этом писала газета «Ведомости»), повышение цены на электроэнергию на 1% снижает ВВП страны на 0,11-0,12% и увеличивает инфляцию на 0,2-0,45% в годовом выражении.

Характерно, что последние годы идёт снижение объёмов потребления электроэнергии в Кемеровской области. По данным ОАО «СО ЕЭС», опубликованным на сайте ассоциации «НП Совет рынка», в 2012 году регион потреблял около 34 млн МВт/ч, то в 2013 году – 33,1 млн МВт/ч, в 2014 году – 32,2 млн МВт/ч, в 2015 году – 31,2 млн МВт/ч, 2016 году – 16,8 млн МВт/ч.

Это притом, что объём потребления электроэнергии населением рос вплоть до 2015 года. Например, в 2012 году население потребляло 3 млн МВт/ч, а в 2015 – 3,2 млн МВт/ч. В 2016 году произошел спад и данный показатель составил 3,1 млн МВт/ч.

Средняя цена мощности в 2012 году была 122,5 руб./МВт, 2013 – 140,5 руб./МВт, 2014 – 157 руб./МВт, 2015 – 217 руб./МВт, 2016 – 262 руб./МВт. Фактическая среднеотпускная цена электроэнергии для конечных потребителей на розничном рынке электроэнергии выросла с 2,24 руб./КВт-ч в 2012 году до 3,01 руб./КВт-ч в 2016 году. Таким образом, за пять лет электроэнергия выросла для потребителей почти в полтора раза.

Угольщики о тарифах

Самыми крупными потребителями электроэнергии в Кузбассе, безусловно, являются угольные компании, которые ежегодно только увеличивают добычу угля.
«Наш поставщик закупает электроэнергию на оптовом рынке, её стоимость может колебаться в зависимости от объёмов закупки. Помимо этого, уголь – рыночный товар, и цена на экспорт формируется исходя из актуального соотношения спроса и предложения. Внутри страны цена на энергетический уголь также идёт в русле мировых трендов», – говорит технический директор ГК «Каракан Инвест» Алексей Воробьев.

По его словам, для предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых открытым способом, есть два основных блока факторов, которые оказывают значительное влияние на себестоимость.

«Внутренние факторы определяются горно-геологическими условиями, и они мало подвержены влиянию извне, – продолжает он. – К ним относятся: коэффициент вскрыши, плечо транспортировки горной массы и крепость пород. Из них наиболее сильно может повлиять на себестоимость плечо транспортировки. Другой блок факторов – внешние, и на первом месте здесь стоит стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ), так как большая часть горной техники работает на дизельном топливе. Объём затрат на ГСМ в общем объёме затрат может составлять более 30%. На втором месте стоит стоимость запасных частей, в том числе шин для грузовой техники. Ещё одним внешним фактором, влияющим на себестоимость нашей продукции, являются затраты на буровзрывные работы, которые зависят от цен, которые устанавливают подрядчики. В нашем случае, мы можем влиять только на внутренние факторы, например, наиболее эффективно управлять горнотранспортным автопарком, сокращать плечо транспортировки горной массы, реализовывать политику бережного отношения к технике и стараться минимизировать затраты на ремонт».

Согласно данным Кемеровостата, индекс цен по виду экономической деятельности «добыча угля» составляет 192,4%, «производство кокса» – 197,7%. Естественно, эти данные не накладываются ни на какие инфляционные процессы в стране, в том числе, связанные с тарифами на электроэнергию и грузоперевозки. Тем не менее, один тариф угольщиков беспокоил всегда – тариф на железнодорожные перевозки. Особенно остро его влияние ощутили в прошлом году, когда было сильное падение цен на «чёрное золото» на мировом рынке. В 2016 году грузовой тариф ОАО «РЖД» поднялся на 9%, что в совокупности с другими факторами повлекло увеличение транспортных расходов на экспорт угля более чем на 34%.

«Такое существенное увеличение транспортных расходов усугубит и без того тяжёлое экономическое состояние угольщиков, приведёт угледобывающие компании к необходимости изыскивать дополнительные средства, а областной бюджет не получит от угольной промышленности 2 млрд рублей налога на прибыль. Как следствие, сокращение программ социально-экономического развития и падение уровня жизни населения. Пострадают бюджеты и других угледобывающих регионов России», – отметил прошлой осенью в своем письме к министру энергетики РФ Александру Новаку, заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу и президенту ОАО «Российские железные дороги» Олегу Белозерову губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
Однако тарифы продолжают расти. В 2017 году индексация грузовых тарифов РЖД достигла 4%.

По данным МСФО за 2016 год, которые опубликовала газета «Ведомости», EBITDA монополии составила 442 млрд рублей. Благодаря росту погрузки угля за шесть месяцев 2017 года дополнительная прибыль составила 43 млрд рублей. «В этих условиях постоянная надбавка сверх инфляции бессмысленна, возможно, только разовое решение отдельных проблем с последующим возвратом в виде пониженной индексации», – считает источник издания в компании-грузоотправителе. По его словам, при общей стоимости перевозки 1 т угля из Кузбасса на Дальний Восток в размере 1940 рублей 4%-ная индексация грозит грузоотправителям дополнительными 77 рублями за 1 т груза. А дополнительная надбавка в 2% на инфраструктурную часть удорожает доставку ещё почти на 28 рублей.

Тем не менее, на июльском совещании в администрации Кемеровской области по актуальным вопросам развития угольной промышленности при заместителе министра энергетики РФ Анатолии Яновском вопрос о тарифах РЖД, во всяком случае, публично, не поднимался. Скорее всего, дело в том, что угольщиков сейчас волнует куда более острая проблема – сокращение объёмов грузоперевозок из-за летнего ремонта железных дорог.

«Каждый год нас обрезают, когда до 40% снижение, это существенно для компании и восстановить эти контракты не предоставляется возможным. Мы согласны на какие-то просадки в летний период времени, железная дорога должна ремонтироваться, но то, что в этом году происходило, реально невосполнимо ни для бюджета, ни для нас. Надо согласовывать действия», – высказался на совещании президент ПАО «Кузбасская топливная компания» Игорь Прокудин.

По мнению угольщиков, согласование модернизации транспортной инфраструктуры РЖД с учётом интересов угледобывающих предприятий и предварительным ознакомлением их с планами ремонтов путей помогло бы шахтам и разрезам планировать объёмы отгрузки в течение года, а значит, выполнять экспортные контракты и сохранять завоеванные ниши на мировых рынках.

Анатолий Яновский обещал обсудить этот вопрос с главой РЖД Олегом Белозеровым.

«Коммунальные платежи» машиностроителей

Себестоимость продукции в машиностроении от тарифов на грузоперевозки зависит в меньшей степени, чем в угольной отрасли.

Как рассказал «А-П» главный экономист АО «Кемеровский механический завод» (КМЗ, входит в концерн АО «НПК «Техмаш» ГоскорпорацииРостех) Игорь Терещук, в стоимости продукции  предприятия затраты на коммунальные расходы, тепловую и электрическую энергию, транспорт составляют менее 10%. Рост тарифов закладывается в себестоимость продукции уже на стадии формирования бизнес-плана предприятия на будущий год, поэтому повышения тарифов не является для завода «неприятным сюрпризом».

Следует отметить, что машиностроение региона сегодня оживает, что особенно было заметно на последней международной выставке «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке. Производители отмечают увеличение спроса со стороны угольных предприятий на фоне рост цен на уголь. Это подтверждается и данными статистики. По информации Кемеровостата, индекс производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, за январь-май 2017 года составил 165,5% по отношению к АППГ, а в мае – превысил показатели АППГ в 2,3 раза! Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – в 2,6 раза и в 4,1 раза соответственно. Производство прочих транспортных средств и оборудования, наоборот, отстало, – 94,8% и 75,1%. При этом индекс цен в графе «производство машин и оборудования», не включенных в другие группировки», составил за отчётный период 104,6%.

Казалось бы, заказы идут, цены растут в пределах официальной инфляции в целом по стране, чего ещё надо, но большинство контрактов имеют долгосрочную перспективу, а по долгам прошлых относительно «тяжелых» лет расплачиваться надо уже сейчас. За период экономического затишья у многих предприятий сформировалась задолженность не только перед налоговым органом, но и по зарплате перед своими работниками. Сейчас ситуация начала понемногу выправляться, но некоторые так и не смогли решить свои основные финансовые проблемы до сих пор, в том числе по задолженности перед поставщиками энергии.
Так, кредиторская задолженность ООО «Юргинский машзавод» (Юрмаш) во второй половине 2016 года составляла более 6 млрд рублей при выпуске продукции на сумму 1,5 млрд рублей в 2015 году и порядка 3 млрд рублей в 2016 году.

На февраль 2017 года Юрмаш задолжал ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово» почти 172 млн рублей, из которых около 137 млн рублей – просроченная задолженность. Стоит отметить, что задолженность формировалась годами. При этом рост цен на газ в 2015 году составил 7,5%, а в 2017 году – 3,9%. В 2016 году повышения не было.

Поскольку вопрос с погашением долга не решался, поставщик ограничил предприятию газоснабжение. Газ потребляет Юргинская ТЭЦ, находящаяся на балансе завода, причем в качестве вспомогательного топлива в периоды резких похолоданий. Более того, ТЭЦ, кроме завода, отапливает 98% жилого фонда Юрги. Понимая ситуацию, «Газпром межрегионгаз Кемерово» наложил ограничение на использование газа только для нужд предприятия, но эта мера решить проблему полностью не помогла. После очередной пролонгации ограничительных мер поставщик вынужден был обратиться в суд. В итоге в начале июля 2017 года Арбитражный суд Кемеровской области взыскал с Юрмаша в пользу «Газпром межрегионгаз Кемерово»  сумму долга (34,9 млн рублей) и неустойку в размере 35,7 млн рублей. У предприятия есть месяц на оспаривание решение. И это проблемы только по оплате за газ, а была еще задолженность предприятия за электроэнергию.

На этом фоне машиностроители Кузбасса вынуждены вести жёсткую конкурентную борьбу с импортными производителями, которые, несмотря на западные санкции, не теряют интереса к российскому рынку, более того, расширяют свою экспансию на нем, в том числе за счет локализации производства и сервиса. Например, в июне  в Белове был торжественно открыт Ремонтно-Складской комплекс «Кузбасс» для обслуживания парка машин и механизмов Liebherr. О начале строительства своего сервисного центра в Беловском районе заявила компания «Восточная техника» – официальный дилер Caterpillar в России. Открытие нового объекта планируется не ранее конца 2018 года. Широкий спектр своей продукции поставщики из-за рубежа представили не только на новокузнецкой выставке горно-шахтного оборудования, но  и на недавнем форуме-выставке «Кузбасский День поля» в Промышленновском районе, где предлагали сельхозтехнику местным фермерам.

Безусловно, отечественные машины значительно дешевле импортных (порой разница исчисляется в разах), но существует множество других факторов, которые заставляют местный бизнес поступаться с патриотичными принципами и закупать «чужое». Причём речь идёт не столько о качестве (многое российское оборудование, особенно, ГШО, уже не уступает в этом вопросе зарубежным аналогам), сколько о развитости сервиса и различных финансовых программ (рассрочка платежа, отсутствие предоплаты и прочее). На всё это, как и на модернизацию производства в целом,  нужны деньги. Пока же их хватает только на решение текущих проблем, погашение старых долгов и то, как видим, не у всех.

Рост цен при падении рынка

В отличие от угольной отрасли и машиностроения отрицательная ситуация складывается сегодня  на рынке строительных материалов, но цены растут и здесь. В качестве примера можно взять производство цемента.

Согласно данным СМ ПРО, по итогам пяти месяцев 2017 года на предприятиях Сибирского Федерального округа (СФО) выпущено чуть более 2 млн тонн цемента, что на 15,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом средняя цена приобретения цемента строительными организациями (с НДС и доставкой) по данным Федеральной службы государственной статистики увеличилась за этот период на 8,5% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года».

По словам исполнительного директора СМ ПРО Евгения Высоцкого, рост цен и тарифов естественных монополий (газ, электроэнергия, транспортировка), снижение объёмов производства продукции и соответственно рост себестоимости, а также наличие достаточного количества подвижного состава и автоцементовозов – всё это влияет на повышение цены для конечного потребителя.

«Рынок цемента Сибири является высококонкурентным. Из-за этого рост цен на цемент существенно отстает от роста цен на другую промышленную продукцию. Если бы динамика цен на цемент за последние 10 лет соответствовала фактическому изменению индекса цен промышленной продукции, 1 тонна должна продаваться не менее, чем за 5 500 руб/т с НДС и доставкой. Это, по нашему мнению, «справедливый» уровень цен. Сегодня 1 тонна цемента в CФО с учётом НДС и стоимости доставки обходится потребителю в среднем от 3800 руб/т (Западная Сибирь) до 4500 руб/т (Восточная Сибирь)», – отметил он.

По мнению экспертов, на снижении объёмов производства цемента сказываются сокращение темпов строительства жилья, снижение экспорта в Казахстан, отсутствие достаточного количества крупных инфраструктурных проектов, и… архитектурные тенденции – при строительстве современных зданий стены возводят не из железобетона или кирпича, а из металлоконструкций, стекла и сэндвич панелей.

Кроме того, местным производителям портят и так не очень хорошую картину коллеги из ближнего зарубежья. В частности, речь о Казахстане, который импорт цемента из России сократил, а экспорт в неё увеличил, искусственно занизил курс тенге к рублю. Это притом, что сибирские производители в основном базируются на старых энергозатратных мощностях, которые производят цемент «мокрым» способом, а в Казахстане уже построено несколько новых предприятий с энергоэффективным «сухим» производством.
 
Энергосбережение – не  панацея

Конечно, производители в меру своих сил пытаются сокращать потребление энергии и влияние её на себестоимость продукции. Например, угольщики применяют светодиодное освещение отвалов, промышленных площадок, а также внутри бытовых и офисных зданий, системы автоматического включения/выключения света. Приобретают горно-шахтное и горно-транспортное оборудование с энергосберегающими технологиями.

Российские цементные предприятия осуществляют переход с «мокрого» способа на «сухой» способ производства для сокращения удельных затрат на единицу продукции. По словам Евгения Высоцкого, текущие меры, которые производители цемента принимают для сокращения затрат на энергоресурсы – это и автоматизация производства, и программы малой модернизации, и приобретение новой техники.

«На сокращение транспортных затрат цементники влияют лишь частично, приобретая вагоны или автоцементовозы для доставки готовой продукции покупателям. Основная же затратная часть при транспортировке продукции формируется тарифами РЖД, стоимостью аренды подвижного состава, а также политикой государства в отношении грузоперевозок продукции», – отметил он.

Примечательно, что в этом процессе принимают участие и сами энергетики. Так, в мае 2017 года АО «СО ЕЭС» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» провели семинар-совещание для предприятий Кемеровской области, на котором представили механизм ценозависимого снижения потребления (ЦЗСП), позволяющий предприятиям по собственному усмотрению сокращать энергопотребление, тем самым, снижая цены на электроэнергию.

Перед этим они провели опрос среди представителей разных отраслей, в том числе угольной, машиностроения и строительной. Представители угольной отрасли и машиностроения, поддержавшие проект, в качестве основного резерва по снижению энергозатрат указали отключение электропотребляющего оборудования (например, насосов и электропечей), а респонденты строительной отрасли оказались не готовы участвовать в проекте.

«Для всех категорий потребителей основной причиной отказа от участия в проекте является невозможность снижения электропотребления в силу непрерывности технологического процесса и отсутствия технологической возможности. Также в качестве причин потребители указывали экономическую нецелесообразность, зависимость производственных процессов от полученных заказов и малый объём возможного снижения потребления электроэнергии», – пояснили «А-П» в пресс-службе Кузбассэнергосбыта.

«При переходе на энергосберегающие технологии наряду со снижением производственной себестоимости увеличиваются инвестиционные затраты, – высказывает свое мнение Евгений Высоцкий. – Таким образом, в условиях высокой стоимости банковского капитала, ограниченности доступа к более дешёвому иностранному капиталу, переход на энергосберегающие технологии не так очевиден».
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко