-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 22.06.2017

ПМЭФ: курс на цифровизацию

 
Россия вступает в эру цифровой экономики – эта тема в рамках общей – переход мировой экономики к новому промышленному укладу стала одной из ключевых на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), проходившем в этом году 1-3 июня в Санкт-Петербурге.
 
Будущее где-то рядом

И, хотя в российской реальности экономика, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова «полностью определяется ценой на нефть», цифровизация и всё что с ней связано, стало ключевой темой обсуждения многих панелей и круглых столов форума, а фраза вице-премьера Игоря Шувалова о том, что президент «заболел цифровой экономикой» наиболее комментируемой.

В своём выступлении на пленарном заседании Владимир Путин сообщил, что «по его поручению Правительство подготовило программу развития цифровой экономики и что Россия делает ставку на развитие цифровых технологий как основы хозяйственной деятельности и госуправления».

Поворот к цифровизации должна была продемонстрировать и личная встреча на форуме Владимира Путина с Виталиком Бутерином, основателем одной из крупнейших в мире блокчейн-платформ Ethereum. И сообщение зампредседателя Банка России Ольги Скоробогатовой о том, что ЦБ будет разрабатывать национальную криптовалюту. По её словам, пилотные проекты ЦБ будет реализовывать совместно с участниками финансового рынка и ассоциацией «Финтех», первые наработки появятся через 2-3 года. Цифровая валюта будет создана на базе технологии распределенных реестров (их существует порядка десяти, самая известная – блокчейн).

На панельной дискуссии «Большие данные в цифровой экономике: товар или национальное достояние», Андрей Белоусов, помощник Президента РФ сказал: «Мы стоим на пороге глубочайших фундаментальных изменений в образе жизни людей, в образе деятельности компаний, сопоставимых с индустриальной революцией и с приходом электроэнергии в мир человека. В течение 10-20 лет мы получим кардинальные изменения в жизни человеческой цивилизации, связанные с тем, что большие данные будут играть ту же роль, что и электроэнергия. Это будет основным ресурсом, и если мы говорим об экономической составляющей – основным средством капитализации, основным средством получения добавленной стоимости».

По мнению Андрея Белоусова, цифровая экономика представляется в виде сложной многоуровневой структуры. Верхний уровень – это те сервисы, те бизнес-процессы, те организации, которые непосредственно генерируют добавленную стоимость и которые обеспечивают капитализацию. Это, прежде всего, новые рынки, которые существенно зависят от использования больших данных, такие как рынки беспилотных средств, это то, что связано с навигацией, это промышленный интернет, это логистика, это те рынки, где появились так называемые «диструкторы» – компании, которые, опираясь на цифровые платформы, на использование больших данных сметают существующие бизнес-модели и бизнес-процессы.

В качестве классического примера таких изменений он привёл компанию Uber, создавшую одноименное мобильное приложение для поиска, вызова или оплаты такси или частных водителей, которое практически «убило» традиционное такси. При этом он напомнил, что ещё до Uber появился целый ряд аналогичных компаний, и «первые в этой области были распространители музыки, которые, убирая посредников, убили практически всю традиционную индустрию».

Следующий уровень – регуляторный. «Сегодня во всём мире, не только у нас в стране есть  чёткое понимание, что существующая нормативная среда абсолютно неприспособленна для цифровой экономики». Потом, инфраструктура – оптоволоконные сети, центры обработки данных, которые существуют, совершенно не соответствуют тем масштабам накопителя, тем масштабам работы с цифрой которые сегодня возникают. Дальше – это технологические заделы. «Любая экономика, которая претендует на автономное самостоятельное развитие, должна иметь у себя целый набор компетенций, критический набор технологий, которые могут и должны быть использованы для работы с цифрой, с большими данными». И последнее, но, может быть, по мнению Андрея Белоусова, самое важное, это область подготовки кадров: «Сегодня мы выстраиваем систему подготовки кадров, основанную на профессиональных стандартах. Есть целый ряд аргументов, что для специалистов в области цифровой экономики такая модель попросту непригодна. Нам это всё предстоит осмыслить и с этим работать».

И это только начало. Как заметил на той же панельной дискуссии президент, председатель правления ПАО «МТС» – Андрей Дубовсков: «Рано или поздно всё будет программой, и мы очень активно движемся в сторону «матрицы», как бы это футуристично не казалось».
 
Законы отстают

По словам Алексея Репика, президента Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Цифровая экономика задаёт поведенческие паттерны, меняя нашу действительность так быстро, как мы не могли до этого рассчитывать». По его мнению, «все цифровые платформы помогают создать новую систему транспарентности отношений, причём не только между потребителями и предпринимателями, но и между ними и государством», и «это хороший способ вывода индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан из теневого сектора экономики», что «очень сильно и очень быстро меняет деловую среду». В качестве примера он привёл новый закон о введении он-лайн касс, который вступает в силу уже этим летом. «Всё это сможет и уже формирует новые подходы к той экономике, которая постепенно начинает замещать традиционную, классическую экономику больших предприятий, больших производственных активов».

Но основная проблема, которая сегодня стоит на пути развития цифровой экономике, о чём говорил и Андрей Белоусов – это нормативная среда. «Сегодня в национальном законодательстве РФ и международном законодательстве нет кодификации понятия больших данных. Необходима унификация к условиям их хранения передачи и использования», – сказал руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. По его мнению, основные проблемы – это соблюдение права на неприкосновенность частной жизни; отсутствие правовой регламентации обработки больших данных в нашей стране и во всем мире, и отсутствие системы госконтроля.

По данным Деметрио Руссо, вице-президента по региону Восточная Европа Nokia Corporation, в Европе в 2018 году планируется принять «общие законы, которые будут регулировать вопросы защиты данных, таким образом, подход к теме больших данных будет унифицирован, все компании будут работать по одним правилам по одним законам вне зависимости от того, где они расположены».

Тигран Саркисян, председатель коллегии «Евразийская экономическая комиссия», сказал, что в декабре 2016 года на встрече президентов Евразийского экономического союза было принято решение о создании общей «цифровой повестки», создана рабочая группа, которая уже к ноябрю этого года должна представить основные тезисы общих стандартов.

Но многие эксперты также обращали внимание на соблюдение баланса между техническим прогрессом и регуляторикой. Как отметил Андрей Дубовсков, вопросов здесь много: «Это вопрос и силы регулирования, превентивности, проактивности или реактивности, применения к конкретной зоне, времени и т.д.». И чтобы этот баланс соблюсти, по мнению Александра Жарова, «подходы к регулированию законодательства надо писать совместно – государство вместе с бизнес сообществом, причём не только с теми, кто обрабатывает и генерирует большой объём пользовательских данных, но и теми компаниями, которые эти данные используют. Только диалог и партнёрство дадут приемлемый результат». Правда, конкретных «подходов» предложено не было, только Игорь Щеголев, помощник президента РФ заметил, что «такие дискуссии помогают находить правильные решения».
 
Технологическая платформа

На круглом столе «Россия на связи», в котором участвовал Николай Никофоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ и руководители крупнейших российских телекоммуникационных компаний, обсуждали перспективы запуска 5G в России, как основной технологической платформы развития цифровой экономики.
Заметив, что «это, безусловно, самый цифровой из экономических форумов», министр сказал, что «без цифровой трансформации, без системных усилий нашего государства, мы не сможем обеспечить, ни повышения качества жизни, ни поступательный экономический рост». Поэтому сейчас прорабатывается перечень проектов, «чтобы это стало реальностью. Но рассчитываем, прежде всего, на активность нашего частного инвестора, зарубежных инвесторов, которые связывают свой бизнес с российским рынком и готовы инвестировать в нашу экономику и своими технологиями, и технологическим потенциалом, и финансово».

Почему разговор идёт о 5G,  когда проникновение такой услуги, как 4G ещё только 20%? Отвечая на этот вопрос, Николай Никофоров заметил, что «количество подключенных устройств будет драматически возрастать, и в этих условиях никакие сети, ни 3G , ни 4G не справятся». Особенность технологии 5G, по его мнению, в том, что «мы можем обслуживать большее количество устройств на кв. км и значительно сократить  количество миллисекунд, которые проходят при передаче сигнала от базовой станции до самого устройства. Вот в этих условиях мы получим принципиально новую среду передачи данных, которая подстегнёт дальнейшую цифровизацию».

Представители телекоммуникационной сферы, подтвердив принципиально свою технологическую готовность к переходу к новому поколению, обратили внимание на препятствия, которые мешают это сделать «прямо сейчас».

Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2, так охарактеризовал ситуацию: «По сравнению с временем, когда запускалось 4G, на сегодняшний день отрасль находится в более сложном состоянии, она не готова внедрять 5G, особенно, если на отрасль будут накладываться дополнительные обязательства государством и смежного характера вещи».

Сергей Солдатенков, генеральный директор ПАО «МегаФон», выразился ещё прямее: «Прорывного развития 5го поколения я пока не вижу. Я пока занят расчётами с «законом Яровой». По его мнению, обязав операторов платить за хранение данных, государство отодвигает сроки внедрения 5G, поэтому нужны какие-то другие ходы, например, разделив эту плату на всех, введением «налога на безопасность», раз ради безопасности всех граждан это и затевалось.

Министр по поводу «закона Яровой», сказал, что министерство понимает эту проблему: «Работа идёт, мы  делаем это в рамках подзаконной базы, это непростой диалог, но он есть, чтобы мы выработали сбалансированную модель с точки зрения сроков внедрения, масштабов. Наша задача найти некий баланс. Работа ещё не завершена».

Михаил Осеевский, президент, ПАО «Ростелеком», обратил внимание ещё на один аспект, мешающий возврату инвестиций в новую технологию: «Посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, расход домохозяйств не растёт, наши люди сегодня массово не готовы тратить деньги на многие из тех сервисов, которые мы сегодня обсуждаем. Готова ли сегодня наша экономика, наш частный сектор активно инвестировать в технологии постиндустриального Интернета? Думаю, что нет. Здесь очень важны среднедушевые доходы, готовность тратить на изменение своего качества жизни, готовность муниципалитетов активно инвестировать и создавать эти новые технологии, в том числе для транспорта, для ЖКХ, для безопасности – это очень  дорого».

Кстати, здесь, по мнению операторов, могло бы помочь государство, которое может стимулировать массовый спрос и инвестиции. В качестве примера были приведены «умные города» – «Если государство примет как стратегическую задачу, что все наши города выше какого-то определенного уровня жителей должны будут Smart и пропишет, что за этим  должно стоять, это вызовет инвестиции в инфраструктуру, поскольку мы будем понимать, как операторы, что это будет востребовано».

Ещё один вопрос, который волнует все операторов – это «расчистка частот». Как сказал Сергей Эмдин: «Мы должны решить на каких частотах 5G будет существовать, приемлемые частоты 700-800 МГц на сегодняшний день во многом заняты другими пользователями, которые  не поддерживают самые перспективные технологии, и если мы хотим дать путь 5G эти частоты так или иначе должны быть расчищены». В этом вопросе министр обещал содействие.

По вопросу объединения усилий по построению инфраструктурного оператора мнения разошлись. По словам Михаила Осиевского: «Нам важно прийти к пониманию того, что такую инфраструктуру надо создавать вместе, и тема создания инфраструктурного оператора очень правильна. И это вопрос времени, когда мы начнём обсуждать возможные подходы к созданию такой общей платформы, я думаю, что это горизонт нескольких лет». На что Андрей Дубовсков возразил: «У нас очень большая степень пересечения со всеми операторами. По нашим оценкам 25-30% инфраструктуры так или иначе находятся во взаимной аренде. Принципиальное отличие 5G от 4G или 3G только в одном – технология 5G потребует размещения в городах базовых станций через каждые 100 м – на светофоре, на рекламной конструкции, на стене дома и т.д. Их будет на порядки больше, чем сейчас Вопрос – нужен ли  инфраструктурный оператор для того, чтобы в городах у оператора, как у хозяйствующего субъекта, появилась возможность поставить базовую станцию на стене дома или на светофоре? Ответ один – с каждым владельцем недвижимости оператору нужно будет договариваться отдельно. Органика здесь более продуктивна».

Несмотря на скепсис крупнейших операторов, Николай Никифоров сказал: «Мы хотим, чтобы в 2024 году сети 5G были развернуты во всех городах с населением от 300 тыс. жителей. Мы не хотим, чтобы государство вмешивалось, нужно, чтобы это были частные компании, которые имеют глобальные амбиции. И мы понимаем, что если будет экономический смысл для компаний, то это сработает, если не будет, то нет. Роль государства же должна сводиться к некой общей регуляторике, подготовке кадров и иногда к стимулированию исследований и разработок».
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко