-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 22.09.2016

Операция «Кооперация»

Развитие кузбасского машиностроения всё чаще идёт по пути реализации проектов не одним заводом, а двумя, порой даже несколькими предприятиями Кемеровской области. Во многом движет этот процесс политика импортозамещения и контрсанкций. Однако и сами машиностроители утверждают, что кооперация всегда была одним из обязательных условий их существования и успешного развития.
 
Совместное производство

Сегодня практически ни одно предприятие не работает в одиночку, особенно, если оно занимается изготовлением сложных конструкций. Киселёвское ООО ПО «Гормаш», производя горно-шахтное оборудование (подвесные устройства типа УП, УПСГ, УПБГ, УПГ-2М, ЧУ, парашюты ПТКА и ПТКПА, различные конструкции клетей и прочее), в рамках кооперации использует изготовление деталей литейного производства и гальваническое покрытие. В случае загруженности своих мощностей, либо изготовления сложной продукции размещает заказы на других предприятиях, где могут изготовить сложные отливки особо ответственного назначения. «Серийная товарная продукция нашего предприятия включает в себя детали литейного производства: парашюты ПТКА (ПТКПА) включают в состав вкладыши,  в составе вагонетки и тележки – пара колесная, в составе устройства прицепного УПП 2,8 – крюк, – рассказывает генеральный директор ООО ПО «ГОРМАШ» Вадим Жалеев. – Гальваническое покрытие выпускаемой продукции осуществляется для заказчиков, работающих в условиях крайнего Севера для надежной и безопасной эксплуатации.

ОАО «Анжеромаш» работает в кооперации с ООО «Юргинский машиностроительный завод», который производит ковку высоколегированных сталей, и с киселёвским заводом «ОМТ» – ролики для ленточных конвейеров. «Многие детали мы можем изготовить сами, но когда их нужно несколько тысяч, заказываем по кооперации, – рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Анжеромаш» Виктор Ившин. – Причём стараемся обращаться к местным – кузбасским производителям, так как большую роль играет транспортное плечо. Но ряд вопросов приходится решать с привлечением заводов на Урале, в Ижевске. Компания «СУЭК» планирует начать изготовление мощного ленточного конвейера на базе «Сиб-Дамель». Перед этим они обсудили производство с нашим руководством. В результате, было решено, что изготовление редукторов и барабанов ленточных конвейеров будет производить «Анжеромаш», а механизмы натяжения, став, ролики и прочее – «Сиб-Дамель». Напомним, что это предприятие (входит в АО «СУЭК-Кузбасс») занимается изготовлением и ремонтом  горношахтного оборудования, сервисным гарантийным и постгарантийным обслуживанием электрооборудования собственного производства, а также поставляемого на шахты АО «СУЭК-Кузбасс» польской фирмой «Damel» и чешским производителем «Хансен-Электрик».

По мнению генедиректора ООО «Сиб-Дамель» Юрия Люкина, кооперация сегодня – это и тактический ход, и стратегия будущего. «Весь мир работает в кооперации, и мы не исключение, – говорит он.  – Что-то делаем сами, что-то изготавливают другие предприятия, но в итоге мы в кратчайшие сроки получаем готовую продукцию, которая по своему качеству полностью удовлетворяет потребности заказчика. Впервые вопрос о кооперации перед ООО «Сиб-Дамель» встал в 2015 году – на тот момент у нас не было технической возможности изготавливать определенные компоненты».

Стоит отметить, что именно в прошлом году компания начала интенсивно осваивать новые производства. Так, в 2015 году было запущено производство ленточных конвейеров шириной от 800 мм до 1600 мм. Ленточные конвейеры ООО «Сиб-Дамель» сегодня успешно работают, например, на шахте «Северная» ОАО «Ургалуголь». В их производстве принимают участие сразу несколько заводов: «Красный октябрь», «Сибэлектро»,  «Damel», «Хансен-Электрик» и другие. По словам Юрия Люкина, это тот случай, когда все комплектующие для ленточных конвейеров предприятие способно производить самостоятельно, но кооперация позволяет значительно сократить сроки производства.

Широко известен совместный проект ООО «Сиб-Дамель» и компании «Объединенные машиностроительные технологии» (ОМТ) по производству взрывозащищенных электродвигателей, который начал осуществляться в рамках программы импортозамещения. Комплектующие для двигателя поставляет польская компания «Damel», универсальный корпус изготавливает ОМТ, а сборку и тестирование осуществляет «Сиб-Дамель». На сегодняшний день первый (пилотный) электродвигатель уже изготовлен и находится на испытаниях в АО «НЦ ВостНИИ». К началу 2017 года испытания будут завершены, продукция – сертифицирована, после чего новый продукт запустят в серийное производство.

В 2017 году планируется начать производство ещё одного нового вида оборудования – взрывобезопасных компактных станций для проходческих забоев. В разработке проекта принимали участие предприятия АО «СУЭК-Кузбасс» совместно с чешской фирмой «Хансен-Электрик». В результате, корпус будет изготавливать ООО «Сиб-Дамель», а электрику компания из Чехии. Часть деталей будет производить ОАО «Черногорский ремонтно-механический завод» (входит в состав ООО «СУЭК-Хакасия), «Сиб-Дамель»  будет собирать, тестировать и отправлять оборудование на шахты. Только в следующем году планируется изготовить порядка 35 компактных станций.

Для создания новых проектов необходимы инвестиции. Только за предыдущие пять лет АО «СУЭК» инвестировало в развитие компании ООО «Сиб-Дамель» порядка 500 млн рублей и ещё 100 млн рублей планируется вложить в этом году. Вложения обеспечили обновление и регулярное пополнение станочного парка, увеличение численности персонала, и, таким образом, наращивание производственных мощностей. С одной стороны, это может в дальнейшем немного сократить или оставить на прежнем уровне темпы кооперации при больших объёмах производства, так как у предприятия растут свои возможности, что даёт меньше повода привлекать к производству оборудования других производителей. С другой, увеличение производственных мощностей способствует кооперации с другими предприятиями для создания новых проектов, реализация которых ранее была невозможна и открывает новые горизонты в этом направлении.

Ещё одно предприятие АО «СУЭК-Кузбасс» – производственная единица (ПЕ) «Спецналадка», которое в полной мере вовлечено в общий трудовой процесс, закрывая потребности шахт АО «СУЭК-Кузбасс» по арочной крепи, рукавам высокого давления, новой быстровозводимой костровой крепи, подвесному монорельсовому пути стандартного профиля и планирует приступить к выпуску МПД из усиленного профиля, обладающего превосходящей грузоподъемностью.  В отличие от продукции ООО «Сиб-Дамель», в основном, это все простое оборудование, с производством которого предприятие легко справляется самостоятельно, и вопрос кооперации здесь остро не стоит, хотя, без него тоже не обходится.

«С момента вхождения предприятия в состав АО «СУЭК-Кузбасс» начался процесс интеграции, и продолжается по сегодняшний день, – рассказывает заместитель директора по планированию, развитию и маркетингу ПЕ «Спецналадка» Максим Пешкин. – Общий тренд – отказ от услуг сторонних подрядчиков, импортозамещение, и мы поэтапно в него включаемся. Там, где наша производственная база ещё не позволяет – привлекается другое предприятие компании или подрядчик. Наша компания постоянно развивается, осваиваются новые задачи и выпуск новой продукции, как следствие – необходимо реконструировать производственную базу или прибегать к помощи другого предприятия в краткосрочной перспективе».

В качестве примера можно привести производство стрелочных переводов с автоматическим дистанционным управлением. Причём инициатива разработки новой продукции в данном случае исходила от самих потребителей. Некоторое время назад в ПЕ «Спецналадка» от шахтеров поступило предложение о замене механических стрелочных переводов для монорельсовой дороги на пневматические. В результате, предприятие на участке №3 занялось их разработкой и запуском в производство совместно с фирмой ООО «Камоцци Пневматика».
 
Сотрудничество в инновациях

Стоит отметить, что кооперация в кузбасском машиностроении происходит, в том числе, и на научно-техническом поприще. Напомним что в Институте угля ФИЦ УУХ СО РАН для разработки технологий, ремонта и изготовления опытных образцов деталей и узлов горнодобывающего оборудования совместно с Кузбасским центром сварки и контроля и Ассоциацией машиностроителей Кузбасса (АМК) была создана специальная комплексная лаборатория диагностики и восстановления потенциально опасного оборудования, а также малое инновационное предприятие «ИнТехПромИнжиниринг». Цель лаборатории – изготовление опытных образцов новых изделий и внедрение их на предприятиях. Уже сегодня есть некоторые результаты проектов, к реализации которых подключаются не только кузбасские заводы.

Совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана «ИнТехПромИнжиниринг» в рамках федеральной программы «Старт» Фонда содействия инновациям отработал уникальную технологию оребрения труб для использования в теплообменных аппаратах. В лаборатории Института угля уже изготовлены первые образцы водяных калориферов для шахтных установок, создан испытательный стенд, с помощью которого выявили наиболее оптимальные технологические параметры. После оформления всей необходимой документации, получения сертификата продукции будет открыт доступ на рынок. Планируется, что производить калориферы будет машиностроительный завод – один из членов АМК, а «ИнТехПромИнжиниринг» будет производить для него уникальные комплектующие.

Проект Института угля ФИЦ УУХ СО РАН – технология направленного гидроразрыва для обрушения кровли, как услуга, уже покупается шахтами не только в Кузбассе, но и за рубежом. Институт угля оказывает её совместно с ООО «ИнтехПромИнжиниринг», которое изготавливает необходимое для реализации этого способа оборудование и оснастку, а также обеспечивает технологическую часть операции. В результате такого сотрудничества угольные компании получают научно-технические услуги с инжиниринговым приложением.

Наиболее масштабным примером кооперации можно считать сотрудничество предприятий и Института угля в рамках реализации проектов новых видов крепи:  механизированная крепь с управляемым выпуском для отработки мощных пологих угольных пластов и «шагающая крепь» для крутонаклонных угольных пластов.  В разработке проекта участвуют сразу несколько крупных российских компаний, в том числе зарубежных (подробнее в материале «Создавая машиностроение будущего»).

«Ни один завод не обладает технологическим потенциалом, позволяющим изготавливать новые виды крепи, – поясняет генеральный директор ООО «ИнТехПромИнжиниринг» Сергей Никитенко. – Поэтому мы, прежде чем  подавать  заявку на финансирование из федерального бюджета, заранее спрашиваем предприятия, кто, что может сделать, и какие инвестиции нужны для этого в развитие производства. Общая стоимость комплекса составляет не один млрд рублей. Если мы скооперируемся и освоим все виды изделий – это будет уже не просто кооперация, а практически кластер».

Обособленно или сообща?

Несмотря на множество положительных примеров кооперации среди машиностроительных предприятий Кемеровской области, существует мнение, что сегодня данное направление развито недостаточно. Сергей Никитенко, выделяет несколько причин, по которым кооперация у нас отстаёт от желаемого уровня. «Во-первых, пока наши заводы в большей мере чувствуют себя конкурентами, чем партнёрами, особенно это проявляется при выходе на торги, – говорит он. – Во-вторых, отсутствует надлежащее сервисное обслуживание. Каждый завод производит что-то своё, в сервисе отсутствует комплексный подход между производителями, а заказчику интересно обслуживание комплексов в целом. В-третьих, в кузбасском машиностроении не развиты инжиниринговые услуги. Инжиниринг – это предварительное обоснование проекта для заказчика и компоновка всего системного решения. Это не просто проект. Инжиниринг даёт ответ, можно ли сегодня из каких-то элементов скомпоновать тот или иной комплекс, насколько он технологичен, экономичен и конкурентоспособен на рынке, имеется ли соответствующий производственно-технологический и конструкторский потенциал. Именно поэтому мы развиваем услуги инжиниринга в рамках АМК. Сейчас много примеров, когда завод передает изготовление каких-то комплектующих изделий из своего заказа другому предприятию. Но, это не совсем кооперация. Это просто разовое оказание услуг по производству определенных деталей. Кооперация – это, когда объединились, сделали и продали вместе какой-то продукт. Она нужна для того, чтобы производить продукцию, которую отдельный завод неспособен произвести в силу разных причин, будь то отсутствие технологических мощностей и финансов или наличие определённых рисков».

По мнению Виктора Ившина, кооперация – это обязательная стратегия в современной экономике. «Кооперация – одна из важных составляющих машиностроительного производства, утверждает он. – Если предприятие не имеет необходимых мощностей или не обеспечивает требуемое качество, но у него есть партнер, способный выполнить работы качественнее  и быстрее, они встречаются на этапе создания проекта или его освоения и договариваются. При этом любая кооперация, даже, если вы уже имеете необходимые производственные мощности, требует дополнительных финансовых затрат, подготовки производства».

По его мнению, о необходимости кооперации и говорит вся сложившаяся ныне мировая практика в машиностроении.  «Любая иностранная фирма самостоятельно производит от силы 25% продукции – остальное размещает заказами на других предприятиях по кооперации, – поясняет Виктор Ившин. – Например, в Германии я был на заводе, который изготавливает проходческие комбайны. Их основная работа – изготовление исполнительного органа и рамных конструкций, а всё остальное (конвейер, редукторы, ходовая часть и прочее) делают другие предприятия. При этом склад комплектующих изделий, которые предприятие получает в рамках кооперации, крупнее самого завода. В России исторически сложилось иначе. Со времен Сталина страна готовилась к войне по принципу, что всё производство должно концентрироваться в одном месте. В своё время такой подход к развитию промышленности оправдал себя, но сегодня мы из-за него и болеем. Мировая практика совсем другая, поэтому там уровень качества продукции значительно выше нашего. Кто-то хорошо делает редукторы, кто-то конвейеры. Все производители могут находиться даже в разных странах, но в итоге они производят единую качественную продукцию. У нас кооперацию до сих пор не воспринимают, как должное.
 
В первую очередь, этому препятствуют устаревшие взгляды многих собственников машиностроительных предприятий. На каждом заводе есть хорошие специалисты, трезво оценивающие обстановку на рынке, но их собственникам не нужны программы развития на 5-10 лет, крупные инвестиции. В советское время был госплан, но даже он предусматривал план кооперации. Даже тогда это работало, хотя все закупки проводились через министерства. А сейчас все базируется только на инициативе без поддержки сверху. В такой ситуации проще продукт начать изготавливать самому, чем договориться о кооперации с кем-либо».

По словам Вадима Жалеева, конкретно в случае ООО ПО «Гормаш» основной проблемой, характерной для коопераций, является активный рост цен на материалы и комплектующие, а также цен на изготовление деталей литейного производства и гальваническое покрытие.
«При этом стоимость изделия остается прежней, – отмечает он. – Тем самым предприятие несёт двойные убытки: во-первых, приобретает ту же деталь, но уже по более дорогой цене; во-вторых, в связи с тем, что данная деталь стоила дешевле, дополнительные средства на приобретение данных изделий выделяются из других статей расходов или из прибыли».

По мнению одного из экспертов «А-П», объективных факторов, мешающих развитию кооперации в машиностроении региона нет. «Это вопрос выстраивания каких-то цепочек, – говорит он. – Может быть, у нас нет достаточного количества сложных продуктов. Кроме того, когда создаются какие-либо товарищества, возникает проблема учёта и контроля. Один начинает вести учёт, а другой – пытается его контролировать. Каждый участник исходит из своих личных интересов. В результате, приходят к выводу, если хочешь сделать хорошо, сделай это сам». По мнению большинства экспертов, кооперация производства – неотъемлемая часть экономики в любой период, будь то кризис или подъём. Она положительно сказывается на качестве продукции, продвижении её, как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Однако для её развития также нужны условия.

Максим Москвикин
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко