-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 23.06.2016

Пищевые цепочки

 
Экспансия федеральных ритейлеров в регионы продолжается, в первую очередь, продовольственных. В этих условиях местным производителям важно научиться не только находить дорогу на полки федеральных сетей, но и обезопасить себя независимыми каналами сбыта.

Развитию альтернативных видов торговли, и, прежде всего – нестационарной, было посвящено заседание экспертно-консультативного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кемеровской области и агропродовольственной гильдии Кузбасской торгово-промышленной палате 16 июня. Как сообщила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена Латышенко, уже в скором времени ожидается принятие поправок к федеральному законодательству (в частности, к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»), которые предусматривают упрощенную процедуру предоставления предпринимателям земельных участков под нестационарные торговые объекты (НТО) сроком до 7 лет; а также возможность для  добросовестных предпринимателей продления таких договоров по истечении 7 лет без проведения торгов.

Председатель Агропродовольственной гильдии и генеральный директор ООО «Астронотус» Роман Романенко отметил, что сотрудничество с торговыми сетями сегодня невыгодно небольшим производителям: «Отсрочка оплаты отгруженной продукции составляет, как правило, 45 дней. А некоторые недобросовестные организации задерживают оплату и до 70 дней. Ещё следует учесть возвраты. Конкуренция между сетями усиливается, а страдают от этого переработчики! Если раньше на одной линии было 2 магазина, сейчас их 5. Естественно, что покупателей больше не становится, поэтому продукция не реализуется. А договор с поставщиком заключается так, что нереализованную продукцию он должен забрать. На других условиях договор с тобой никто не заключит, особенно это касается федеральных сетей».

Обсуждая действия муниципальных властей в отношении незаконно установленных торговых объектов, Елена Латышенко отметила: «Хотелось бы, чтобы  предприниматели имели возможность легализовать свой объект – войти в правовое поле, уплачивать соответствующие платежи, налоги и вести прозрачную деятельность. Тем более что в разных муниципалитетах у нас складывается разная практика, а хочется, чтобы правила для предпринимателей Кемеровской области были более-менее общими».

Одна из актуальных проблем предпринимателей – подключение НТО к электричеству. Дело в том, что правила благоустройства Кемерова, например, предусматривают возможность такого подключение лишь подземным способом, а это обязывает получать согласование. «Хорошо, если этот объект простоит 5-7 лет, – продолжает бизнес-омбудсмен. – Но эти же правила действуют и в отношении сезонных объектов, которые простоят считанные месяцы».

По словам  Романа Романенко, очень удобной для предпринимателей является мобильная торговля через специально оборудованные автомобили, но власти её часто запрещают, причём правила здесь непрозрачны: «Многие спрашивают, почему вот этому можно, а мне рядом встать нельзя? Но адекватный ответ получить не могут, и недовольство возрастает. Экономическая ситуация в стране сегодня такова, что любая копейка, которую можно быстро получить за реализацию своей продукции – большое подспорье».

Впрочем, некоторые участники совещания уверены, что значение нестационарной торговли в поддержке местных производителей сильно преувеличено.

«Нестационарные торговые объекты, конечно, могут служить местом реализации для мелких товаропроизводителей, которые не могут войти в торговые сети, но это не панацея – конкурировать с ценами крупных сетевых ритейлеров, которые те могут держать очень низкими из-за так называемого «эффекта масштаба», практически невозможно», –  пояснила после совещания начальник отдела потребительского рынка областной администрации Наталья Наумова.  В то же время «основными принципами при выборе поставщика у крупных федеральных компаний служат современная упаковка продукции, штрих-кодирование и маркировка товара, возможность своевременных поставок с сохранением качества, полное документальное сопровождение товаров, наличие достаточных производственных мощностей для поставок необходимых объёмов и уровень цен, и это становится «препятствием для небольших местных производителей, которые в большинстве своём не имеют необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети», отметила начальника отдела. По её данным, доля кузбасских производителей на полках сетевых ритейлеров в среднем составляет сегодня 30%, «при этом обращения к сетям об её увеличении по законодательству могут носить лишь рекомендательный характер».

Тем не менее, пути увеличения сбыта местной продукции всё-таки есть. По мнению Натальи Наумовой, очень перспективной является идея объединения небольших ферм в кооперативы, которые уже будут выстраивать отношения с торговыми сетями наравне с крупными поставщиками. Такая практика уже внедряется, например, в Вологодской области. Ещё один путь для мелких производителей подсказал заместитель председателя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций Совета народных депутатов Кемеровской области Егор Каширских – это продажи через собственные Интернет-магазины с курьерской доставкой. Такие магазины уже действуют и на территории Кузбасса.

По итогам 2015 года доля сетевых магазинов в обороте розничной торговли пищевыми продуктами (включая напитки и табачные изделия) составляла в Кузбассе 43,4% при среднем показателе по стране в 30,6% (по данным Росстата). Отметим, что ещё в 2011 году она была всего 17,6%.  При этом за прошлый год эта доля даже снизилась – с 48,1% до 43,4%, однако это скорее временное колебание. Особенно, если учесть, что в прошлом году и в конце 2014 года обанкротилось и ушли с рынка сразу несколько заметных по величине региональных «игроков» – новокузнецкие сети «Континент вкуса» (ООО «Продукты»), «Ваш гастрономыч» (ООО «Биг Хоом»), «Солнышко» (ООО «Новокузнецкобувьторг» и ООО «Кия-1»), кемеровское ООО «Аквамаркет» (супермаркеты «Акватория», «Экономька» и др.).

В этом году тенденция продолжилась – бизнес группы компаний «Регионмарт» (магазины «Чибис», «Спутник», «Поляна») могут перейти под контроль Бинбанка за долги. При этом крупные федеральные компании («Лента», «Магнит») только наращивают своё присутствие. В апреле в Новокузнецке открылся первый магазин французской сети «Ашан», по сведениям участников рынка, присматривается к Кузбассу второй в России ритейлер X5 Retail Group («Пятерочка»).

По данным отдела потребительского рынка областной администрации, на 1 июня текущего года в Кемеровской области работают 25 продовольственных сетевых ритейлеров, которые представлены более 1,2 тыс. магазинами разного формата.

Среди них не только сети федерального значения (помимо уже перечисленных, немецкая сеть Metro Cash & Carry, алтайская «Мария-Ра», новосибирская «Холидей Классик», красноярская «Светофор», томская «Ярче»), но и местные: «Бегемот», «Пенсионер» и другие. Однако конкурировать с федеральными сетями становится всё сложнее. Тем более это непросто в условиях сужающегося рынка: по данным Кемеровостата, оборот розничной торговли в продовольственном сегменте снижается ежегодно, начиная с 2013 года. Так, по итогам 2015 года он сократился, по данным Кемеровостата, на 13% к 2014 году (в сопоставимых ценах), а в 2014 году к 2013 году – на 9,8%.  Нетрудно предположить, что местным пищепереработчикам, которые и раньше жаловались на непростые взаимоотношения с торговыми сетями, стало ещё сложнее войти в число их поставщиков.

Ксения Сидорова
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко