Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[16 октября] «Ростелеком» в Кузбассе дал старт проекту «Азбука Интернета»
[15 октября] ВТБ улучшает условия по промо-вкладам на 0,6 п.п.
[11 октября] Райффайзенбанк и Mastercard вернут предпринимателям до 10% от покупок
[10 октября] Альфа-Банк предоставил малому и среднему бизнесу полноценную инфраструктуру для участия в госзакупках
[10 октября] ВТБ приступил к открытию спецсчетов в рамках законодательства о закупках


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Какие из внутренних проблем, на ваш взгляд, наиболее негативно влияют на развитие бизнеса (возможно несколько вариантов ответа):






результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 17.03.2016

Энергоресурсам нужна дисциплина потребления

 
2 марта прошло заседание «круглого стола» «Платёжная дисциплина на рынке энергоресурсов: закон – в помощь», организованного Кузбасской торгово-промышленной палатой (КТПП), Сибирской генерирующей компанией (СГК) совместно с группой изданий «Авант». Представители органов государственной власти, контролирующих органов, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и ТСЖ, малого и среднего бизнеса обсуждали платёжную дисциплину на региональном рынке энергоресурсов. Ключевыми вопросами дискуссии стали введение новых норм в сфере платежей за энергоресурсы, нынешнее состояние с платежами и сложившаяся практика работы с должниками, отношения ресурсоснабжающих организаций и потребителей.
 
Ужесточение ответственности

С начала нынешнего года вступил в силу федеральный закон об укреплении платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов. В соответствии с ним были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. Часть полномочий в этих вопросах делегирована субъектам Федерации.
Владислав Мищенко, член комитета по вопросам промышленной политики, ЖКХ и имущественных отношений совета народных депутатов Кемеровской области, сообщил, что по новому законодательству пеня за неуплату услуг ЖКХ теперь начисляется с 31 дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от невыплаченной суммы за каждый день. Начиная с 91 дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пеня будет начисляться в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, после трёх месяцев просрочки размер пени удваивается (в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ составляет 11%). Кроме того, для отдельных категорий потребителей  устанавливаются различные величины и порядок расчётов пени. Например, более жёсткие меры предусмотрены для управляющих компаний. Для них, если они не рассчитались с поставщиками, пеня начисляется с 1 дня просрочки после установленной даты платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (с 1 по 60-ый день неуплаты), 1/170 ставки рефинансирования – с 61-го по 90-й дни, 1/130 ставки – с 91-го дня просрочки платежа.

Законодательством определена группа не отключаемых потребителей. К ним отнесены шахты, котельные, предприятия с опасными производствами и др., и для них установлен отдельный порядок взыскания задолженности. Список таких предприятий должен устанавливать сам субъект федерации, но это возможно только после установления критериев на уровне Правительства РФ для таких хозяйствующих субъектов. Пока, как отметил Владислав Мищенко, такого документа нет. По-новому установлены с 2016 года наказания за административные правонарушения, увеличены штрафы. Например, при самовольном подключении к энергосетям штраф для граждан поднят с 3-4 тыс. рублей до 10-15 тыс., для должностных лиц – с 6-8 тыс. до 30-80 тыс., для юридических лиц до 100-200 тыс. рублей.
 
Кто копит долги

Сергей Короткевич, зам начальника государственной жилищной инспекции Кемеровской области, сообщил, что долги за жилищно-коммунальные услуги в Кузбассе на 1 февраля 2016 года составили 2,3 млрд рублей. О причинах появления такой большой задолженности он ничего не сообщил, но напомнил, что управляющие компании (УК) обязаны перечислять платежи за ресурсы не реже одного раза в 5 дней, нарушения такого порядка министерство энергетики определило как административные, однако, суды с таким подходом пока не соглашаются, и в Кузбассе пока нет вступивших в законную силу судебных решений об административных правонарушениях в порядке платежей. А вот начальник областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Дмитрий Рябцев отметил, что из задолженности в 2,3 млрд просроченная составляет уже 1,1 млрд рублей, невозвратная – 90,5 млн. «Повышение платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов – значимый вопрос, который находится под постоянным контролем региональных властей, – подчеркнул он. Однако, по его данным, за год долги за ЖКУ снизились всего на 62 млн рублей. Хотя уровень сборов собственно с населения колеблется в районе 98-100%, по некоторым территориям он иногда ниже, а иногда даже выше. В качестве «конкретных мер воздействия» по отношению к неплательщикам он назвал ограничения водо- и электроснабжения, которых с начала 2016 года введено около 30 тысяч, а мер избавления от неплатежей УК – заключение договоров о прямой оплате, которых только за январь 2016 года было заключено 1149. Дмитрий Рябцев ещё раз подчеркнул, что платёжная дисциплина оказывает непосредственное влияние на то, как ресурсоснабжающие организации выполняют свои производственные, ремонтные, инвестиционные программы.

Особенно сложной складывается в Кузбассе ситуация с неплатежами за другой важный энергоресурс – за электроэнергию. Евгения Баклан, директор по работе на оптовом рынке электроэнергии ОАО «Кузбассэнергосбыт», сообщила, что на начало февраля у компании накопилась дебиторская задолженность за электроэнергию в 3,2 млрд рублей, из которых 1,8 млрд – просроченная, процент реализации в январе 2016 года составил только 83% против 97% за весь 2015 год. «Пока справляемся с этими долгами успешно, но если они продолжат рост, нам придётся недоплачивать за передачу электроэнергии сетевым компаниям».

Рост задолженности за электроэнергию отражает общую ситуацию с неплатежами в коммунальной сфере. Как подчеркнула Елена Баклан, заметнее всего выросли долги предприятий именно этой отрасли – поставщиков других коммунальных ресурсов, водоканалов, теплоснабжающих организаций и др. При доле в общем потреблении электроэнергии, поставляемой «Кузбассэнергосбытом», в 9% эти потребители набрали 29% всех долгов, 944 млн рублей. «А ограничивать их мы не можем, ведь могут пострадать их потребители», – пояснила Елена Баклан.

Инна Бак, директор по работе с гражданами-потребителями ОАО «Кузбассэнергосбыт», отметила, что у компании 821 тыс. потребителей – граждан, и процент реализации им электроэнергии составляет около 100%. За прошлый год он составил 99,6%, но, поскольку сбыт этим потребителям имеет огромный размер, 4 млрд рублей, «даже один процент даёт прирост задолженности на 40 млн рублей, а 5% – уже 200 млн рублей, поэтому нужно держать планку». Традиционно, на фоне других территорий, высокий уровень задолженности потребителей Новокузнецка и Новокузнецкого района, 237 млн рублей, что составляет трехмесячное (!) начисление, Междуреченска, 26 млн рублей, Белово, 32 млн, Кемеровского района, 16 млн, Топок и Топкинского района, 12 млн. Как достижение представитель компании отметила, что за четыре года «только удалось остановить рост задолженности, и даже это можно считать определенным достижением». Около 500 управляющих компаний, по данным Инны Бак, накопили 208 млн рублей долгов, из которых 78% являются просроченными, и опять самой проблемной территорией выступает Новокузнецк, в котором накоплено 114,2 млн рублей, 55% всех долгов.

Почему именно такие территории как Новокузнецк, Междуреченск, Белово, Кемеровский район, не самые бедные и не самые неразвитые (если не сказать, наоборот), накапливают такие большие долги, эксперты ясно не смогли объяснить. Только Елена Камнева, заместитель директора СРО Ассоциации ЖКХ Кемеровской области, попыталась найти причину такого положения дел в Новокузнецке. По её мнению, всё дело в большом числе управляющих компаний в городе и сопутствующей этому низкой платёжной дисциплине.
 
Как бороться с неплатежами

Елена Камнева на примере Новокузнецка, пояснила, что все применяемые УК средства для воздействия на должников (отключения воды, канализации, электроэнергии, судебное взыскание) имеют ограниченное воздействие. К примеру, эффективность судебного взыскания при помощи судебных приставов составляет всего 45%, а 9% исполнительных листов возвращается из-за невозможности взыскания. Наименее эффективным является отключение электроэнергии, поскольку обратное включение очень легкое. Даже запирание канализации специальными устройствами не всегда срабатывает, поскольку «квалифицированный сантехник их убирает». По ёё мнению, грамотная работа самих управляющих компаний непосредственно с населением – один из факторов и своевременной оплаты, и эффективного решения в случае возникновения задолженности. Кстати, представители «Кузбассэнергосбыта» отметили, что перевод на прямые договоры жителей ряда многоквартирных домов Новокузнецка позволили остановить рост задолженности.

Крупнейшими поставщиками коммунальных услуг, естественно, выступают энергетические компании. Особенно важны их поставки тепла городам и посёлкам Кузбасса, а энергетикам в свою очередь важна своевременность оплаты тепла. Юрий Василенко, начальник управления по работе с дебиторской задолженностью Кемеровского филиала ООО «Сибирская теплосбытовая компания» (входит в СГК) отметил, что энергетикам приходится работать сразу по четырём направлениям, чтобы взыскать долги за тепло – досудебное, судебное взыскания, исполнительное производство, отключение услуги. По его данным, судебное взыскание оказывается вполне эффективным – за 2015 год только в Кемерове компания направила 1300 исков на общую сумму 950 млн рублей, и порядка 80-85% задолженности было погашено ещё до вынесения судебных актов. Однако для ведения судебных дел компании приходится содержать целый отдел специалистов.

В рамках исполнительного производства компании приходится взыскивать деньги со счетов потребителей в банках, обращаться к работодателям должников, добиваться запретов на регистрационные действия с объектами недвижимости. А самым эффективным средством воздействия на должников было и остается отключение их от поставок тепла и горячей воды.

Юрий Василенко сообщил, что есть план с 2017 года «реализовать схему прямых платежей – от потребителей сразу поставщикам, управляющие компании должны заниматься обслуживанием жилья, а не бегать за коммунальными платежами».

Так или иначе, дискуссия в ходе «круглого стола» показала, что до настоящей платёжной дисциплины в оплате жилищно-коммунальных услуг в регионе ещё очень далеко. Но как отметила Татьяна Мосейко, начальник департамента по работе с членами палаты Кузбасской ТПП: «Это мероприятие станет ещё одним шагом в совершенствовании механизмов работы по новому закону – все замечания и предложения, прозвучавшие в ходе данного круглого стола, будут формализованы и переданы в органы исполнительной и законодательной власти для дальнейшей работы».

Антон Старожилов
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 октября] Два инвестиционных лидера России работают в Кузбассе
[16 октября] За 9 месяцев 2018 года добыча угля в Кузбассе выросла на 5,4%, до 190 млн тонн
[16 октября] ВТБ в Кузбассе заключил соглашение с Агентством по привлечению и защите инвестиций
[16 октября] Председателем Сибирского банка официально назначена Татьяна Галкина
[15 октября] Еще три компании стали новыми резидентами ТОСЭР Новокузнецк

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко