-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 28.05.2015

ОСАГО: перезагрузка

Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Андрей И, директор Кемеровского филиала государственной страховой компании «Югория»
Виталий Княгиничев:
«Говорить об убыточности или прибыльности ОСАГО после повышения тарифов преждевременно»
Андрей И:
«Нестабильная экономическая ситуация в стране требует более частых корректировок»
 
Апрельское увеличение базовых тарифов по ОСАГО и территориальных коэффициентов в наиболее убыточных регионах позволяет рассчитывать на стабилизацию ситуации на рынке. И хотя о снижении убыточности «автогражданки» судить пока рано, регулятор уже сообщает о сокращении числа жалоб на отказы страховщиков продавать полисы.
 
Время перемен

Напомним, за последние полгода в законе об ОСАГО произошли существенные изменения.  С 12 апреля был повышен базовый тариф, чуть ранее были пересмотрены региональные коэффициенты по 22 субъектам РФ (Кемеровская область не вошла в их число). В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожал на 41-60%. Повышение тарифов участники рынка лоббировали не один год, мотивируя его необходимость тем, что базовый тариф не менялся с 2003 года, и стоимость ремонта увеличилась с тех пор в 1,5-2 раза. По данным директора кемеровского филиала страховой компании «Макс» Вячеслава Фёдорова, средний размер выплат по филиалу за эти годы вырос с 15,4 тыс. рублей  до 36,7 тыс. рублей.

Но о степени удовлетворённости произошедшим повышением тарифов говорить пока рано. Сами страховщики по этому поводу также воздерживаются от комментариев, отмечая, что достаточный для выводов объём статистики появится только к концу 2015 года. Тогда же будет понятно, перекроет ли рост страховой премии возможный рост убытков. Дело в том, что масштабные изменения произошли на рынке и в связи с расширением страхового покрытия. В октябре 2014 года были увеличены страховые суммы за вред, причинённый имуществу потерпевшего. С апреля 2015 года было расширено страховое покрытие по жизни и здоровью: со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей за каждого потерпевшего. Изменится и процедура получения выплат. Если ранее выплату в случае смерти получали только иждивенцы потерпевшего, то сейчас к ним добавляются ближайшие родственники. За счёт расширения круга выгодоприобретателей выплаты страховщиков увеличатся.
Компенсацию расходов на лечение, понесённых сверх программы ОМС, пострадавшие ранее получали, подтверждая их документально – чеками, квитанциями. Теперь будут выплачиваться фиксированные выплаты по таблицам, утвержденным постановлением Правительства, независимо от понесенных расходов. Если же фактические расходы превысят сумму, указанную в таблице, пострадавший вправе потребовать её увеличения в судебном порядке.
 
Прибыль или убытки?

«Говорить об убыточности или прибыльности ОСАГО после повышения тарифов преждевременно, – комментирует ситуацию руководитель дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – Сейчас действует слишком много разнонаправленных факторов, которые могут влиять на рентабельность рынка: с одной стороны – увеличение базового тарифа и корректировка региональных коэффициентов, с другой – повышение лимитов ответственности страховщиков, снижение уровня износа с 80 до 50%, включение утраты товарной стоимости автомобиля в структуру выплат. Помимо этого, страхование является инертным видом бизнеса, так что нужно значительное время для оценки результатов. Скорее всего, реальную картину мы сможем увидеть только после подведения итогов работы за 2015 год».
Отметим, что в поправках к законопроекту об ОСАГО содержится положение, предусматривающее с 2017 года переход на ежегодный пересмотр тарифов. По мнению директора Кемеровского филиала государственной страховой компании «Югория» Андрея И, «это правильно, но недостаточно»: «Нестабильная экономическая ситуация в стране требует более частых корректировок. Поставщики импортных запчастей для автомобилей, как правило, пересматривают цены раз в квартал, а так как большая часть расходов на восстановление транспортного средства связана с заменой запчастей, логичней было бы пересматривать тарифы тоже ежеквартально». Впрочем, эксперт добавляет, что «стоит принимать во внимание и доходы населения, которые могут существенно отстать от роста тарифов, и тогда полис станет дорогим удовольствием для большинства. Уже сегодня многие водители предпочитают ездить без страховки, полагая, что заплатить штраф в 500 рублей пару раз в год менее накладно, чем покупать полис ОСАГО». Отметим, что в стадии обсуждения сегодня находятся поправки, предусматривающие скидки на ОСАГО для малоимущих водителей. Чем закончится эта инициатива Минфина, покажет время. Но уже сейчас ряд экспертов считают данную меру популистской, и, прежде всего из-за сложности оценки реального материального положения автовладельца.
 
Рынок средней привлекательности

Изменения в закон об ОСАГО дал страховщикам возможность ценовой конкуренции на рынке. Речь идёт о тарифном коридоре, в рамках которого компании могут варьировать величину базового тарифа. Сегодня диапазон тарифного коридора составляет от 5% до 20%. Но, судя по отзывам автовладельцев, большинство страховщиков в Кемеровской области предпочли верхнюю его границу.

«Да, конкуренция появилась в ряде регионов, где некоторые страховые компании установили минимальные базовые тарифы по ОСАГО, – комментирует Андрей И. – ГСК «Югория» установила такие тарифы, например, на территории Ханты-Мансийского автономного округа, в Новосибирске, Калининграде, Тюмени, Самаре, Перми, то есть в регионах, где у нас в целом приемлемая убыточность по ОСАГО. Но этого, к сожалению, нельзя сказать о многих других территориях. Поэтому не совсем понятно, на что рассчитывают страховые компании, которые устанавливают минимальные тарифы в регионах с высокой убыточностью, в том числе в Кемеровской области. Наша компания конкурировать с ними не собирается, так как рентабельность бизнеса и качество страховых услуг для нас важнее больших объёмов продаж».

«Для того чтобы оценить действенность тарифного коридора для конкуренции, необходимо больше времени, – добавляет Виталий Княгиничев. – В настоящий момент в Москве и Санкт-Петербурге мы можем себе позволить идти по нижней границе, в остальных регионах установлены более высокие ставки. В целом мы положительно оцениваем введение коридора и полагаем, что данный механизм должен, по крайней мере в перспективе, позволить страховщикам эффективнее конкурировать по цене, а рынку прийти в конечном итоге к либерализации тарифа».

Как известно, в прошлом году большинство страховщиков не только не боролись за увеличение доли на рынке ОСАГО, но и всеми силами сокращали её. В августе  региональный филиал компании «Ингосстрах» в Кемеровской области, включая отдел продаж, переехал из Кемерова в посёлок городского типа Каз в Таштагольском районе (население – 4,4 тыс. человек). Компания назвала данный шаг вынужденной мерой, связанной с глубоким кризисом в данном секторе. «Ингосстрах» стал не единственной компанией, «сменившей прописку» филиалов в наиболее убыточных для себя регионах.

Дело в том, что отсутствие у офиса страховой компании статуса филиала не позволяет контролирующим органам привлечь страховщика к ответственности за отказ в оформлении полиса ОСАГО. Соответственно, данное решение стало законным способом существенно сократить количество заключаемых договоров. Другие компании пошли более радикальным путём, упразднив филиальную сеть полностью или в отдельных регионах. Так покинули наш рынок, например, «Ренессанс Страхование», «Гута-страхование» и «Альянс».

Есть ли перспективы их возвращения после увеличения тарифов? По мнению Вячеслава Фёдорова, компании,  особенно связанные с иностранным капиталом, вряд ли вернутся на этот рынок, пока есть финансовые риски. «Рынок ОСАГО, скажем так, стал менее непривлекательным, – комментирует Андрей И последствия для рынка в связи с ростом тарифов. – Ряд страховщиков, например, группа «Альянс», пока не торопятся возвращаться на него, а некоторые крупные страховые компании даже сейчас заявляют о своей готовности уменьшить долю на этом рынке. Зато это очень привлекательный бизнес для организаторов мошеннических схем, для тех, кто продает «левые» полисы по 1 тыс. рублей и для тех, кто привык использовать лазейки в законодательстве и зарабатывать на страховых компаниях».

«Мы не планируем прилагать отдельных усилий для наращивания своей доли на рынке ОСАГО, так же как и для её намеренного сокращения, – сообщил Виталий Княгиничев. – По итогам 1 квартала 2015 года наша доля сохранилась на том же уровне по сравнению с 4 кварталом 2014 года. В целом мы нацелены на дальнейшее органическое развитие сегмента ОСАГО, без резких маневров, с акцентом на комплексное обслуживание клиентов, то есть на обеспечение возможности страхования обязательной гражданской ответственности с разъяснением важности страхования по добровольным видам, особенно страхования имущества». На вопрос, намерен ли «Ингосстрах» вернуть региональный офис из посёлка Каз в Кемерово, в компании не ответили.

Эксперты всё же надеются, что с повышением тарифов отказывать автовладельцам в оформлении ОСАГО страховщики перестанут. Как сообщил на прошлой неделе порталу «Страхование сегодня» заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин, после 12 апреля число жалоб граждан на страховщиков в службу по защите прав потребителей Банка России резко упало. «А вот навязывание дополнительных услуг к ОСА ГО – это та проблема, которую пока удается решить с трудом, – добавляет Владимир Чистюхин. – Здесь главная проблема в том, что очень сложно разделить кросс-продажи и навязывание услуг, это – вопрос доказывания».

Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко