-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 19.02.2015

Год поражений и надежд

Для машиностроения Кузбасса прошлый год выдался сложным. Из-за падения заказов со стороны угольных предприятий особенно сильно пострадали крупнейшие заводы отрасли, производящие горно-транспортное и горно-шахтное оборудование. Не обошлось и без банкротств.
 
Сложности Юрмаша

Ещё пару лет назад ООО «Юргинский машиностроительный завод» продолжал развитие, проведя большую модернизацию части своего металлургического комплекса. Однако в 2013 году в связи с кризисом в угольной отрасли, вызванным снижением цен на продукцию, угольные компании свернули свои инвестиционные программы. Как следствие, сократились заказы на горнодобывающее оборудование, и завод оказался в сложной финансово-экономической ситуации. К этому добавилась смена собственника – в августе прошлого года на смену украинской группе компаний «Донецксталь» пришла российская госкорпорация  «Уралвагонзавод». Но ситуацию на Юрмаше серьёзно не изменило. В октябре 2013 года была представлена программа по выводу предприятия из сложившейся ситуации. Однако, затем, по данным заместителя губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и предпринимательству Александра Мирошника, руководство ОАО «НПК «Уралвагонзавод» отстранилось от вывода предприятия из кризиса и по непонятным причинам не занимается дальнейшей модернизацией предприятия, загрузкой производства, решением финансовых вопросов.

Летом прошлого года о проблемах на Юрмаше выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В конце июня руководство Уралвагонзавода прокомментировало его обращение к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой принять меры к руководству Уралвагонзавода, собственнику Юргинского машиностроительного завода в связи со сложной ситуацией на предприятии. УВЗ в официальном сообщении заявил, что «в деятельности Юрмаша возникли проблемы, в том числе и с налоговыми инстанциями... но «во-первых, дочерние структуры Уралвагонзавода все ещё находятся на стадии юридического оформления сделки (по приобретению Юрмаша – А-П), в том числе и по причинам корпоративных и судебных процедур в Кемеровской области. Это не позволяет проводить глубокую реструктуризацию бизнес-процессов на предприятии с тем темпом, с которым хотелось бы заинтересованным сторонам. Но как только процедура оформления будет завершена, все финансовые и хозяйственные проблемы будут устраняться силами УВЗ, и соответствующие стратегии разработаны. Во-вторых, топ-менеджеры, делегированные Уралвагонзаводом в Юрмашзавод, осведомлены о проблемах предприятия, а их компетенция многократно подтверждена успешными антикризмсными действиями. В-третьих, любое слияние производств – это комплекс серьёзных мероприятий, реализация которых не может быть мгновенной. О положительных результатах этого процесса можно будет судить по прошествии определенного времени, но уже сейчас есть все основания полагать, что интеграция Юргинского машиностроительного завода в структуру корпорации УВЗ будет для него полезной, а фундамент для этого уже заложен».

Этой реакции, однако, оказалось недостаточно, уже в июле прошлого года стало известно о том, что Юргинский машиностроительный завод обвинили в уклонении от уплаты налогов. По версии следствия, руководство предприятия скрыло более 83 млн рублей. А в августе губернатор Кузбасса объявил о введении с 11 августа по 11 сентября режима чрезвычайной ситуации на теплоэлектроцентрали ООО «Юргинский машиностроительный завод» и о выделении 70 млн рублей на её подготовку к зиме. Как сообщила пресс-служба администрации Кемеровской области, решение губернатора связано с тем, что компания «Уралвагонзавод», контролирующая Юрмаш, «не занимается подготовкой к зиме ТЭЦ завода, которая обслуживает весь город, 83 тысячи юргинцев могут оказаться без тепла в предстоящий отопительный сезон, а ни директор завода, ни директор ТЭЦ ничего не решают».

Лишь в конце прошлого года компания «УВЗ-Логистик» из группы УВЗ, выкупив долги Юрмаша у ряда кредиторов, урегулировала проблемы завода с кредиторами. Это произошло на фоне нарастающей угрозы банкротства Юрмаша. Однако, с крупнейшим кредитором – ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово» – завод договорился о расчете только в октябре с условием погашения 229 млн рублкй задолженности за поставленный газ, формировавшуюся с апреля 2013 по июнь 2014 года, тремя траншами.

На фоне всех перипетий в 2014 году на заводе происходит смена руководства.  В конце марта Юрмаш возглавил известный бизнесмен Александр Щукин, а уже 17 июля на заседании совета директоров предприятия новым руководителем был назначен Сергей Аношин, занимавший до последнего момента должность исполнительного директора завода.
 
Банкротство года

Самым «пострадавшим» из всех машиностроительных предприятий Кемеровской области в 2014 году можно считать киселёвский ОАО «Машиностроительный завод им. Черных», который известен производством и ремонтом различного горно-шахтного оборудования (ГШО). По итогам 2013 года выручка предприятия оказалась на уровне всего 50 млн рублей против 189 млн годом ранее, у завода накопилась дебиторская задолженность в размере 41 млн рублей при кредиторской задолженности в 33 млн, в том числе, по зарплате – 7,4 млн рублей.

Теряя заказы и выручку, завод потерял интерес и своего ключевого собственника, гендиректора ОАО «Анжеромаш» Сергея Алькова, в сентябре 2013 года стало известно, что он продает контроль над своим киселевским активом. Однако, реальная смена собственника произошло чуть позднее – в ноябре позапрошлого года контроль над ОАО «Машзавод им Черных» приобрело киселёвское ООО «Профсервис», купившее 51% акций у Сергея Алькова и 49% у польского ООО «Завод горных машин «Глиник» (с 2012 года входит в польскую группу «Фамур»).

В начале прошлого года один из совладельцев завода Андрей Гладков лично возглавил предприятие. По его словам, предыдущие руководители боялись брать на себя ответственность. Улучшить экономику завода, по данным нового гендиректора, новые собственники рассчитывали за счёт новых заказов со стороны ОАО «РЖД», министерства обороны, производителя лифтов из Санкт-Петербурга. С приходом новых собственников постепенно стали гаситься долги предприятия, в том числе, по зарплате и перед энергетиками, которые перед этим уже отключали заводу электроэнергию. Но надолго активности новых собственников не хватило – в мае 2014 года арбитражный суд Кемеровской области ввёл на предприятии процедуру наблюдения. По её итогам, как сообщил в своём отчете временный управляющего ОАО «Машиностроительный завод им. Черных» Александр Лихачев, и он, и кредиторы пришли к выводу, что оздоровить завод невозможно, и следует открывать конкурсное производство, что и было сделано в начале сентября прошлого года. После этого при поддержке обладминистрации на предприятие пытаются уже несколько месяцев привлечь нового собственника, который бы выкупил имущество на конкурсе, и возобновил на заводе производство, необязательно старого горно-машиностроительного направления.
 
Импортозамещение

На фоне последних событий в стране и мировой экономике 2014 год можно условно назвать годом ожиданий по импортозамещению. И хотя, сказано об этом было и ранее много, по словам Александра Мирошника, в 2014 году у нас в области реализовывалось два крупных проекта, направленных на создание условий для импортозамещения в угольном машиностроении. Это проект «Испытательный центр оборудования для горнодобывающей промышленности в СФО», который позволит вдвое увеличить объём производства и продаж горнодобывающего оборудования,  сохранить более 2 тысяч рабочих мест на машиностроительных предприятиях, создать около 3 тысяч новых рабочих мест, в том числе около 200 рабочих мест в научных учреждениях и на малых инновационных предприятиях.

В рамках данного проекта в сентябре пошлого года ОАО «Объединенные машиностроительные технологии» (ОМТ) запустило на базе машиностроительного завода в Киселёвске стенд для испытаний силовой гидравлики горно-шахтного оборудования. Инвестиции в проект составили около 350 тыс. евро. Запуск стенда – это первый этап в проекте создания испытательного комплекса, который компания планирует запустить во втором квартале 2015 года. Комплекс позволит, помимо гидравлики, испытывать прочностные характеристики металлоконструкций крепей и проводить силовые нагрузочные испытания очистных механизированных комплексов.
Планы создания стендовой испытательной базы существуют в Кузбассе уже не один год. В 2013 году Институт угля Сибирского отделения РАН сообщил, что разрабатывает первый в России испытательный центр горно-шахтного оборудования площадью 1,4 тыс. кв. метров совместно с Юрмашем, угольной компанией «Заречная», ОМТ, «Анжеромашем» и другими машиностроителями.

Второй проект – «Строительство завода по выпуску современных конвейерных систем», реализуемый ООО «Центр транспортных систем» (ЦТС) в Ленинске-Кузнецком, который в настоящее время  является крупнейшим из реализуемых в машиностроительной отрасли Кемеровской области. Проект предполагает создание 290 рабочих мест, из них 250 высокопроизводительных для жителей города Ленинск-Кузнецкого и Ленинск-Кузнецкого района. Реализация проекта позволит обеспечить предприятия области конвейерными системами собственного производства. Однако до последнего времени ЦТС вёл переговоры о привлечении кредитных средств для реализации, и эти переговоры шли уже несколько лет.
 
Помощь от государства

В то время как машиностроители, специализирующиеся на производстве ГШО, испытывали трудности, другие предприятия, сделавшие ставку на государственно-частное партнерство, оказались в наиболее выгодном положении. В первую очередь это коснулось тех, чье производство в основе своей нацелено на оборонку. К слову, из всех предприятий ВПК в отрасли на территории области остался только небольшой ОАО «Кемеровский механический завод» (КМЗ), выпускающий боеприпасы. Ранее предприятие регулярно испытывало трудности с госзаказами. Однако в последнее время кардинально поменялась государственная политика в отношении оборонной промышленности, постепенно вырос оборонный заказ. Предприятие включили в Федеральную целевую программу на выделение средств на модернизацию оборудования и реструктуризацию производства.

Если в период с 2008 по 2012 годы акционер Кемеровского механического завода государственная корпорация «Ростехнологии» выделил предприятию на модернизацию 300 млн. рублей, то с  2014 по 2016 год будет выделено еще 680 млн рублей на реструктуризацию предприятия, строительство новых очистных сооружений, котельной и прочее. Первые 60 млн из этих средств уже были получены в прошлом году.

По данным гендиректора КМЗ Петра Поволяева, «в дальнейшем акционер рассматривается вопрос нашего участия в Федеральной целевой программе на сумму в 1 млрд рублей на приобретение нового высокоточного оборудования». По его словам, благодаря увеличению заказов на оборонку, «Кемеровский механический завод» сейчас в буквальном смысле встает с колен. Если в прошлом году предприятие выпустило продукции на 700 млн. рублей, то в 2014 году завод, впервые за последние 16 лет, вышел на объёмы выпускаемой продукции в 1,1 млрд рублей. Открываются новые рабочие места. В 2013 году на заводе работало 750 сотрудников, в середине 2014 года  – 1040 человек. В 2015 году планируется численность работников предприятия увеличить до 1200 человек.

Другое предприятие, работающее с государством на заказ, но уже в другой сфере, коммунальной, кемеровское ОАО «КОРМЗ», в марте прошлого года начало выпуск мусоровоза с боковой загрузкой. По данным гендиректора предприятия Александра Сляднева, выпускаемые мусоровозы  ЭКО-МБ18К на шасси КАМАЗа 53605-А4 (на дизельном топливе) и КАМАЗа 53605-32 (на метане) разработаны совместно с партнёром ООО «Экомтех» (Москва). Новая машина имеет увеличенный объём кузова, 18 кубометров. При этом загрузочное пространство расположено таким образом, что машина стала более компактной, значительно повысилась её маневренность. Новая конструкция поворотного манипулятора позволяет осуществлять загрузку со всех видов контейнеров. Надежность работы агрегатов улучшена за счет применения гидравлических компонентов итальянского производства WALVOIL. Стоит отметить, что гидросистема разработана с учётом сибирских климатических условий.

Кроме того, мусоровоз имеет автоматический режим уплотнения, что дает экономию времени за счет параллельного прессования мусора и загрузки содержимого контейнеров. Коэффициент уплотнения составляет 1:6. Рабочее давление, создаваемое гидравлической системой, порядка 180-200 бар, что позволяет формировать усилие на 30 % больше, чем у машин отечественных производителей. То есть в новые мусоровозы можно загрузить значительно большее количество мусора. Например, грузоподъемность КАМАЗа этой модели 10 тонн, что составляет порядка 100 мусорных баков, установленных во дворах. Но в мусоровозы отечественного производства входит лишь 50 баков, а в эти – 70.

В течение 2014  года завод планировал выпустить порядка 5 единиц техники с разным назначением от небольших мусоровозов до перегрузочной станции с бункером объемом 45 кубических метров. А в итоге в планах у руководства ОАО «КОРМЗ» охватить своей продукцией весь рынок от Урала до Сахалина.

Максим Москвикин

 


Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко