-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 09.02.2010

Закон для торга

Елена Мазанько, заместитель губернатора Кемеровской области по поддержке и развитию предпринимательства
Ростислав Скороходов, генеральный директор ООО «КОРА-ТК»
Александра Колесник, директор  ООО «Система РегионМарт»
По словам Елены Мазанько,
применительно к Кузбассу
актуально, прежде всего,
регулирование отношений между
поставщиками и торговлей
По мнению Ростислава
Скороходова, «стороны
попытаются найти компромисс,
исходя из общей экономической
ситуации»
Александра Колесник пояснила,
что все ориентированы на
федеральное законодательство, так
местный закон принят только в
целях реализации федерального
 
Вступивший в силу 1 февраля федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» так называемый закон о торговле, хоть и не принёс существенных изменений в отношения поставщиков и ритейлеров, но заставил о них задуматься всерьёз. В первую очередь, о расчётах за товары. И как признают обе стороны, пока, как и прежде, тон задаёт торговля.
 
Напомним, что после бурных дискуссий в Госдуме, гневных выступлений руководства крупных федеральных сетей, закон-таки был принят. Главными пунктами документа, вокруг которого и ломались копья, были сроки оплаты за поставленный товар и  порог доминирования торговых организаций на территории. Как считает заместитель губернатора по поддержке и развитию предпринимательства Елена Мазанько, применительно к Кузбассу актуально, прежде всего, регулирование отношений между поставщиками и торговлей. Представляя в середине января участникам рынка проект регионального закона о госрегулировании торговой деятельности, замгубернатора заявила, что федеральный закон разрешил главную проблему, которая была «головной болью» весь прошлый год – своевременность расчёта за поставленный товар. 10 рабочих дней для продуктов сроком годности до 10 дней, 30 – для срока годности в 10-30 дней и максимум 45 дней для «долгоиграющих» (срок годности выше 30 дней) продуктов. Такую привязку расчёта к срокам реализации товара Елена Мазанько назвала «справедливым подходом». Что же до антимонопольных норм, то, как считает замгубернатора, Кузбасс эта тема может вообще может обойти стороной. По крайней мере, в обозримом будущем.«Для Кузбасса сетевая торговля не характерна, –заявилаона. –По нашим данным, сетевая торговля занимает примерно 14% от всего товарооборота в области. Всё остальное мелкие магазины». По мнению Елены Мазанько, сетевому ритейлу в регионе ещё есть куда развиваться: «Даже если встанет вопрос о сетях в городах, то есть сельские территории». Но и тут речь будет идти даже не о доминировании какой-либо сети, а, скорее, о минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Нормативы обеспеченности, к слову, согласно региональному закону, обязана разработать область.
Примечательно, что региональный закон «О государственном регулировании торговой деятельности» (он был принят областным Советом народных депутатов 27 января – «А-П») вообще не вызвал каких-либо дискуссий между ритейлерами и местными производителями. Всё потому, что как пояснила директор крупнейшей торговой сети в Кузбассе ООО «Система РегионМарт» Александра Колесник, все ориентированы на федеральное законодательство. А местный закон, в котором обозначены полномочия региональной власти, принят только в целях реализации федерального. В частности, областной закон предусматривает формирование торгового реестра Кемеровской области, разработку программ развития торговой деятельности, порядок организации ярмарок и продажи товаров на них. Всё это, считает Александра Колесник, и сейчас «решается».
Все вопросы сейчас именно к федеральному законодательству. Гендиректор ООО «Система РегионМарт» Сергей Колесник согласен с Еленой Мазанько в том, что антимонопольные ограничения не столь актуальны для Кузбассе в целом, и для его компании в частности. «Сегодня наша сеть присутствует в 6 регионах Сибирского федерального округа. Однако ни в одном из этих регионов доля сети (магазины «Чибис», «Поляна») на рынке не превышает 25%. А потому те ограничения, которые предусматривает закон «О государственном регулировании торговой деятельности», не должны нас коснуться, и каких-то особых проблем в связи с этим у компании быть не должно», – заявил он «Авант-ПАРТНЕРу». Впрочем, при открытии новых магазинов, компания, отметил он,  будет более внимательно смотреть на ситуацию и, «конечно, учитывать те ограничения, которые предусматривает новый закон».  В целом же установленный порог доминирования  в разных регионах, по мнению Сергея Колесника, будет работать по-разному: «Где-то он будет дифференцировать торговлю, где-то, наоборот, тормозить. Все зависит от экономики региона». Ориентироваться при этом ритейлерам, видимо, ещё какое-то время придётся на действующие антимонопольные нормы и методики подсчёта. Ведь, по словам заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы госстатистики Галины Рябцевой, никаких новых методик в их службу не поступило, а для специалистов вполне достаточно тех, что уже имеются: «Долю всегда можно определить».
Видимо, тем, что в Кузбассе, не «доминирующий» вопрос в числе приоритетных для торговли, представители некоторых торговых компаний даже рассуждают о пользе конкуренции. «Закон создает условия для развития конкуренции, от которой в выигрыше будет рядовой покупатель. Таким образом, у потребителя будет выбор минимум между 4 сетями, они, в свою очередь, будут конкурировать между собой в ценовой политике, в уровне сервиса. С другой стороны, местные более мелкие операторы, получают возможность конкурировать с более крупными торговыми сетями федерального уровня», – считает Дмитрий Радченко, заместитель генерального директора ООО «АЛПИ-Трэйд» в Кемерове. О пользе для потребителя, полагает он, можно говорить и применительно к срокам оплаты за товар: «Регулирование сроков оплаты товаров, получаемых торговой сетью от поставщиков, по моему мнению, упорядочит взаимоотношения поставщиков и торговых сетей, а также будет стимулировать магазин на увеличение товарооборота. Ведь если вы будете знать, что в десятидневный срок вам необходимо расплатиться с поставщиком, скажем, за молоко, вы будете стараться получить эту выручку, активизируя свои продажи. Опять же в данном случае выигрывает покупатель, т.к. магазины будут стараться увеличить свои продажи за счёт снижения цен и повышения сервиса, проведения ярмарок и распродаж».
Однако такая позиция сейчас, скорее, исключение. Торговля и поставщики говорят о более «прозаичных» вещах – о долгах. По словам генерального директора ООО «КОРА-ТК» Ростислава Скороходова, компания будет «стараться придерживаться требований закона по срокам оплаты и сейчас анализируются договоры с поставщиками на этот счёт». Однако, по его мнению, «стороны попытаются найти компромисс, исходя из общей экономической ситуации». Глава «КОРА-ТК» не называет сумму долгов компании перед поставщиками, говорит лишь, что «просроченная задолженность есть», но снизилась по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза. И хотя сейчас финансово-экономическая ситуация в целом в экономике и в компании в частности, улучшилась, строго выполнять требования нового закона пока затруднительно.
Геннадий Левин, директор ОАО «Суховский», поставляющего свою продукцию в магазины системы «КОРА-ТК», подтверждает, что в сравнении с прошлым годом ситуация с расчётами улучшилась: «Наша дебиторка, если сравнивать с концом прошлого года, сегодня сократилась больше, чем в вдвое. Сети стали понимать, что рано или поздно нужно будет работать в рамках закона». За свой «скоропорт»  глава Деревенского молочного завода Александр Сухинин, ещё ждёт расчёта не 10 дней, как требует закон. По его словам, срок в той же «КОРА-ТК» превышает 30 дней. Но производитель, считает Александр Сухинин, всё равно понимает, что от «торговли никуда не уйдёшь», а сети, несмотря на закон «что-нибудь придумают, чтобы не выполнять установленные нормы».
Юрий Романенко, директор некоммерческого партнёрства «Кузбасский мясомолочный союз» (объединяет 5 кузбасских производителей продовольственных товаров) говорит, что пока в Кузбассе не зафиксированы схемы, о которых уже известно в России. В частности, создание торговых домов ритейлеров: «Такие структуры – оптовая торговля, поэтому они как бы за рамками требований закона». А текущие отношения торговли и поставщиков, по его данным, хоть и стали понемногу улучшаться, пока оставляют желать лучшего. Отчасти поэтому многие производители, несмотря на сложности с привлечением финансовых ресурсов собираются в этом году расширять свою собственную торговлю. Так, участник Кузбасского мясомолочного союза компания «СДС-Алко» планирует сформировать сеть из 100 магазинов «Кузбасские продукты» по всему Кузбассу. Первое место в этих магазинах получат местные производители.
Но сеть сети рознь, утверждает Андрей Крылов, управляющий директор агропромышленной группы «Сибирская холдинговая компания» (объединяет Юргинский гормолзавод и хозяйства в Юргинском районе). «Порядочней» по его словам, ведут себя мелкие сети и отдельные магазины, тогда как за молочную продукцию крупные торговые компании рассчитываются до 40 суток.
Александра Колесник считает, что закон должен упорядочить взаимоотношения между производителями и ритейлом. И, если у производителя будет желание «наказать сеть», это будет возможно. Но, по её мнению, это не «панацея», потому что и сеть потом может отказаться от такого поставщика. «В торговле сейчас нет случайных людей. Кому будет лучше от того, что мы закроемся?! Так можно наступить на грабли!», – предупреждает Александра Колесник.
Андрей Крылов полагает, что «жизнь покажет», какими будут отношения ритейла и поставщиков в  рамках нового закона. Но здесь, как он считает, очень много будет зависеть от того, кто и как будет контролировать исполнение закона: «Встаёт вопрос контроля, проверок договоров. Как и кто это будет делать? Меня не очень устраивает схема, когда ко мне кто-то придёт и спросит: «А что у вас по договору с этой компанией?». А на этот вопрос, по словам Юрия Романенко, пока ответа нет, потому что ещё требуется принятие дополнительных актов к закону. В частности, касающихся перечня социально значимых товаров, на которые согласно закону могут быть установлены предельно допустимые розничные цены. В ближайшие месяцы ритейлеры ожидают детальных разъяснений и по поводу запрета на возврат товаров поставщику. По мнению Дмитрия Радченко, необходимо оговорить какой-то процент возврата от общей партии. Полный запрет на возврат, считает он, вызовет у магазина опасение заказывать какой-то новый ассортимент товара из-за боязни не продать его и оказаться в убытке. Таким образом, ассортиментная матрица будет  уменьшена до перечня самых покупаемых позиций. Кроме того, эта мера будет способствовать появлению на полках «залежалого» товара и товара с пограничными сроками хранения, т.к. продавец уже не будет возвращать товар поставщику, а будет пытаться его продать, полагает Дмитрий Радченко. Не всё однозначно и с запретами на  бонусы,  «платы за полку», «за вход в сеть», предусмотренных законом. Такие запреты, в принципе, призванные создать здоровую конкуренцию среди поставщиков и уравнять их в правах, а также ограничить дополнительные сборы со стороны сетей. Но здесь, по мнению Дмитрия Радченко, нужен индивидуальный подход к каждому конкретному договору, ведь он заключается на взаимовыгодных условиях и должен соблюдать интересы каждой из сторон: «Если поставщик хочет постоянно увеличивать объём своих поставок, необходимо стимулировать продажи в каждом магазине, а это делается за счёт увеличения охвата поставками новых магазинов («вход в сеть»), грамотного размещения товара на полках («плата за полки»)».
У участников рынка пока нет ясности, будет ли дан законодательный ответ на все эти вопросы довольно быстро. Пока же, по признанию и ритейлеров и поставщиков, они готовятся решать проблемы самостоятельно – «торгуясь» при заключении новых договоров.
Александра Фомина
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко