-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 09.02.2010

Торговля: поход за потребителем

Владимир Киселёв, профессор кафедры маркетинга и рекламы КемИ РГТЭУ
Сергей Колесник, гендиректор ООО «Система «РегионМарт»
Андрей Граванов, вице-президент ассоциации агропромышленных и торговых предприятий «Сибирская губерния»
Владимир Киселёв в начале
прошлого года прогнозировал
продолжение потребительского
бума в России, хотя и меньшими
темпами, и увеличение розничного
товарооборота в 2009 году
по сравнению с 2008 годом
Сергей Колесник в конце прошлого
года заявил, что компания
«Система «РегионМарт»
планирует увеличить
товарооборот в 2010 году
до 25 млрд рублей
 
По словам Андрея Граванова,
красноярская торговая и агропромышленная
группа не отказалась от планов развития розницы,
запустив в прошлом году новый проект –
сеть магазинов формата «у дома»
под названием «Свежие продукты»
 
 
Итоги работы торговой отрасли в Кузбассе в прошедшем году показывают, что в целом ей пришлось заметно сократить свои обороты, хотя некоторые ритейлеры его увеличили, другим, обременённым большими долгами, пришлось проводить реструктуризацию и отказываться от части активов, большинство ритейлеров «заметили» сокращение доходов населения и попытались найти на него свой ответ.
 
Доходное падение
По данным территориального органа Федеральной службы госстатистики (Кемеровстата), весь прошлый год реальные доходы населения Кузбасса падали. Сокращение сразу на 16% к аналогичному уровню 2008 года было отмечено уже в январе 2009-го, в первом полугодии прошлого года оно составило в итоге 11%, что нашло свое отражение и в сокращении розничного товарооборота. В первом полугодии, по данным областного департамента потребительского рынка и поддержки предпринимательства, оно составило 17%, т.е. даже больше, чем падение доходов покупателей.
Но это было далеко не самое большое сокращение. Несмотря на то, что общеэкономические показатели во второй половине прошлого года, казалось бы, пошли на поправку – начала расти добыча угля и некоторые другие промышленные производства, – падение доходов населения не остановилось. Напротив, по данным Кемеровостата, в целом по итогам года оно составило 14%, в основном, за счет 23-процентного сокращения во второй половине лета. Но, так или иначе, это не смогло не отразиться на общем товарообороте, по итогам 2009 года он упал на 21% и составил 237,2 млрд рублей (см. таблицу). Больше всего, естественно, пострадала торговля непродовольственными товарами, от них потребитель отказывался чаще, меньше – продуктами. По размерам оборота эти группы товаров почти сравнялись, в то время как в 2008 году на долю непродовольственных товаров пришлось 53,9% всей торговли, а продуктов – 46,1%.
Из территорий, по данным департамента потребительского рынка и поддержки предпринимательства, больше всего в прошлом году пострадали от сокращений в рознице Прокопьевский район (снижение товарооборота составило 42%), Беловский (32%) и Таштагольский (27%). Для сравнения: в 2008 году оборот розничной торговли в Кемеровской области составил 272 млрд рублей, на 9% больше, чем в 2007 году.
Не все ожидали такого поворота в развитии ещё недавно очень успешной и быстро росшей отрасли. Профессор кафедры маркетинга и рекламы КемИ РГТЭУ Владимир Киселёв в начале прошлого года прогнозировал продолжение потребительского бума в России, хотя и меньшими темпами, и увеличение розничного товарооборота в 2009 году по сравнению с 2008 годом. По его мнению, «рецессии в торговле не будет, она начнется позже в 2010 году, достигнув максимума на рубеже 2010-2011 годов». В то время как Сергей Колесник, гендиректор ООО «Система «РегионМарт», как и некоторые другие ритейлеры, высказывали опасения, что распространение кризиса по другим отраслям экономики нанесет серьёзный удар и по рознице, т.к. сократятся доходы работников этих отраслей и, соответственно, потребление. Это в первую очередь ударит по торговле товарами с высокой маржой. В то время как торговля товарами повседневного спроса и так находится в зоне высокой конкуренции, соответственно, малоприбыльна, а иногда убыточна.
 
В зоне конкуренции
Тем не менее, именно в сфере высокой конкуренции пришлось развиваться в прошлом году крупным сетям. Ведь ставку пришлось делать ставку на развитие торговли недорогими товарами по доступным ценам и в соответствующих экономичных форматах, в первую очередь, в дискаунтерах и магазинах «у дома».
В условиях сокращающихся доходов потребителей главным критерием при выборе места покупок, по оценке ритейлеров, стали низкие цены. Получить их компании попытались за счёт отказа от дорогого оформления и оборудования в торговых залах и минимального присутствия в них обслуживающего персонала, за счёт того, что товар, в основном, продается по принципу «самообслуживание» и выкладывается прямо в упаковке производителя. Покупателям в таких магазинах не стоит рассчитывать на широкий ассортимент и на то, что в торговом зале их будут ждать десяток, другой, готовых прийти на помощь консультантов, зато они могут рассчитывать на относительно низкие цены.
Так новосибирская компания «Холидей Классик», в состав которой в Кузбассе входит ООО «Кора-ТК» отреагировала на сокращение покупательной способности населения запуском дискаунтеров под маркой «Холди» и гипердискаунтеров под маркой «Холди Плюс». Вначале магазины нового формата появились в Новосибирской области, а во второй половине 2009 года – в Кузбассе. К февралю их работало в регионе уже восемь, включая гипердискаунтер «Холди Плюс» в Ленинске-Кузнецком, в который был переделан гипермаркет «Палата». Обычные «Холди» предусматривают ассортимент в 600 наименований товаров, гипердискаунтеры – 3 тысячи. Как поясняет Юлия Лобова, директор по торговле ООО «КОРА-ТК», новые магазины с постоянно низкими ценами открыты из простого расчёта, что «сегодня многие покупатели стараются экономить».
Другой крупный ритейлер региона, кемеровская компания «Система «РегионМарт» (работает под марками «Чибис» и «Поляна») сделала ставку не только на низкие цены, регулярные скидочные кампании, но и на чрезвычайно агрессивную рекламу. Что на фоне трудностей (об этом ниже) некоторых конкурентов позволило привлечь значительное число дополнительных покупателей, и увеличить обороты вопреки общеотраслевой тенденции. В результате, по итогам года компании удалось стать второй по обороту в Сибири (после «Холидей Классика) и увеличить оборот по сравнению с 2008 годом на 31,3%, до 15,1 млрд рублей. Теперь в планах компании, как заявлял в конце прошлого года Сергей Колесник, увеличить товарооборот в 2010 году до 25 млрд рублей.
Впрочем, реализовать эту цель будет непросто, тем более что конкуренты, даже те, кто, казалось бы, оказался погребен кризисом, выправляются.
 
Недвижимость отдать, бизнес сохранить
Весьма непростым выдался 2009 год для некогда одного из крупнейших ритейлеров России, красноярской группы АЛПИ. Уже в конце 2008 года она потеряла значительную часть своей торговой недвижимости, свежепостроенные или реконструированные торговые и торгово-развлекательные центры отошли за долги к главному кредитору компании – Сбербанку – стали собственностью его «дочки», компании «Сбербанк-капитал». В Кузбассе у группы остались только два собственных торговых центра и один небольшой магазин (все – в Кемерове), а потерянные торговые объекты новый собственник выставил на продажу, в том числе, крупнейший в Сибири торгово-развлекательный комплекс «Лапландия» в Кемерове.
Однако даже в таких непростых обстоятельствах розничный бизнес группы не умер. По данным вице-президента ассоциации агропромышленных и торговых предприятий «Сибирская губерния» Андрея Граванова, ещё три года назад ритейл группы был выведен в отдельную компанию «АЛПИ-Трейд», и продолжает работать нормально, также как и производственные активы группы, в частности, птицефабрики в Кузбассе, Красноярском крае, Томской области и в Хакасии. А ОАО «АЛПИ» выступало владельцем торговой недвижимости группы, этой компании пришлось отдавать её за долги, в ней в декабре прошлого года было открыто конкурсное производство.
Правда, отношения «АЛПИ-Трейда» со «Сбербанк-капиталом» по поводу аренды некогда своих торговых площадей в прошлом году испортились. Ритейлер в условиях кризиса стал добиваться от нового собственника снижения арендных платежей, но безуспешно, и пришлось с занимаемых площадей съезжать. От того частично выиграла «Система «РегионМарт» открывшая в нескольких торговых центрах свои гипермаркеты.
Тем не менее, красноярская торговая и агропромышленная группа не отказалась от планов развития розницы, запустив в прошлом году новый проект – сеть магазинов формата «у дома» под названием «Свежие продукты». Как пояснил Андрей Граванов, открыто уже 150 таких небольших магазинов площадью 150-200 кв. метров каждый, в том числе, около 20 в Кемеровской области. В основном, они появились в тех местах, где когда-то располагались гипермаркеты АЛПИ, поскольку в ассортименте этих магазинов те же товары, в первую очередь, с собственных производственных активов группы.
Егор Николаев
таблицы.jpg
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко